Поиск

В своей стихии: уроки плавания для самых маленьких

06/03/2015
ЧУЛОВА Мария
859

плавание для малышей

 

Убеждать в том, что плавание полезно, никого не надо. Известно, что это один из самых «демократичных» и  доступных видов спорта. Плавание идет на пользу здоровью, повышает иммунитет, закаливает и помогает эмоциональному развитию. Походы мам с грудными детьми в бассейн — вовсе не новомодное веяние времени. Загляните в современные городские поликлиники: на первом этаже вы найдете маленький «лягушатник», рядом — большие ванночки на высокой подставке. Правда, ходят туда далеко не все: занятия чаще всего проходят рано утром — с 8 до 10 часов, следовательно, вставать, чтобы ваше чадо немного (порой 5—10 минут!) побарахталось  в воде, придется ни свет ни заря. Естественно,  это дополнительная нагрузка перед рабочим днем. Готовы ли вы к этому? Если нет, то не стоит и начинать: лучше пощадите себя и не тормошите ребенка. Плескайтесь, брызгайтесь в домашней ванне. Используйте многоцветную пушистую пену, травяные настои, морскую соль. Играйте с игрушками. Например, опускайте резиновые игрушки в воду, выпуская из них воздух, и, поднимая, брызгайте направленной струйкой. Или «рыбачьте»: вылавливайте игрушки сачком. Наполняйте ванну не полностью, давая возможность крохе бултыхаться на животе. Напевайте песни. Получайте удовольствие вечером, днем, тогда, когда захочется, а не тогда, когда «положено». Кроме того,  родителям следует помнить, что вода является прекрасным средством лечения «проблемных» детей — часто болеющих, состоящих на учете у невропатолога, с ограниченными двигательными способностями, отстающих в развитии и пр.

Если вы все-таки решились к «заплыву на дальнюю дистанцию» — еще раз оцените свои силы. Плавать с грудничком до года,  оказывается,  куда легче, чем с подросшим  крохой. Дети быстро вырастают из ванны, маленький бассейн тоже становится мал. Куда податься? Что делать, если пропущен какой-то этап? Как быть, если рядом нет инструктора? Попробуем дать общие рекомендации.

 

Основные упражнения от 0 до 1 года

Взрослый находится «на суше», ребенок погружается в воду. Правильнее держать малыша на животе. Положение на спине для него непривычно. Оно пугает. Левую руку положите на затылок, правой поддерживайте голову под подбородок. Не уверены в себе, нервничаете? Тогда перехватите левой рукой под животик или придерживайте между ножек. Если малыш случайно хлебнул воду, поставьте его столбиком — вода выйдет вместе с отрыжкой. В крайнем случае прижмите спинкой к себе, надавите руками на область живота.

А теперь приступим к самим упражнениям.

«Проводка «вперед-назад». Все тело находится в воде, голова ребенка на поверхности. Малыш плывет по ванне, как кораблик по безбрежному океану.

«Восьмерки». Описываем круги. Удобно разворачивать малыша в обратном направлении, в конце ванны, менять «курс» в середине, «пересекая» центр под углом.

«Отталкивание от бортика». Подвести ребенка ножками близко к бортику. Он рефлекторно попытается оттолкнуться согнутыми ногами от постороннего предмета, постарается выпрямить полусогнутые ножки. Повтором упражнения следует добиваться того, чтобы отталкивание производилось самостоятельно, без проводки родителя «вперед-назад» к  бортику и от него.

«Плавание на спине». Лежим на воде. Лучше недолго. Внимательно следите за тем, нравится ли данный способ юному пловцу.

«Перевороты» — со спины на живот. Туда и обратно.  Поддержка осуществляется двумя руками: одна рука поддерживает затылок, другая большим пальцем — подбородок, а ладонью — грудь. Вес тела перекладывается с одной руки на другую. Проводим ребенка вперед по ванне, кладем на спину и «плывем» в обратную сторону, затем поворачиваем на живот. Не забывайте энергично приговаривать «плывем-плывем», поощряя активные движения малыша и закрепляя в его сознании связь между его действиями и вашими словами.

«Ныряние». Произнося слово «ныряем», полить ладошкой воду на голову. Ребенок должен «освоить»  команду: закрывать глазки, активнее толкаться ручками и ножками. После можно приступить к «проныриванию» — короткому (на 2—3 секунды) погружению в воду. Так вырабатывается задержка дыхания, и ребенок перестает хлебать воду.

Главное в «первом раунде» плавания — постановка дыхания. За ним следует отработка техники. Немаловажным остается сохранение любви к воде и хорошего настроения на занятиях. «Ломать» детей нельзя ни при каких обстоятельствах. Если вы пропустили естественный период в освоении плавания, попытайтесь приучить малыша к водным процедурам на следующем этапе. С 1 года до 4 лет дети  с непривычки пугаются большого пространства воды. Психологи утверждают, что большие размеры водного пространства в этом возрасте наводят на детей страх. Они видят потенциальную угрозу в том, что нечто огромное может «их поглотить». Поэтому посетив впервые бассейн и его обойдите вокруг, присмотритесь к обстановке — лестницам, игрушкам, людям.  Зайдите в воду вместе. Все время играйте. Вместе привыкайте к воде, получайте от нее удовольствие.

 

Упражнения от 1 года до 2 лет

Основные действия — использование игровых моментов. В этом возрасте ребенок еще не в состоянии исполнять ваши команды. Он воспринимает вас в новой игре как партнера. Этот этап — «совместное» плавание взрослого с малышом, подготовка всех групп мышц организма, а также координация движения для постановки техники в будущем.

 

Продолжаем нырять:

l держа за руки, провести малыша под водой 5—10 секунд;

l бросить яркие предметы на дно. Попросить их достать. Постепенно перемещаться на глубину, до того места, где ребенок едва достает ногами до дна;

l осваивать прыжки с бортика. Посадить (позже поставить) малыша на бортик. Держа за одну руку, потянуть к себе. Здесь важно достижение цели — стоящей в воде мамы, яркой игрушки, другого такого же «водоплавающего» карапуза. Упражнение вырабатывает смелость, уверенность в себе. Позже ребенок откажется от руки-помощницы, с восторгом станет прыгать сам. Некоторые отважные детишки  любят прыгать с бортика в обнимку с мамой, папой, а также плавать на глубине, держась за шею взрослого.

 

Плывем к цели

Для этого используются не тонущие резиновые, пластмассовые игрушки. Можно захватить из дома любимого жирафа или собачку, кинуть  их впереди ребенка. Поверьте, он тут же кинется догонять! Держать малыша следует под мышки, давая возможность его рукам и ногам активно грести. Позже — под живот, варьируя тот уровень воды, на который опускается ребенок, предоставляя возможность самому координировать движения и выбирать «маршрут». Очень хороши для этого круглые игрушки, особенно мячи: их непросто ухватить двумя руками. Все время отодвигаясь от соприкосновения, они «вынуждают»  плыть к ним снова и снова.

— Поиграйте в «кто доплывет до бортика с игрушкой». Хорошо устроить соревнование «кто первый?» с другим малышом. Делайте проныр,  удлиняя его до 5, 10, а затем и 15 секунд. Главное на этом этапе — учиться плавать под водой.

 

Крутимся-вертимся

Мама должна предложить свои два больших пальца малышу. Он их обхватывает, а взрослые ладони захватывают детские кулачки.  Начинаются  совместные прыжки:

l вверх-вниз. «Вытаскивать» малыша вверх, разводя ручки. Погружать вниз, сводя вместе. Где-нибудь в третий заход предупредить «ныряем!» и погрузить ребенка в воду с головой;

l с живота — на спину и наоборот, держа под мышки или за ладошки. Можно поворачивать, как грудничка (см. пункт 5 от 0 до 1 года), а можно перекатом через бок. Руки ребенка к этому моменту уже достаточно натренированы и позволяют держать непродолжительное время вес всего тела.

 

Элементы «большого плавания»

Нужно научить малыша  двигаться в одной плоскости. Хаотичные и спонтанные движения приводим в порядок. По очереди работаем ножками строго вверх-вниз: руки взрослого обхватывают ножки ребенка и показывают движения. Ручкам мамины руки показывают гребки под себя «по-лягушачьи» и «по-собачьи». Если вы сами умеете плавать, пробуйте ставить те движения, которые хорошо знаете. Но примите на заметку, что, если у вашего малыша хорошо получается способ «брасс», движение ногами лягушкой, лучше отложите упражнение. Дело в том, что переходить с брасса на другие виды плавания гораздо легче. Сложнее осваивать брасс после кроля.

Тренируйте  что-то одно. Например, только ноги (везти за ручки за собой малыша) или только руки (держа своими руками под животик, как бы отнимая на время твердую опору на воде).

 

Упражнения с 2 до 3 лет

Основное упражнение этого возраста — самостоятельное ныряние и игра. Для начала следует показать упражнение на суше и проделать его несколько раз. Лишь затем повторить в воде. Цель — научиться самостоятельно держаться на воде без использования подручных средств.

«Поплавок». Ребенок обхватывает колени руками, голову «прячет» внутрь. «Висит» в воде столько, сколько сможет. После чего распрямляется.

«Баба сеяла горох, ох...». Прыжки в воде — при слове «ох» уходить под воду, задерживать дыхание. Кто сколько сможет продержаться. Хорошо устраивать соревнования, это подстегивает ребятишек к достижению лучшего результата.

«Звездочка». Лечь животом на воду. Руки, ноги развести в стороны. Голову опустить в воду, задержать дыхание.

«Струнка». То же, что и предыдущее, только все тело вытянуто в одну линию.

«Пружинка». Из положения стоя опускаться на дно, отталкиваться от него, «вылетать» над поверхностью, высоко поднимая руки, прогнувши спинку. Упражнение на развитие всех групп мышц — необходимая подготовка к более серьезным занятиям.

«Ножницы». Положение  «звездочки». Сопровождать движениями «вместе-врозь» поочередно руками и ногами, поскольку одновременно исполнять сложно.

«Кувырки» вперед-назад и повороты со спины на живот очень нравятся детям. Их можно проделывать много раз подряд. И не забывайте хвалить малыша за очередные успехи!

 

Для занятий плаванием можно использовать дополнительные приспособления:

«Чепчик русалки» можно использовать с рождения. Легко смастерить самостоятельно, по мере роста подгонять по размеру. На х/б чепчик пришивается пенопласт. Лучше использовать большие куски — они «устойчивее» на воде. Это приспособление помогает малышу удерживать голову на поверхности, а  детям с плохой координацией движения — и все тело. Кроме того, это облегчает нагрузку взрослому.

Веревка с кольцом пригодится для детей от 6 месяцев  и старше.  На конец веревки крепится кольцо. Ребенок берется за него одной рукой, а взрослый «протаскивает» его по воде. Работают не только ноги, но и свободная рука.

 

Нарукавники  стоит использовать для малышей от 1 года. Они позволяют взрослому находиться «на суше», помогают ребенку преодолеть страх, неприязнь к воде.  Кроха сам перемещается в водном пространстве, при этом работают в основном ноги. Прочие движения, а также ныряние затруднено. Нарукавники следует постепенно сдувать. Или однажды «забыть» дома. «Объяснить ситуацию», предложить поплавать без них.

 

Постепенно продолжительность занятий увеличивается до 1,5 часа. Их можно совмещать с посещением бани. Контрастная температура, холодное обливание (после парилки перед бассейном) повышают иммунитет. После тренировки, как и после любой нагрузки, важен отдых. Маленьким хорошо предложить подкрепиться сразу — восстановить потерянные силы. Дайте ребенку яблоко, кефир, сок. А потом лучше немного поспать.

Плавание развивает координацию движений, выносливость, организованность. Если вы удачно освоили вышеизложенные упражнения, смело переходите во «взрослые» группы.

А если учесть, что на дворе лето, то самое время устроить «показательные» выступления. Речка, озеро, море — ребенок наравне с вами устремится в воду. А окружающие удивятся, порадуются за вас и... Спросят, как вам это удалось? Думаю, вы найдете, что ответить.

 

Полезная информация

Для посещения бассейна следует приготовить справки. При поликлинике:  для малыша — анализ на яйца глист, энтеробиоз, для мамы — мазок от гинеколога, кровь на СПИД, венерические заболевания, заключение дерматолога. В бассейны, где воду арендуют группы по занятию семейным плаванием: для ребенка — справка от педиатра «здоров, может посещать занятия»; для взрослого — обычная справка-допуск.

 

Мария ЧУЛОВА, к.м.с. по плаванию,

просто мама, имеющая опыт детского инструктора

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.