По
понятиям
Первый год жизни
ребенка является подготовительным этапом к овладению речи и подразделяется на
ряд последовательных стадий.
Новорожденный
— крик, кряхтение, отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э».
1
месяц — реакция слухового сосредоточения.
2
месяца — улыбка в ответ на речь взрослого; гуканье
(начальное гуление): «а-а-а», «у-у-у», «бу-у», «гу-гу», «аху».
3
месяца — «комплекс оживления» (сочетание улыбки,
вокализации, генерализованной двигательной активности) при общении с взрослым; певучее
гуление (воспроизведение протяжных гласных и согласных звуков): «а-а-а», «э-у»,
«а-и-а», «агу», «угу».
4
месяца — «свирель» (произнесение цепочки звуков каскадом): «аль-ле-е-лы-агы-аы…».
6 месяцев —
лепет (повторение одинаковых слогов): «дядядя…», «бабаба», «мамама…».
8 месяцев — модулированный
лепет (единицы типа «папа», «мама» с
различной интонацией).
9
месяц — возникает ситуационное
понимание речи.
10
месяцев — первые односложные слова и звукоподражания: мама,
папа, баба, дядя, дай, ав-ав (собака), га-га (гуси), тик-так (часики) и т.д.
12
месяцев — произносит около 10 простых и облегченных слов.
Важный
этап
Во втором полугодии происходит
интенсивное развитие фонематического слуха, в результате которого ребенок
начинает воспринимать обращенную к нему речь. Он устанавливает связи между
произносимыми словами и предметами. Взрослые помогают ему в этом, когда
спрашивают: «Где то-то?» и сразу показывают нужный предмет. На этой основе
относительно быстро растет, так называемый пассивный словарь. К 9-10 месячному
возрасту он может быть довольно значительным. Дети по слову выполняют ряд
действий: отыскивают взглядом знакомые предметы, приносят некоторые игрушки,
хлопают в ладоши («ладушки»), машут ручкой «до свидания» и др.
В возрасте 10-11
месяцев возникают первые обобщения. Ребенок, например, может показать носик и
глазки у куклы, мишки, собачки и т.д.
К концу младенчества
малыш точно понимает в среднем 10-20 слов и определенным образом реагирует на
них, а его речь становится понятной на 25%.
Помогайте
малышу
- Постоянно
разговаривайте с младенцем. Комментируйте вслух все свои действия, называйте окружающие
вас предметы, пойте песенки.
- Побуждайте ребенка
вступать с вами в диалог. Когда он гулит или лепечет, нужно стараться отвечать
ему — повторять те же звуки, выражая свое внимание.
- Говорите с
малышом ласково. Радуйтесь даже маленькому его успеху и обязательно хвалите. Сначала
дети понимает эмоциональную сторону речи, а потом смысловую!
- Произносите
слова правильно, внятно и никогда «не сюсюкайте». Ваша речь должна быть
образцом для подражания.
- Учите
ребенка имитировать звуки. Показывайте ему фигурки животных и озвучивайте «кто
как говорит»: «Это собака. Собачка гавкает — «гав-гав»».
- Как можно
раньше начните читать ребенку стихи. Подойдут любые: от потешек до русской классики.
Главное — ритм.
- Делайте
массаж ладошек, сгибайте-разгибайте пальчики, играйте в «Сороку», «Пальчик-мальчик»
и т. д. Эти занятия активизируют речевую зону мозга.