Поиск

В мир чудес и творческих открытий!

19/04/2011
АНУФРИЕВА Алла
802

О том, что не перевелись еще педагогические таланты на Руси, свидетельствует огромное количество кружков, студий, вырастающих то здесь, то там словно грибы после дождя — от самых маленьких, расположенных в подвалах, до просторных, прекрасно оснащенных центров и школ эстетического воспитания. И основа таких центров — не богатые спонсоры и не директивы органов управления, а прежде всего уникальные творческие личности, энтузиасты, педагоги, художники, музыканты, артисты, чувствующие и понимающие детей, способные в каждом ребенке разглядеть его особенный дар и раскрыть, развить его таланты.
Сегодня мы расскажем только о трех таких учреждениях, возникших совсем недавно в Москве и являющихся во многом новаторскими. Педагоги в них работают по собственным и весьма оригинальным авторским методикам.

ДЕТСКАЯ КИНОСТУДИЯ «АНИМАФИЛЬМ» при Московском Детском фонде

Корни этого проекта — в городе Новосибирске, где на протяжении десяти лет существовала детская студия мультипликации, и педагогами которой, а именно Е. Глущенко, И. Гориной и Г. Абрамовой, была разработана программа «Дом мультфильмов». Мультфильмы, которые рисовали и снимали ребятишки, начиная с 3-летнего возраста, участвовали во многих международных фестивалях анимации и получали свои законные награды. Теперь вместе с профессиональной художницей, а ныне директором киностудии Екатериной Глущенко проект переместился в Москву. (Тел.: 214-24-60.) И надо сказать, московским детям крупно повезло, потому что авторская методика, по которой они могут отныне заниматься, способна развить творческое начало в любом ребенке. Работа киностудии ведется по трем возрастным группам: младшая (2–6 лет), средняя (7–13 лет) и старшая (14–17 лет). В числе обязательных предметов — литературное творчество, анимация, актерское мастерство, музыка, рисунок и киноведение. Впрочем, это только звучит так скучно: «киноведение». На самом деле оно означает, что все ребята, включая двухлеток, учатся смотреть мультфильмы. Но только не те безликие компьютерные продукты американской киноиндустрии, которыми перенасыщено наше ТВ, а отечественные мультики лучших российских аниматоров, на примере которых дети пытаются понять, как и зачем сделан этот мультик, «про что» он? Какой здесь конфликт и главное событие, где общий план, а где панорама... Для ребят постарше существуют и дополнительные дисциплины — дизайн звука, история анимации, живопись и композиция.
В чем же изюминка данного проекта? Прежде всего в том, что на пути создания собственного мультфильма, каждый ребенок, даже самый маленький, осваивает незаметно для себя все этапы, все направления работы профессиональной киностудии. Сначала он, как драматург, сочиняет историю, сюжет для своего будущего мультика. Затем он учится, подобно режиссеру, делать его раскадровку. Потом превращается в художника и рисует свой мультик на бумаге: фоны, персонажей. Как актер, его озвучивает, как музыкант, подбирает музыкальное оформление и, наконец, как аниматор, оживляет свои персонажи на мультстанке и снимает мультфильм на пленку. Педагог только помогает и направляет юного мультипликатора, и еще — что очень важно! — не обучает его конкретным профессиональным приемам, а стремится привить чувство гармонии и стиля, развить его творческое начало в целом.

Рассказывает Екатерина Глущенко:
«Мультфильм — это не цель. Наша главная задача другая — раннее раскрытие и развитие ребенка, его талантов, способностей. Можно сказать, что студия существует и для общения малышей с родителями. Потому что дети очень рано отрываются от семьи (уже с 1,5–2 лет они или в детском саду, или с няней). А здесь, на занятиях, присутствие родителей — очень важный момент. На каком-то этапе создания мультика к работе подключаются и мама, и папа, и получается такое семейное кино: мама с ребенком снимает, папа приносит им бутерброды или сам что-то подрисовывает... И в результате родители не просто занимаются абстрактным воспитанием малыша, а вся семья объединяется вокруг одного очень важного дела. Все увлечены и всем интересно: «Мы вместе делаем кино». А каков будет конечный результат, для меня уже не столь важно. Да, мы стремимся делать качественное кино, но при работе с самыми маленькими это — не самоцель.
Так же, как не является задачей научить их «правильно» рисовать. Я убеждена, что маленьких детей вообще нельзя учить рисовать. Они видят по-другому, думают по-другому, зачем же им чужое навязывать? Малыши приходят сюда, и у них вырабатываются элементарные навыки общения с красками. Они рисуют пальцами, ладошками, экспериментируют. А я учу их культуре обращения с красками, с кисточкой, учу смешивать краски на палитре, открываю им глаза на красочное богатство цветного мира. Музыкальный педагог учит детей слышать музыку, «открывает» им слуховой канал, дает им элементарную музыкальную грамоту. Ну а сверхзадача педагога по музыке — чтобы дети сами сочиняли, пусть на четырех нотах, свою музыку к мультфильму. В крайнем случае — могли бы подобрать нужную им музыку из предложенного материала.
Что касается занятий по пластике и движению, то мы же задаем движение марионетке при съемках! Например, оживляем нарисованную кошку. Если малыш своим тельцем не почувствует, как она движется, он не сможет ее правильно изобразить! На занятиях по пластике дети начинают задумываться о поэтапности движений зверей и людей, о выразительности окружающего мира. Московские дети, к сожалению, с раннего возраста попадают в страшный транспортный поток и напряженный городской ритм, им некогда остановиться и посмотреть, а что происходит вокруг, что же их окружает? И очень важно, чтобы малыши не замыкались на существующих стереотипах (если дом — только такой, если дерево — так и не иначе), а давали волю своей фантазии.
Но это, к сожалению, проблема всей современной культуры с ее повальной компьютеризацией, вытесняющей семейное общение, чтение, книгу, фантазию и истинно художественное творчество».

«ШКОЛА ЮНЫХ ЭРУДИТОВ» при Центре ускоренного обучения и развития
Центр работает с дошкольниками от 3 до 7 лет по уникальной авторской программе Наталии Савиной , соединяющей известную методику Зайцева с собственными разработками и направленной на всестороннее и интенсивное развитие ребенка. Поскольку основной вид деятельности в этом возрасте — игра, то дети в игровой форме уже с 3-летнего возраста осваивают программу начальной школы по всем основным предметам. Мало того, что малыши обучаются чтению, они еще запоминают правила грамматики русского языка, занимаются математикой и изобразительным искусством, знакомятся с окружающим миром.
«Изюминка» школы — в редкостном сочетании большого объема информации, быстрого, напряженного темпа работы (один курс обучения длится 3–4 месяца) и очень живой, легкой, увлекательной формы подачи материала. В основе «Музыкальной грамматики» — чтение по кубикам Зайцева, письмо печатными и прописными буквами, знакомство со стихами классиков. А каждое правило не заучивается, а пропевается, словно маленькая песенка, и в таком качестве усваивается гораздо лучше и быстрее.
Чтобы малыши не успели соскучиться, устать, по ходу занятия педагог дает определенную физическую нагрузку: пропевая слоги и разучивая слова, школяры не сидят на одном месте, а все время активно двигаются: бегают, приседают и делают веселую гимнастику.
Кроме того, вместо физкультминутки ученики занимаются специально разработан-ной американской гимнастикой Брэйна Джима для гармонизации левого и правого полушарий мозга.

Наталья Савина, директор Центра:
«У каждого человека, как известно, лучше развито либо левое, либо правое полушарие. И дети, которые к нам приходят, уже имеют расхождения: одни больше склонны к гуманитарным наукам, другие — к техническим. А наша цель — гармоничное развитие ребенка. Поэтому американская гимнастика очень важна. Все эти упражнения вроде бы развлекают, воспринимаются малышами как забавная игра, а на самом деле приносят им большую пользу.
Такой же забавной игрой представляется детям и «Музыкальная математика», на которой малыши — ни много ни мало — решают примеры и задачи в сотне, бегло считают в уме. Ведь это ужасно увлекательно, оказывается, сосчитать, сколько пальцев на ногах у трех мальчишек или сколько колес у двух грузовиков! И двузначные числа они складывают, и таблицу умножения учат словно между делом — в песенках, рисунках и просто на пальцах. У нас небольшие группы, по 6—9 человек, и дети не чувствуют себя изолированными, потому что родители тоже присутствуют на занятиях. Мы разрешаем малышам выбегать к ним в коридор, делиться своими впечатлениями. У ребят, кстати, есть хороший стимул к учебе: если ты лучше и быстрее всех отвечаешь, поешь песенки, тогда зарабатываешь много фишек (очков). А когда ребенок выплескивается эмоционально, когда он физически активен, тогда и умственно он готов хорошо все воспринимать. «Я познаю мир» — это наша авторская программа, позволяющая ребенку познавать в комплексе категории пространства и времени, живую и неживую природу, определить свое место на планете Земля и понять, что происходит за ее пределами. Если в общеобразовательной школе эта программа разворачивается в поступательном движении с 1-го по 5-й класс, то здесь она представлена вся сразу, в системе. Дети зрительно знакомятся со всеми моделями окружающего мира. Выпускник нашей школы может довольно связно рассказать, что родился он, например, летом, (назовет число и месяц), в такой-то день недели, во столько-то часов и минут. Он знает, на каком материке, и на какой планете, и
в какой стране произошло это чудесное событие. Кроха перечислит своих любимых животных и птиц, расскажет, на каком океане он не был, а на каком море (у какой реки) был. И когда ребенок будет иметь представление о себе и своем мире, ему станет интересно, где родились и бывали его родители, друзья. Таким образом, вся информация об окружающем мире проходит через ребенка, через его личный опыт. Поэтому-то она быстро усваивается.».

В программу основных занятий педагоги «Школы юных эрудитов» (тел.: 148-17-82) включают и основы здорового образа жизни с элементами дыхательной и звуковой гимнастики, с занимательной анатомией, с представлением о правильном и неправильном питании. А еще один большой урок посвящается изобразительному искусству. Дети знакомятся с самыми разными направлениями изо, с аппликацией, лепкой, рисованием. А те из них, кто прошел начальный этап обучения и перешел уже на вторую ступень, изучают историю мировой живописи и архитектуры.
Неудивительно, что ребенок, погружаясь на несколько месяцев в интенсивно развивающую среду, а домашние задания — это тоже неотъемлемая часть программы, быстро усваивает материал и выдает очень хороший результат. А насколько этот результат будет стоек и продолжителен — во многом зависит уже от родителей.

ТЕАТР КОСТЮМА «МАРТ» при школе № 1237
Театрально-художественная студия «Март» существует уже пять лет. Ребята, когда-то пришедшие сюда впервые шести-семилетками, уже выросли, но все равно заглядывают, приходят помогать новым питомцам. Теперь в театр костюма принимают даже пятилетних малышей.
Студию ведет Марина Петрова-Ришняк, театральный художник, член Международного художественного фонда. Она создала уникальную теорию о том, что все виды искусства: пение, танцы, рисунок, можно воспринимать через призму костюма. Эта теория уже пять лет с успехом подтверждается практикой работы студии.
Март — первый месяц весны — всегда был полон новых надежд, новых занятий, новых начинаний. Театр костюма появился именно в марте. И не случайно его символом стал поющий птенец: «март» — это старт, это — взлет. Это — полет фантазии. В название также входит латинское слово «арт», что означает искусство, мастерство, творчество. Ребята занимаются здесь всеми видами творчества — рисуют, танцуют, играют, выступают, шьют, конструируют, делают макеты и кукол.
 Словом, каждый может выбрать то, что ему больше по душе. Что же привлекает ребят в этой студии?
Рассказывает Марина Петрова-Ришняк: — Девочкам, конечно, нравится наряжаться, поэтому они идут сюда. Потом, попозже, им хочется узнать побольше об этих костюмах, о людях , которые их носили, о той эпохе, обо всем, что окружало этих людей... Постепенно они сами начинают придумывать свои костюмы...Что же касается мальчиков — их больше увлекает рисунок, возможность воплощать на бумаге рыцарей, воинов, пиратов... Потом их, в свою очередь , захватывает интерес к тому времени, когда эти люди жили, иными словами, к истории искусства... И таким образом, от костюма перекидывается своеобразный мостик к танцу, живописи, драматическому искусству. Так ребята постепенно осваивают самые разные пласты культуры. Конечно, я очень
благодарна администрации нашей школы и прежде всего директору Айданцевой Наталии Ивановне, которая во всем помогает и поддерживает нас во всех наших начинаниях.
Почему именно костюм?
Ни для кого не секрет, что, поменяв костюм, мы преображаемся. Шестилетняя девочка, впервые надев новый сверкающий кринолин, сразу меняет походку. У нее появляется грациозность принцессы. Малышу в костюме рыцаря уже не хочется озорничать, как прежде.
Костюм раскрепощает. Скованная по природе девочка, надев крылья бабочки, непринужденно порхает по сцене. Меняем костюм: теперь она петушок... и вот девочка раскрывается, раскрепощается, даже становится задиристой!.. Обычно, в театральных постановках, в танцах костюм подбирают в последнюю очередь. Мы же — начинаем с него.
Мало просто надевать и носить готовый костюм, надо уметь его придумывать. Так, например, мы собираем осенние листья. Желтые сердечки липы превращаются в рукава. Алый кленовый лист с зелеными подпалинами станет оригинальной юбкой, а маленький малиновый бересклет — короной. Вместо волос приклеим зеленые и желтые травинки. Остается нарисовать облака, и вот уже царица-осень летит над миром...
Но для того, чтобы что-то изобразить, необходимо сначала это увидеть. Современные малыши, выросшие в «каменных джунглях», имеют ограниченный кругозор — они практически ничего не видят, кроме многоэтажных коробок. Поэтому мы много ездим, смотрим. За пять лет своего существования мы провели около сорока экскурсий — в Коломенское и Царицыно, Пушкинский музей и Третьяковку, выбирались даже в Сергиев Посад и Новый Иерусалим. Пышные кринолины эпохи рококо, мраморные пеплосы Древней Греции, разноцветная пектораль египетского фараона создают непередаваемое ощущение своей эпохи...
Итак, мы познакомились с тремя уникальными коллективами, творческими и обучающими центрами, расположенными в самых разных уголках Москвы. На самом деле таких центров гораздо больше, и разбросаны они по всей России, только вот знают о них подчас очень немногие. Мы будем рады, если педагоги — авторы интересных, оригинальных развивающих программ для дошкольников — поделятся с читателями нашего журнала своими разработками, своим ярким опытом. 

Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.