Упражнение для воздушной струи
«ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ»
Цель: выработать плавную, длительную, сильную воздушную струю.
Описание: округлить губы и равномерно выдыхать воздух, как будто греем ладошки на морозе. Струя воздуха должна быть теплой.
«ЗАГОНИМ МЯЧ»
Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Обратите внимание! Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки.
Упражнение для губ
«БУБЛИК»: зубы сомкнуть, вытянуть губы вперед, как будто произносите звук [о].
Упражнения для языка
«НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «ПЯ-ПЯ-ПЯ»... Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.
Обратите внимание! Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
«ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка наверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Обратите внимание! Необходима работа только языка, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.
Обратите внимание! Работает только язык, а нижняя челюсть не помогает (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Непослушный язычок».
«Фокус» Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Обратите внимание! Нижняя челюсть неподвижна. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Игровые упражнения для артикуляционных органов
Для выполнения понадобится небольшой шарик диаметром 2-3 см со сквозным отверстием и крепкая веревочка длиной 60 см. Веревочку проденьте в отверстие шарика и завяжите на узел.
1. Пусть малыш подвигает шарик по веревочке влево-вправо. Ребенок держит веревочку горизонтально двумя руками, натягивая ее. Двигать шарик необходимо языком.
2. То же упражнение, но на этот раз малышу предстоит держать веревочку вертикально и двигать шарик языком вверх. Конечно, опускаться вниз шарик будет самостоятельно.
3. Малыш выполняет упражнение «Чашечка». В этом положении он должен поймать шарик языком.
Обратите внимание! Взрослый обязательно должен удерживать шарик за веревочку, чтобы ребенок нечаянно его не проглотил. После каждого занятия промывайте шарик теплой водой с мылом.
Вызываем звук «ш».
При произнесении звуков [ш] губы округлены и выдвинуты вперед, широкий кончик языка находится за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Посередине языка идет теплая струя воздуха.
Вариант 1. Ветер
Произнося [ш-ш-ш...], дети поднимают руки вверх и покачивают ими из стороны в сторону. Данное движение используется для проговаривания слогов -ша-, -шо-, -шу-, -ши-.
Вариант 2. Руки замерзли
Произнося [ш-ш-ш...], быстро трут ладошки друг о друга.
Слоги с движениями
Ша-шо-шу. Движение на звук [ш] – «Руки замерзли» — переходит в движение на гласный звук.
Аш-ош-уш. Движение на гласный звук переходит в движение на звук [ш] – «Руки замерзли».
Слова с движениями
Шар
ш – быстро трем ладошку о ладошку.
а – разводим руки в стороны.
р – делаем «моторчик».
Шуба
ш – быстро трем ладошку о ладошку.
у – вытягиваем руки вперед ладошками.
ба – наклоняемся вперед и «роняем» руки вниз.
Стихи с движениями
Поочередно то правую, то левую ладонь подносить ко рту, «шушукаясь».
Шу-шу-шу!
Ши-ши-ши!
Мышки шепчутся в тиши.
Согнутые в локтях руки слегка развести в стороны, пожать плечами и поворачивать голову вправо-влево.
Спрашивает мышка мышку:
Где купить про кошку книжку?
Поочередно то правую, то левую ладонь поднести к уху, «прислушиваясь».
Тише, мыши, не шуршите!
Нашу кошку не будите.