Поиск

28 крышечек от пивных бутылок и обучение чтению

11/09/2010
ГЛУШЕНКОВА Мария
787

Система питерского педагога Н.А.Зайцева отвергает множество распространенных легенд, связанных с обучением чтению.

Легенда № 1. Чтобы научиться читать, надо знать названия букв.

Незыблемый, казалось бы, столп. Но вот распространенное явление: ребенок буквы знает, читать не может. Мой старший сын (3 года 10 мес.), к двум годам легко и быстро освоивший буквы по настенной азбуке с картинками, почему-то читать не спешит. Слова у него не клеятся.

«Такого рода азбуки очень вредны, — уверяет Николай Александрович, — потому что оттягивают момент вхождения в чтение. Ребенку непонятно, почему зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц.».

 

Легенда № 2. Мы читаем по слогам. 

 Но нет в русском языке ясных принципов слогоделения, в составе слога — от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт илт Мкртчян, — не сразу прочтешь, а ведь слог-то один.


Легенда № 3. Человек сначала учится читать, потом писать.

На самом деле все наоборот: ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не «шкрябанье ручкой в тетради», а (прошу читать помедленней) любое превращение ЗВУКОВ в ЗНАКИ, а под чтением соответственно превращение ЗНАКОВ в ЗВУКИ. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где бабушка? А где твое имя?», то — сейчас вы удивитесь — ребенок ваш дорогой не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.
Вы можете проделывать все то же самое на кубиках Н.А.Зайцева.

 

Ярче и лучше
Все элементы письменной речи — СКЛАДЫ (а склад, по определению Зайцева, — это осознанное мускульное усилие речевого аппарата) — предоставляются в распоряжение ребенку сразу и навсегда. А точная систематизация позволяет быстро уловить закономерности языка, не засоряя голову ребенка всякого рода «научностью». Идея Зайцева проста: что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение.
Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к абстрактно-логическому. Кубики Зайцева делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые и один белый кубик со знаками препинания.

Золотые — это, конечно, кубики с гласными. Голос у них необыкновенный — как золотой звоночек. Большой золотой А-О-У-Ы-Э и маленький золотой Я-Ё-Ю-И-Е. Наполните их монетками, жестью от консервных банок или даже маленькими колокольчиками — еще как зазвенят!
И все остальные большие кубики — это кубики с твердыми складами: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ и т.д., а маленькие соответственно со складами мягкими: БЬ-БЯ-БЕ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЕ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ.

Железные — это кубики со звонкими складами. К примеру: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. На них согласный холодным серо-голубым, совсем «железным» цветом выделен, и наполняются они пресловутыми крышечками от пивных бутылок.

 
Деревянные кубики К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ и прочие из того же семейства — теплого коричнево-оранжевого цвета, и звуки издают приглушенные,
потому что в них стучат деревяшки.

Ну а двойные — это кубики с теми согласными, которые не со всеми гласными сочетаются. Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЁ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ, Ш(ШЬ)-ША-ШО(ШЁ)-ШУ-ШИ-ШЕ, Ч(ЧЬ)-ЧА-ЧЕ(ЧО)-ЧУ-ЧИ-ЧЕ, Щ(ЩЬ)-ЩА-ЩЁ(ЩО)-ЩУ-ЩИ-ЩЕ — такие варианты, как «жы», «шы», «чя», «щя», просто исключены.
Но воистину — что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать.
Перечитала я собственные длинные разъяснения, смотрю на кубики — и мне смешно. На бумаге — так длинно и сложно, а на кубиках — так просто и
понятно.
В наборе «Кубиков Зайцева» 52 картонные развертки, которые легко превращаются в кубики. Неплохо было бы, конечно, получить все это готовеньким, но вот что любопытно: мои сыновья Аркадий и Борис (1 год 10 мес.), товарищи весьма дотошные, собирали кубики вместе со мной. И ни разу не пытались их разорвать. Они же знают, что внутри — чего зря лазить.
Очень важно вдохнуть в кубики жизнь. Вот большой кубик-папа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а вот его кубик-детка БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ. Двойные кубики — это бабушки и дедушки. У каждого кубика — своя песенка.
Система Зайцева очень музыкальная, особенно настенные таблицы, не менее важные, чем кубики. В них склады расположены так, что легко пропеваются. Встанешь у таблицы (а повесить ее нужно на уровне своего роста, чтобы не взрослый гнулся, а ребенок тянулся), указочка в одной руке, ребенок — в другой, и начинаешь распевать: БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (челюсть опущена, язык назад и вниз, щеки раздуваешь: объем резонатора большой, поэтому и кубики с твердыми складами большие), а потом: БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ (челюсти почти сомкнуты, между языком и небом лишь узенькая полосочка свободного пространства, щёки поджаты: объем резонатора маленький, поэтому и кубики с соответствующими складами маленькие), для наглядности еще то на цыпочки поднимаешься, то приседаешь, а Бориска смеется и кричит «еще! еще!» — тут-то и чувствуешь, что не только он становится умнее и умнее, но и ты стройнее и стройнее. Очень полезное для мамы упражнение. Зайцев же очень гордится тем, что при работе по таблицам зрение не портится, но иногда даже улучшается, ведь глазное яблоко все время в движении.
Мы играем. Сначала, конечно, складываем имена и фамилию. И вдруг — вот ужас! — злая волшебница заколдовала Аркашу в «ШУКУРА», Боря превратился в «РЮБУ», а папа и мама стали злыми «ПЫПЫ» и»МЫМЫ». На самом деле просто я перевернула и переставила кубики, но расколдоваться все равно очень хочется. Скорей, скорей, расколдовываемся!
Еще игра — «Живое слово». Все кубики лежат на маленьком столике.
— КО, иди сюда!
— Ш, иди сюда!
— КА, иди сюда!
В результате беготни получилась «кошка». Игра имеет большой успех — какой же ребенок откажется побегать?!
Дети, которые в 2,5—3 года начали заниматься по методике Н.А.Зайцева, в 4 года уже не понимают, как можно не читать. У них сформирована логика. И при этом они не портят ни зрение, ни осанку. Далее возникают проблемы другого порядка — хороших книг и нормального шрифта. «У моей дочери отношение к кубикам как к прекрасной игрушке, которую она готова порекомендовать всем своим друзьям», — сказала мне одна из мам. Девочке этой сейчас шесть лет. Между прочим, читает Жуковского.
Однако кубики и таблицы — это далеко не все. Есть в семье «Методика Зайцева» и «Стосчет», позволяющий легко освоиться в мире двузначных чисел, есть пособие по постановке каллиграфического почерка, методика изучения английского языка, комплект таблиц по освоению грамотности, складовые карточки с животными.
Не забудьте только, что все они останутся лишь дорогостоящей бумагой, если вы не вдохнете в них душу.

Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Как определяется место жительства ребенка после развода родителей?Читать статью
Сервис покупок за рубежомЧитать статью
Свадебный подарокЧитать статью
Почему стоит выбрать частную медицинскую клиникуЧитать статью
Время комфортного снаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.