Поиск

Это мы не проходили, это нам не задавали.

15/09/2010
НИКОЛАЕВА Любовь
788

Продолжение.
Начало в № 6/97 г.

Летние занятия с малышом конечно же не сводятся к повторению, закреплению
пройденного в школе (грамота, счет) на житейском материале. Стратегия
«летних уроков» — расширение кругозора ребенка, стимулирование
наблюдательности и любознательности, разработка руки, развитие
эмоциональности и коммуникабельности.
лето в городе не лучший вариант. Но возможности расширения культурного
кругозора — значительны. Музейные богатства — о них чуть позже. А вот сам
город, его улицы, архитектура, памятники... Помогите ребенку осваивать это
культурное пространство! В нем, его строениях и планировке, названиях
улиц, скверов и парков, в мемориальных знаках спрессована культура и история
поколений. Не беда, что все не запомнится. Это ведь будет не единственная
ваша прогулка.
К таким городским путешествиям готовимся загодя. Если существует карта
города — рассмотрим ее. Найдем исторический центр, попробуем понять
планировку (кольцевая; линейная; вдоль реки и т.д.), разыщем свою улицу и
места, известные малышу (здесь бабушка живет; здесь театр, в котором видели
«Карлсона»; здесь папа работает; здесь...).
Хорошо, если есть возможность обзорной экскурсии, чтобы увидеть город
целиком, сразу. Тогда с нее и начинайте. Такая экскурсия может быть и
«казенной» (городское турагентство) и «домашней» (если есть машина).
Домашнюю следует продумать, удерживая себя от соблазна совместить ее с
магазинами. Последующие же «локальные» путешествия — старая улица,
знаменитый дом, городская набережная и т.д. — пусть будут пешеходными,
неспешными, с остановками, разговорами. Собираясь в такое путешествие,
обязательно расскажите ребенку, что он увидит. Иметь же с собой фотоаппарат
или видеокамеру на такой прогулке — здорово!
Постарайтесь в каждый из таких походов включать непременные в глазах малыша
атрибуты светской жизни: кафе-мороженое, самостоятельную покупку маленького
сувенира. Избегая просьб, могущих оказаться вам не по карману, заранее
вместе составьте смету экскурсии — чем не задачка?.. Частью суммы снабдите
ребенка: транспортные расходы и карманные, которыми он распорядится по
своему усмотрению. И это тоже расширение кругозора.
В музее вы, наверное, уже бывали. Если же пока не довелось — не упустите
лето. Через двери музея входит ребенок в предметный мир культуры как
наследник материальных и духовных ценностей многих и многих поколений.
Наглядно-образное мышление малыша, интерес к необычному, «старинному»,
«красивому» — вот та почва, на которой возникает интерес к музейным
раритетам. Укрепится ли, разовьется ли этот интерес, заговорят ли музейные
экспонаты и что они расскажут о времени и о себе — зависит не столько от
ребенка, сколько от экскурсовода. Во многих, особенно столичных, музеях есть
люди, специально работающие с детьми младшего возраста. Узнайте заранее,
когда и какие экскурсии они ведут. Если на такую экскурсию не попадете —
ведите малыша по музею сами.
Несколько советов. Музеи, как правило, размещаются в старинных зданиях
уникальной архитектуры. Осмотрите его снаружи. Обратите внимание малыша на
непохожесть здания на ваш дом, на другие, современные, дома. Скажите и о
примерном возрасте здания, памятуя, что у малыша свои отношения со Временем
и абсолютные цифры, даты ему еще ни о чем не говорят. Сравните возраст
здания с возрастом самого старшего в семье (оно построено еще до рождения
прабабушки, дедушки...) или с известным малышу событием, которое он относит
к «древности» (до войны с фашистами, до революции). Вернувшись домой, решите
пример: посчитайте, сколько лет зданию.
Нужно знать и правила музейного этикета. Опрятность костюма и, по
возможности, нарядность — не только знак уважения к культуре. Это еще и
увертюра — создание праздничного настроения. Не нужно бегать, громко
разговаривать — эти правила поведения в общественных местах малышу известны.
В музее нельзя трогать экспонаты, заходить за ограждения.
Как обойтись без профессионального экскурсовода? Здесь помогут путеводители
и каталоги музея; аннотационные тексты, сопровождающие каждую экспозицию.
Прислушивайтесь и к встречающимся в залах «взрослым» экскурсоводам. И
...переводите на детский язык.
Во многих музеях есть теперь плейер-гиды, и если ваш ребенок разменял
второй десяток, то вполне можно воспользоваться и таким сопровождением.
Особенности музейного плейера — в возможности подключения сразу двух пар
наушников. Вы с ребенком синхронно слышите текст, и там, где нужны
комментарии, вы можете их сделать, остановив плейер.
Москвичам и тем, кто будет летом в столице, настоятельно советую побывать с
малышом в Кремле и в Палеонтологическом музее, в гостях у динозавров.
«Старайтесь наблюдать различные приметы...» Расширение детского кругозора
тесно связано с воспитанием наблюдательности — качества личности,
необходимого для любой деятельности, а учебной особенно. Летние уроки
наблюдательности прекрасны!
Наблюдать означает воспринимать целенаправленно и организованно. Все
школьные летние задания (см. № 6/97 г.) так или иначе связаны с наблюдением.
Но они воспринимаются ребенком как наблюдение с отсроченным результатом — до
сентября еще далеко! Так уж малыш устроен, что результат нужен быстрый,
осязаемый, практичный.
Продолжим пушкинские строки: «...различные приметы: /пастух и
земледел/ в младенческие леты,/ взглянув на небеса,/ на западную тень,/
умеют уж предречь/ и ветр, и ясный день...». Попробуем и мы с малышом
предречь завтрашнюю погоду. Для таких наблюдений важно знать определенные
приметы и отдавать себе отчет в том, что только совпадение нескольких
признаков позволит нам дать успешный прогноз. Нужно помочь ребенку
определить стороны света в точке наблюдения.
Примет немало. Для удобства сгруппируем их: что на небе? каков ветер? как
ведут себя растения, птицы, животные, насекомые?
Ждем хорошую погоду. Утренняя заря золотистая, без ярких тонов, без ветра. —
Утром появляются белые кучевые облака, днем они постепенно увеличиваются, а
к вечеру рассеиваются, и небо становится безоблачным. — Ветер днем
усиливается, а к вечеру прекращается. — На закате солнца небо светло-розовое
или золотистое. — В сумерках в низинах появляется туман, который держится
всю ночь и, как только солнце начинает согревать землю, исчезает. — Туман
стелется утром по воде. — Пчелы из ульев вылетают очень рано. — Жаворонки
звонко поют с ранней зари. — Жуки вечером громко жужжат. — Столбом вьются
комары. Кукует кукушка. — В пасмурную, дождливую погоду в начале дня вдруг
начинают петь петухи. — Паук вечером плетет сеть. — Радуга после дождя скоро
исчезает. — Угли в костре быстро покрываются золой. — Сильный ветер во время
дождя.
Гроза надвигается. В воздухе парит, жарко и душно. — Небо затягивается
сплошной пеленой. — Кучевые облака к вечеру становятся гуще и расширяются в
форме гриба, а над ними разрастаются веером или метелкой перистые облака. —
Ветер утихает. — Замолкают птицы. — Если при приближении грозовых туч пчелы
не прячутся в улей, дождь пройдет стороной.
Приметы эти взяты мною из очень полезной «Большой книги игр и развлечений
для детей и родителей» авторов Т.Я.Кедриной и П.И.Гелазония (М.:
Педагогика-Пресс, 1992). В разделе «Лето пришло» немало важных и необходимых
советов о расширении кругозора ребенка, о наблюдениях в лесу и поле, у воды
и... Впрочем, загляните в библиотеку.
Одной из особенностей познавательного процесса в младшем школьном возрасте,
особенно в его начале, является тесная связь восприятия окружающего с
действиями ребенка. Малыш стремится к непосредственному познанию. Природа у
него такая, естествоиспытательская. Особенно у мальчишек.
Беглых советов для удовлетворения этой любознательности явно недостаточно. Я
адресую вас к прекрасной книге педагогов Л.С.Зазнобиной и Л.В.Ковинько «Моя
самая первая книжка о превращениях в природе» (М.: Дрофа, 1996). Это —
путешествие малыша в столь привлекательный для него мир
исследователя-естествоиспытателя. Как самому увидеть свойства веществ и тел?
Как изменять их, что при этом происходит? Что такое «опыт», зачем и как его
поставить? Как убедиться, что результаты опыта верны? Как обеспечить
безопасность маленького исследователя?
Стоит ли результат родительских трудов — не Нобелевского же лауреата
растим, да и наука ныне не такое уж престижное занятие... Не о науке речь —
о воспитании культуры мышления; развитии познавательных способностей
ребенка, о подступах к физике, химии, биологии, на уроках которых ваш
исследователь будет чувствовать себя легко и уверенно; о проверке
устойчивости интереса к миру природы, а может быть и о выборе типа
учебного заведения для дальнейшего образования. Не пожалеем же на это летних
уроков!


 

Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Как определяется место жительства ребенка после развода родителей?Читать статью
Сервис покупок за рубежомЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.