Поиск

«Не хочу, не буду!» - ребенок не желает учить стихотворения

01/06/2020
Клишковская Анна
1378

Современным деткам, как в саду, так и в школе, приходится очень часто учить наизусть стихотворения. Это хорошая практика, так как позволяет эффективно тренировать память, развивать речевые навыки. Но малышам сложно объяснить пользу подобных упражнений, от них все чаще можно услышать: «Не хочу! Не буду учить!».

Учим стихи с ребенком

У ребенка всегда находится масса причин, по которым он отказывается учить стихи, некоторые могут уйти от учебы и вовсе без причин. Почему так? В большинстве случаев нежелание у детей заниматься кроется в страхе перед большими объемами информации для запоминания. Таким образом мозг крохи просто защищается от перегрузок, в том числе и информационных.

Чтобы сделать процесс заучивания стихотворения менее нежеланным, можно попробовать усыпить бдительность ребенка – перехитрить его. С сопротивляющимся чадом нужно согласиться: «Хорошо. Не хочешь учить – не будем. Можно я сама только буду проговаривать строки, а та будешь просто повторять за мной и поправлять меня, если я ошибусь». Зачастую дети соглашаются на такой «компромисс». Единственно, что нужно – это произносить стих по одной строчечке, не частить, чтобы малыш спокойно успевал повторять. Так вам удастся оградить его от стресса от переизбытка информации.

Что еще можно сделать, чтобы побороть «отторжение поэзии»? Спросить у ребенка: все ли слова и фразы в произведении ему понятны? Выясняется это в процессе обучения: непонятные для себя выражения ребенок все время путает, коверкает произношение, или постоянно «спотыкается» на них. Найдя такие слабые места нужно максимально доступно объяснить малышу, что к чему. Привести побольше примеров, где и как еще можно употреблять выражение или слово.

После устранения всех неясностей можно приступать непосредственно к запоминанию. Вначале произносите первую строку. Повторите столько раз, сколько нужно для того, чтобы ребенок начал цитировать ее без усилий и без ошибок, а только после этого переходите к следующей. Принцип сохраняйте – пока ребенок не запомнит полностью одну строку, к следующей не переходите. Затем повторяйте по две строчки сразу, потом по три и так далее до самого окончания стихотворения. Так незаметно для себя и для него вы сможете выучить весь материал.

Однако нужно обратить внимание на то, что не со всеми детками срабатывает подобная хитрость. Некоторые из них продолжают сопротивляться. В случае с маленькими упрямцами взрослый должен взять всю работу на себя, а точнее превратиться в «заевшую пластинку». Нужно начать зачитывать стихотворение без остановок, с выражением – раза три подряд, больше не нужно. Потом просто продолжать проговаривать по одной или несколько строк стиха, как будто для себя, но при этом следить, чтобы «ученик» их слушал. Повторять стихотворение нужно с удовольствием, ребенок должен видеть, как вам это нравится.

Некоторым детям нравятся спектакли. Берете игрушки, рассаживаете их в зрительском зале, выбираете одну «солистку» и пусть она рассказывает со сцены другим товарищам такой замечательный стишок. Игрушки-слушатели могут подхватывать текст и повторять вслед за ведущей по паре строчек, каждая своим индивидуальным голосом. Ни один ребенок не останется равнодушным к шоу, рано или поздно он обязательно присоединится к игре, результатом которой станет выученное стихотворение и дружные аплодисменты. Через многократное повторение можно выучить даже самый сложный текст, а в процессы развлечение учеба пройдет незаметно, зато эффект победителя ребенку гарантирован.

Важный момент: не стоит сильно напрягать ребенка и предлагать ему выучить больше 2-х строчек стихотворения в день. Растяните «удовольствие» на 5-7 дней, так, за неделю, можно легко осилить стих к праздничному выступлению.

Такой способ заучивания текстов использовался еще в древние времена. Раньше его называли «системой накоплений» и он был востребован у разных народностей, особенно у индусов, для того, чтобы передавать грядущим поколениям ценные философские учения, священные тексты. Механизм данного способа лежит в том, что начинать нужно учить с малого, постепенно увеличивая объемы и часто-часто повторяя материал.

Частота повторений – ключевой момент, так как она постоянно возвращает внимание ученика к пройденному материалу, заставляя углубляться, менять свое отношение к нему и впечатления. Постоянно проговаривая одно и то же, ребенок не замечает перетекания строк. Каждая новая сливается с предыдущей, с последующей и создается ощущение, что текст выучен за один раз. Использование данного способа позволяет быстро развить запоминательные способности ребенка, у него будет получаться осваивать сразу по несколько предложений. При этом нельзя забывать о предостережении мудрых индусов: нельзя заучивать в день слишком много строчек, так как память, как и мышцы лучше реагирует на постепенное увеличение нагрузок.


Заключительные рекомендации

Деткам, которых с раннего детства приучали к ритмически организованной информации – это частушки, загадки, потешки – намного легче дается изучение материала наизусть. Мама каждого грудничка должна баловать свое чадо рифмованными куплетами – они легко запоминаются и приучают память работать самым естественным образом. Если ребенок растет в окружении стихотворений, то их изучение в дальнейшем будет казаться ему абсолютно нормальным явлением, не требующим особого напряжения. Он будет с удовольствием вместе с мамой их повторять.

Чтобы облегчить ребенку запоминание стихотворения сопроводите его движениями. Они должны быть ритмичными, в такт тексту – где-то покачивания, где-то постукивания, где-то похлопывания и т.п.

Еще полезной штукой для заучивания стихов может оказаться мяч. С каждым броском произносите по строке, а ребенок ловит и повторяет за вами сказанное или декламирует следующую, затем возвращает мячик – и так до победы. После того, как малыш познакомиться со всем произведением и почувствует объем материала, на каждый бросок можно повторят по слову. Вы первое – ребенок следующее и так далее. Таким способом параллельно с памятью можно развивать внимательность и координацию.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.