Поиск

Плавание для детей. Плыть или не плыть?

11/08/2009
809

 

О лечебном воздействии плавания на организм в России впервые заговорили в XVIII веке. Раньше умение держаться на воде считали исключительно «пособлением в баталии» (в середине XVII века по приказу Петра I плаванье стало частью программы подготовки российских военных: «Всем новым солдатам должно учиться плавать, не всегда есть мосты»). Однако уже век спустя плавание окрестили «полезным гигиеническим упражнением».

По прошествии веков медики без устали научно доказывали благотворное влияние плавания на здоровье в целом и основные показатели физического развития – в частности. С помощью плавания можно вести борьбу с лишним весом ребенка; оно считается отличным средством профилактики, а также исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия. Кроме того, занятия укрепляют нервную и сердечно-сосудистую системы, развивают мышечную систему и дыхательный аппарат малыша. Плавание содействует даже росту костной ткани и ее укреплению. При этом противопоказаний для занятий плаванием практически не существует.

 

«Детское плавание»

Это понятие пришло из-за рубежа: в конце 30-х годов XX века Клэр Тиммерманс, основываясь на собственном опыте, написала книгу «Как научить ребенка плавать», которой впоследствии многие воспользовались как учебником по плаванию. У нас, на тот момент закрытой для западной информации стране, стала чрезвычайно популярной методика З.П. Фирсова, изложенная в труде «Плавать раньше, чем ходить». Эта методика была не просто одобрена спецкомиссией Минздрава СССР, она повсеместно внедрялась. Теория о том, что ребенка можно оздоровить практически в любой ванной, показалась родителям очень удобной.

 

Плыть, нельзя не плыть

«Простое погружение человека в воду вызывает повышение функций различных органов: учащается дыхание, повышается частота сердечных сокращений, ускоряется обмен веществ, – рассказывает врач первой категории Сергей Овечко, консультирующий в одном из крупных московских спорткомплексов. – Это происходит в результате увеличенной теплоотдачи, поскольку теплопроводность воды приблизительно в четыре раза выше теплопроводности воздуха. Играет роль и увеличение давления на поверхность тела: сопротивление жидкости при плавании способствует особенно активной работе крупных групп мышц и развитию функциональных возможностей и силы основных скелетных мышц».

Мышцы плывущего ребенка попеременно напрягаются и расслабляются, наращивая свою силу и работоспособность. В то же время в воде малыш пребывает в состоянии «гидроневесомости», благодаря чему формируется идеальная осанка, так как статическое напряжение корпуса заметно уменьшается, а нагрузка на позвоночник – снижается в разы.

Медики констатируют: занятия плаванием положительно влияют на состояние центральной нервной системы, помогают сформировать уравновешенный и сильный тип нервной деятельности.

 

Внимание, противопоказания!

Прежде чем приступить к занятиям, Лариса Левчук советует показаться лечащему педиатру. Если малыш приболел, плавание прерывается и возобновляется только после выздоровления и только по разрешению врача. Среди противопоказаний к плаванию детей первого года – острые инфекционные заболевания, а также заболевания центральной нервной системы (особенно повышенное внутричерепное давление и высокий риск развития судорог). В последнем случае плыть или не плыть – решает только лечащий невролог.


Плыви, грудничок, плыви!

Стоить отметить, что далеко не все пропагандирующие раннее плавание имеют для этого необходимое образование. Поэтому прежде всего предлагаю вам узнать точку зрения врача-педиатра высшей категории Ларисы Левчук.

Чем хорошо раннее плавание? – Оно «является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все системы организма, это – универсальное средство закаливания», рассказывает доктор.

«Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе, – пояснила врач. – Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения».

Более того, «оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, плавание опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку», добавила педиатр. Детишки, начавшие плавать в первые месяцы жизни, начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать.

Впрочем, как и практически в любом вопросе, здесь существует множество теорий и большое количество мнений. «Умение плавать в раннем возрасте имеет массу преимуществ. Если все делается правильно, малыш приобретает бесценный опыт: свободу движения, приятные ощущения и радость от собственной отваги в сочетании с безопасностью, обеспечиваемой руками мамы или папы», – пишет Сесиль Лупан в книге «Поверь в свое дитя».

Она также настоятельно советует: «Выбирайте того преподавателя, который будет обучать вас тому, как научить плавать вашего ребенка. Если он захочет сам заниматься с вашим ребенком, не разрешайте превращать себя в простого зрителя. Вы должны быть в бассейне вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойно, и чтобы вы поскорее научились у преподавателя, что надо делать…

Кстати, немаловажен и выбор бассейна. Понятно, что мотаться с грудничком, одежками-полотенцами и коляской на другой конец города – небольшое удовольствие. И тем не менее. Опустите в воду бассейна термометр, а затем, набрав в ванну воды такой же температуры, посмотрите на реакцию крохи – слишком прохладная вода ему может не понравиться: значит, этот бассейн пока не для вас. Второй момент: нырните в бассейн сами и откройте глаза – хлорки не пожалели настолько, что у вас защипало все и везде? – представьте, каково же тогда будет маленькому человечку. Третье: бассейн – место массового скопления людей, к тому же там малыша «подстерегает» масса непривычных звуков, отраженная водой и кафельными стенами какофония голосов – это может напугать кроху.

«Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать, затем наступает угасание «водного» рефлекса, приобретенного в утробе матери. За это время нужно успеть добиться того, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка, – отмечает Лариса Левчук. – Если же малышу уже 3–4 месяца, врожденные плавательные рефлексы исчезают, и методику раннего плавания с ним осваивать не надо: обучение плаванию стоит начать с 3-летнего возраста, например на базе детсада или поликлиники».

И вот еще что: отправляясь учить своего грудничка плавать, надо определиться, ваша цель – просто сделать его здоровее или сделать здоровее и впоследствии отдать в большой спорт? Оказалось, что это две взаимоисключающие задачи, к достижению которых и идти нужно  совершенно по-разному.

 

Профессиональные  тренеры голосуют  против

«Не надо самим пытаться научить ребенка плавать до 4– 6 лет, если вы точно не знаете, как это надо делать, – призывает мастер спорта СССР по плаванию Тамара Анохина. – До 2–3 лет детям достаточно купания с надувными игрушками под присмотром родителей и с их активным участием в игре. В 3–5 лет можно научить ребенка лежать на воде, на спине и познакомить его с физическими качествами воды (она сопротивляется движению рук и ног, при горизонтальном положении тела человек хорошо держится на воде, а в вертикальном – плохо и т. д.)».

6–7 лет – самый благоприятный возраст для обучения плаванию. Дети уже в состоянии понять, что от них хочет преподаватель, способны 15–20 минут внимательно слушать и правильно выполнять указания. Без этого невозможно добиться нужного результата. «В плавании есть такое понятие как «чувство воды» – оно обеспечивается барорецепторами кожи и проприорецепторами мышц, и в 6–7 лет ребенок уже адекватно реагирует на их сигналы, посылаемые в центральную нервную систему».

 

Наша цель – не рекорды

Знаете ли вы, что обучать ребенка, впрочем, как и взрослого, плаванью имеет законное право (подтвержденное соответствующим дипломом о высшем профильном образовании) только тренер. А сертификат инструктора по плаванью выдается всем студентам-второкурсникам институтов физкультуры, сдавшим… зачет: прыжок с 3-метровой вышки, ныряние на 6-метровую глубину и «комплексный норматив по спасению утопающих» – то есть реанимацию утопшего тренажера «Гоша». Обладая таким сертификатом, человек может работать спасателем на вышке, но никак не обучать плаванию.

Тем не менее, стремясь заработать, многие бассейны дают объявления о наборе новичков в секцию для занятий с профессиональным ДЕТСКИМ тренером. Что же такое хороший детский тренер? – По собственному опыту могу сказать: это должен быть человек, который:  а) не только закончил институт физкультуры по специальности «плавание», но и получил хотя бы минимальное педагогическое, а еще лучше – и психологическое образование; б) осознает, что он работает преподавателем по плаванию в секции, а не тренером в юниорской сборной, то есть что цель пришедших – просто научиться плавать, а не победить на ближайших Олимпийских играх.

Такие тренеры, как правило, работают в заведениях с человеческим подходом. Уважение и уверенность вызывают спортивные школы или комплексы, которые занимаются с детьми по разработанным и утвержденным методикам и не делят новичков только на «плавающих» и «не плавающих».

В качестве положительного примера приведу «уровни программы обучения», предлагаемые спорткомплексом одного из сопредельных государств. Лично мне как маме он пришелся бы по душе. Все начинается с «Лягушат» – «программы для детей в возрасте 3– 4 лет: занятия проходят 1– 2 раза в неделю в группах по 5–6 человек; дети познакомятся с физическими качествами воды, научатся держаться, лежать на воде и контролировать дыхание». Потом идут «Утята» – «программа для детей 5–6 лет: занятия направлены на обучение ребенка скольжению на груди, с помощью работы ног в сочетании с правильным дыханием и скольжению на спине с помощью работы ног; проходят 2–3 раза в неделю». А еще есть «Золотые рыбки», «Дельфинчики» и «Юниоры», где также расписаны возраст и задачи. Обнадеживает, правда?

Член Европейской комиссии по физкультурному образованию Ирина Уголькова делится секретами удачного дебюта: «Занятия в бассейне отличаются от забав в дачной Переплюйке. Поэтому предварительно приучите ребенка к воде – предложите ему подуть на воду в ванной, поплескаться, окунуть туда лицо, так, чтобы впоследствии он не боялся. Сейчас довольно много бассейнов оснащено «лягушатниками», где занимаются мамы с малышами – начать можно с них».

 

Спортшколы с «мокрым» уклоном

Если ваше желание вырастить из ребенка профессионального спортсмена – твердо и непоколебимо, но с видом спорта вы еще не определились, начните с плавания. Хотя бы потому что это – наименее травмоопасный вид спорта.

При поступлении и выборе специализации учитываются физические данные не только ребенка, но и его родителей. «Желательно, чтобы они были высокого роста, – поясняет главный тренер пловцов ЦСКА Владимир Петров. – Затем детей проверяют на гибкость, смотрят на плечевой сустав, на размах рук. Сказать сразу, для какого именно стиля одарен ребенок, невозможно, тем более что бывает и так: талантлив, например, для брасса, а предпочитает вольный стиль».

Заслуженный мастер спорта, трехкратная олимпийская чемпионка, директор отделения синхронного плавания Специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва (СДЮШОР) Московской области Ольга Брусникина подтвердила, что набор в школу носит селекционный характер. «И если, например, девочка – покрупнее, если у нее – более тяжелые косточки, то я бы посоветовала родителям записать ее в секцию водного поло. Поверьте, качества, приобретаемые в игровых видах спорта, будут не менее ценны».

Ольга Брусникина также считает отличным выбором для девочки синхронное плавание. «Во-первых, помимо собственно занятий на воде, мы занимается пластикой и растяжкой. Три раза в неделю проводятся занятия по хореографии, благодаря чему развиваются и эстетические, и артистические, и музыкальные способности, девочки приобретают красивую осанку, – говорит она. – Во-вторых, наш вид спорта практически нетравмоопасен. Вообще, вода в буквальном смысле слова синхронизирует работу всех групп мышц, благодаря чему идет равномерное развитие организма. Не случайно педиатры советуют родителям обязательно водить ребенка в бассейн, тем более что во многом сидячий образ жизни современного школьника отнюдь не способствует, а часто нарушает работу вестибулярно-двигательного аппарата».

 

Профессиональное плавание – почему нет?

Признавая пользу плавания для закаливая и оздоровления организма, тренер Тамара Анохина не советует все же заниматься им профессионально. «Как и любой профессиональный спорт, плавание в чрезмерных дозах (4–8 часов в день на уровне сборной России) отрицательно сказывается на здоровье детей и подростков», – считает она. Чтобы не быть голословной, мастер спорта на собственном примере рассказала о последствиях стремления к рекордам.

Оказалось, у нее хронический ринит (из-за хлорки в воде), гипертрофия правого желудочка сердца (от больших нагрузок на него в детском возрасте), аритмия в состоянии покоя (приспособление организма к нагрузкам, без них сердце уже не может нормально работать), смещение позвонков («в возрасте после 8 лет мы занимались со штангой от 10 кг и выше, практиковали приседания с партнером на плечах, хотя позвоночный столб в таком возрасте – еще очень слабый и нельзя давать на него такие нагрузки, но наших тренеров это не волновало – главное результат!»). «И это далеко не все отклонения здоровья, которые можно приобрести в результате занятий на уровне выше I разряда. Поэтому подумайте, стоит ли ваших детей отдавать именно в спортивное плавание», – призывает тренер, подчеркивая, что «обычное плавание, без погони за результатом – очень полезно и приятно».

 

Танцы на воде

Кроха пока не умет плавать, но обожает «чупахаться», а рядом оказался чудесный водоем? Тогда устройте игры на воде. В обычном пригодном для плавания пруду или речке с чистым дном можно не просто брызгаться, а плескаться с пользой. Главное – правильно разогреться – еще на берегу сделать несложную зарядку: повращать кистями рук, выполнить приседания, наклоны вперед и вбок.

Теперь – в бой, «морской бой». Эта игра поможет ребенку перестать бояться попадающих в лицо брызг. Итак, играющие делятся на две команды и, зайдя в воду по пояс, выстраиваются друг напротив друга. По сигналу «адмирала» они начинают бить ладошками по воде, чтобы брызг получилось много-премного. Тот, кто повернулся спиной к противнику, выбывает. Выигрывает команда, «морские бойцы» которой окажутся более стойкими.

«Морские качели» подойдут для тех, кто уже не боится погружаться под воду. Взявшись за руки, ребенок и мама (или папа и далее по списку) выполняют следующее: взрослый делает демонстративный глубокий вдох и опускается на корточки, под воду, слегка откидываясь назад; ребенок пытается его вытянуть, одновременно также погружаясь. В результате оба по очереди опускаются под воду и поднимаются, как бы качаясь на качелях.

Папы могут «поработать трамплином», аккуратно подбрасывая ребенка невысоко над водой, куда тот плюхнется с большим восторгом и, вынырнув, потребует: «Еще!!!» Мамы же, за неимением физической силы, могут устроить танцы на воде. Например, покажите сыну или дочке, как можно кружиться вокруг своей оси, поджав ноги и активно работая руками, или подпрыгивать в воде, сложив руки и делая «балетные па» ногами.

Короче, отдохните не только телом, но и душой, а потом уже примете серьезное решение: где и как учиться плавать.

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.