Поиск

Ребенок в тишине музея

06/09/2010
КОВИНЬКО Луиза
764

Чем раньше родители проникаются этой идеей, тем успешнее развивается малыш. Но как помочь ему в этом сложном деле? Путь один: показать дорогу, протянуть руку и пойти рядом, например в музей.
С какого же возраста это целесообразно? Как использовать представленные в музеях сокровища материальной культуры для расширения кругозора ребенка? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить. А почему только попытаемся? Потому, что точный ответ вы можете найти только сами. Ведь вы, ваш ребенок, ваши взаимоотношения с ним, ваши реальные возможности неповторимы. Музейные педагоги (так называют сотрудников музея, работающих с детьми) считают, что, чем раньше ребенок начинает соприкасаться с историческими и культурными ценностями, тем более образным будет его мышление, острее восприятие, тверже знания, полученные через собственный опыт. Сегодня дети впервые попадают в музей в 4—5 лет. Для них характерна любознательность, жажда деятельности и способность регулировать свое поведение. Задача взрослых — сделать занимательным для дошкольника его первое знакомство с музейной культурой.
Что такое музей в обыденном представлении? Нередко у взрослого человека он ассоциируется с пыльным шкафом, наполненным старыми вещами. Но именно здесь можно встретиться с чудом, а значит, подпитать волшебный огонь воображения, горящий в каждом ребенке, и раздуть едва тлеющий уголек фантазии у взрослого. Ведь каждый музейный экспонат хранит тайну. А что может быть более волнующим, чем тайна? Разгадывая ее, взрослый и ребенок станут ближе друг другу, объединенные общими интересами. Вместе они смогут совершить фантастические путешествия во времени и пространстве. Музей — мощная и безопасная машина времени. Музей может помочь, как это ни покажется странным, решить проблемы семейной разобщенности. Вот только взрослый, намечая поход в тот или иной музей, должен согласовать свое решение с ребенком. Насилие, даже прикрытое благими намерениями познакомить ребенка с миром прекрасного, может вызвать вполне определенную реакцию — убить всякое желание приблизиться к нему.
Сейчас говорить о семейном посещении музеев можно только с определенной долей условности. Чаще всего в музей ребенок приходит с одним из родителей. Еще реже малыши оказываются в музее со своими друзьями. Чаще всего инициаторами посещения музея являются родители, особенно в провинциальных городах, где посещение музея становится частью культурной программы и нередко сочетается с прогулкой.
Как же организовать знакомство ребенка с музейными экспозициями? Какие задачи должны ставить перед собой родители? При выборе музея необходимо учитывать интересы и запросы ребенка. А если малыш не проявляет интереса к музейным экспозициям? Правы ли родители, которые предлагают посещение тех музеев, которые интересны им самим, тех, в которые влекут их приятные воспоминания далекого детства... А может быть, правы те, которые согласны ждать, пока такие интересы у ребенка возникнут?
В решении проблемы приобщения детей к музейной культуре важен контакт между родителями и педагогом. Известно, что близкий взрослый человек далеко не всегда является для своего сына или дочки авторитетом. Порой более действенным оказываются слова воспитателя о том, что хорошо было бы посетить такой-то музей и посмотреть такие-то экспонаты.
В зависимости от места проживания семья имеет либо ограниченные возможности приобщения ребенка к музейной культуре, либо поистине необъятные. Так, например, в Москве только 47 музеев, которые работают с детьми. Среди них такие гиганты, как Третьяковская галерея и Политехнический музей, и такая «игрушечка» в центре города, как Мемориальный музей В.М.Васнецова. Но можно ли утверждать, что по силе нравственного и эстетического воздействия музейные гиганты сильно выигрывают, например, перед прекрасным Детским музеем, который создан в городе Ноябрьске Тюменской области?
В музее могут существовать такие формы работы с детьми как тематические экскурсии по конкретным разделам для детей (это так называемые учебные экскурсии); обзорные экскурсии по музею для детей без родителей; обзорные экскурсии для детей с родителями, тематические экскурсии для детей с родителями; тематические мероприятия для семьи; детские кружки, клубы; выездные занятия с детьми в школах и детских дошкольных учреждениях. Из общего перечня выделим те позиции, которые рассчитаны на родителей с детьми. По всей вероятности, начать лучше с обзорной экскурсии. Такая экскурсия поможет понять, что заинтересует вашего ребенка. После этого, руководствуясь его интересами, можно будет подобрать тематические экскурсии. Здесь малыш получит возможность более тщательно рассмотреть самые впечатляющие экспонаты, расширить свои знания, удовлетворить собственные запросы. После такой экскурсии важно обсудить с ребенком увиденное и услышанное. Неоценимую помощь родителям и детям окажут книги — энциклопедическая и справочная литература для детей. Существует мнение, что ребенок тем больше новой информации уносит из музея, чем «знакомее» был для него предмет экскурсии. Есть данные об оптимальном соотношении новых знаний и того, что маленькому человеку было известно до экскурсии, — 1:4 (на 20% новой информации —80% усвоенной ранее).
Иногда взрослые замечают, что участие в тематических экскурсиях ребенка более не удовлетворяет. В этом случае естественным продолжением музейной работы с ним становится участие в кружке. Этот шаг важен не только потому, что он открывает дополнительные возможности интеллектуального воспитания. Оказавшись в кругу сверстников, с которыми его роднят общие интересы, ребенок приобретает дополнительные стимулы для формирования познавательных потребностей, обретает новых друзей.
Необходимо помнить, что наибольшую пользу от посещения музеев получают те дети, которые активно участвуют в экскурсии: отвечают на вопросы экскурсовода, сами задают ему различные по направленности вопросы (на уточнение — «не понял», на углубление — «заинтересовался»). Однако не каждый ребенок, знающий ответ на вопрос или желающий задать свой вопрос экскурсоводу, решается это сделать. Главная причина такого поведения — застенчивость. Она нередко раздражает родителей, считающих, что, если в другой ситуации ребенок ведет себя раскованно, он и в музее не должен теряться. Опыт показывает, что подталкивание ребенка во время экскурсии и отчитывание его за пассивность после не приносят желаемого результата. Эффективнее обратить внимание на поведение тех детей, которые общаются с экскурсоводом, одобрить их поведение и сказать, что очень приятно видеть таких разумных и решительных ребят.
К сожалению, далеко не всегда ребенок, находясь в группе, активно участвует в экскурсии, ходит с группой, но экспонаты для осмотра выбирает сам. Таким образом, он оказывается «без сопровождения». Для того чтобы откорректировать такое поведение, нужно задуматься о том, соответствует ли экскурсия возрасту вашего ребенка, интересует ли его тема, которой посвящена данная экскурсия. Если эти условия не нарушены, ребенка нужно постепенно приучать внимательно слушать экскурсовода. Для начала бывает достаточно положить руку ему на плечо и договориться, что вы вместе должны занимать такое место, чтобы, во-первых, никому не мешать, во-вторых, чтобы не отстать от группы, в-третьих, так становиться по отношению к экскурсоводу, чтобы было хорошо и видно, и слышно. Естественно, что эти задачи вы будете решать сами, а дело ребенка — точное выполнение ваших решений.
Многие московские музеи ведут на протяжении десятилетий работу с детьми. Причем начинается такая работа с дошкольного возраста. Чаще всего это комплексные занятия, в которых осмотр музейных экспонатов занимает только часть времени. Такой осмотр иногда проходит не в музейном зале, где экспонат от посетителей отделен шнуром, стеклом витрины и строгим взглядом бдительных дежурных, а в специальных помещениях. Здесь позволяют потрогать руками пастуший рожок или приложить ухо к огромной морской раковине. А в остальное время звучит увлекательный рассказ «музейщика»...
Музей музыкальной культуры им.М.И.Глинки. Здесь уже много лет читает малышам свой «Карнавал животных» Ольга Феликсовна Арнаутова. У нее на занятиях малыши присутствуют вместе с родителями, бабушками, дедушками. Можно пригласить даже братишку или сестренку. Только бы сидели смирно, не мешали работать. А работают здесь с огромным удовольствием. И не мудрено. Такая работа: слушать музыкальные записи, игру Ольги Феликсовны на рояле, замечательные детские книжки, водить хоровод, смотреть яркие слайды, которыми сопровождается это необычное музейное занятие. А от одного занятия до новой встречи ребята с удовольствием выполняют задания: послушать музыку, попросить взрослых прочитать заданную книгу. Ведь питомцы этой группы сплошь неграмотные. Но после каждой новой встречи с музейным педагогом, спускаясь по беломраморной лестнице, малыши тянут взрослых в зал, где выставлены эти удивительные вещи, при помощи которых можно делать музыку...
Другой музей — Третьяковская галерея. И здесь дошкольников привечают. Для них специальный зал-студия. Здесь они рисуют, осваивая приемы акварели и графики. Здесь выставляются их работы. Отсюда уходят они в залы и замирают у музейных экспонатов...
После двадцатилетнего периода строительства нового здания открылся наконец первый в Москве и единственный в мире музей эволюции — Государственный Дарвиновский музей. Здесь малышам расскажут много удивительного, покажут диарамы пустыни, тайги, тропических лесов. Малыши могут увидеть животных, которые обитают в этих местах, внимательно рассмотреть их, расспросить взрослых о том, что их заинтересовало. Ведь здесь медведь не прячется от надоевших посетителей и не выпрашивает еду, которую ему давать нельзя, а хочется. Для малышей здесь созданы специальные обучающие путеводители — маленькие книжечки, с картинками, вопросами, ответы на которые нужно найти в экспозиции.
Мы советуем вам позвонить по одному из приведенных ниже телефонов и вам с удовольствием расскажут о том, как и что здесь можно показать дошкольнику.


Государственный Дарвиновский музей,
тел.: 135-3382;
Третьяковская галерея,
тел.: 233-1378, 233-1466;
Государственный музей музыкальной,
культуры им М.И.Глинки,
тел.: 251-0173, 972-3237;
Дом-музей В.М.Васнецова,
тел.: 208-9045;
Музей истории
и реконструкции Москвы,
тел.: 924-8490.


 

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.