Это мы не проходили, это нам не задавали.
15/09/2010
НИКОЛАЕВА Любовь
219

Продолжение.
Начало в № 6/97 г.

Летние занятия с малышом конечно же не сводятся к повторению, закреплению
пройденного в школе (грамота, счет) на житейском материале. Стратегия
«летних уроков» — расширение кругозора ребенка, стимулирование
наблюдательности и любознательности, разработка руки, развитие
эмоциональности и коммуникабельности.
лето в городе не лучший вариант. Но возможности расширения культурного
кругозора — значительны. Музейные богатства — о них чуть позже. А вот сам
город, его улицы, архитектура, памятники... Помогите ребенку осваивать это
культурное пространство! В нем, его строениях и планировке, названиях
улиц, скверов и парков, в мемориальных знаках спрессована культура и история
поколений. Не беда, что все не запомнится. Это ведь будет не единственная
ваша прогулка.
К таким городским путешествиям готовимся загодя. Если существует карта
города — рассмотрим ее. Найдем исторический центр, попробуем понять
планировку (кольцевая; линейная; вдоль реки и т.д.), разыщем свою улицу и
места, известные малышу (здесь бабушка живет; здесь театр, в котором видели
«Карлсона»; здесь папа работает; здесь...).
Хорошо, если есть возможность обзорной экскурсии, чтобы увидеть город
целиком, сразу. Тогда с нее и начинайте. Такая экскурсия может быть и
«казенной» (городское турагентство) и «домашней» (если есть машина).
Домашнюю следует продумать, удерживая себя от соблазна совместить ее с
магазинами. Последующие же «локальные» путешествия — старая улица,
знаменитый дом, городская набережная и т.д. — пусть будут пешеходными,
неспешными, с остановками, разговорами. Собираясь в такое путешествие,
обязательно расскажите ребенку, что он увидит. Иметь же с собой фотоаппарат
или видеокамеру на такой прогулке — здорово!
Постарайтесь в каждый из таких походов включать непременные в глазах малыша
атрибуты светской жизни: кафе-мороженое, самостоятельную покупку маленького
сувенира. Избегая просьб, могущих оказаться вам не по карману, заранее
вместе составьте смету экскурсии — чем не задачка?.. Частью суммы снабдите
ребенка: транспортные расходы и карманные, которыми он распорядится по
своему усмотрению. И это тоже расширение кругозора.
В музее вы, наверное, уже бывали. Если же пока не довелось — не упустите
лето. Через двери музея входит ребенок в предметный мир культуры как
наследник материальных и духовных ценностей многих и многих поколений.
Наглядно-образное мышление малыша, интерес к необычному, «старинному»,
«красивому» — вот та почва, на которой возникает интерес к музейным
раритетам. Укрепится ли, разовьется ли этот интерес, заговорят ли музейные
экспонаты и что они расскажут о времени и о себе — зависит не столько от
ребенка, сколько от экскурсовода. Во многих, особенно столичных, музеях есть
люди, специально работающие с детьми младшего возраста. Узнайте заранее,
когда и какие экскурсии они ведут. Если на такую экскурсию не попадете —
ведите малыша по музею сами.
Несколько советов. Музеи, как правило, размещаются в старинных зданиях
уникальной архитектуры. Осмотрите его снаружи. Обратите внимание малыша на
непохожесть здания на ваш дом, на другие, современные, дома. Скажите и о
примерном возрасте здания, памятуя, что у малыша свои отношения со Временем
и абсолютные цифры, даты ему еще ни о чем не говорят. Сравните возраст
здания с возрастом самого старшего в семье (оно построено еще до рождения
прабабушки, дедушки...) или с известным малышу событием, которое он относит
к «древности» (до войны с фашистами, до революции). Вернувшись домой, решите
пример: посчитайте, сколько лет зданию.
Нужно знать и правила музейного этикета. Опрятность костюма и, по
возможности, нарядность — не только знак уважения к культуре. Это еще и
увертюра — создание праздничного настроения. Не нужно бегать, громко
разговаривать — эти правила поведения в общественных местах малышу известны.
В музее нельзя трогать экспонаты, заходить за ограждения.
Как обойтись без профессионального экскурсовода? Здесь помогут путеводители
и каталоги музея; аннотационные тексты, сопровождающие каждую экспозицию.
Прислушивайтесь и к встречающимся в залах «взрослым» экскурсоводам. И
...переводите на детский язык.
Во многих музеях есть теперь плейер-гиды, и если ваш ребенок разменял
второй десяток, то вполне можно воспользоваться и таким сопровождением.
Особенности музейного плейера — в возможности подключения сразу двух пар
наушников. Вы с ребенком синхронно слышите текст, и там, где нужны
комментарии, вы можете их сделать, остановив плейер.
Москвичам и тем, кто будет летом в столице, настоятельно советую побывать с
малышом в Кремле и в Палеонтологическом музее, в гостях у динозавров.
«Старайтесь наблюдать различные приметы...» Расширение детского кругозора
тесно связано с воспитанием наблюдательности — качества личности,
необходимого для любой деятельности, а учебной особенно. Летние уроки
наблюдательности прекрасны!
Наблюдать означает воспринимать целенаправленно и организованно. Все
школьные летние задания (см. № 6/97 г.) так или иначе связаны с наблюдением.
Но они воспринимаются ребенком как наблюдение с отсроченным результатом — до
сентября еще далеко! Так уж малыш устроен, что результат нужен быстрый,
осязаемый, практичный.
Продолжим пушкинские строки: «...различные приметы: /пастух и
земледел/ в младенческие леты,/ взглянув на небеса,/ на западную тень,/
умеют уж предречь/ и ветр, и ясный день...». Попробуем и мы с малышом
предречь завтрашнюю погоду. Для таких наблюдений важно знать определенные
приметы и отдавать себе отчет в том, что только совпадение нескольких
признаков позволит нам дать успешный прогноз. Нужно помочь ребенку
определить стороны света в точке наблюдения.
Примет немало. Для удобства сгруппируем их: что на небе? каков ветер? как
ведут себя растения, птицы, животные, насекомые?
Ждем хорошую погоду. Утренняя заря золотистая, без ярких тонов, без ветра. —
Утром появляются белые кучевые облака, днем они постепенно увеличиваются, а
к вечеру рассеиваются, и небо становится безоблачным. — Ветер днем
усиливается, а к вечеру прекращается. — На закате солнца небо светло-розовое
или золотистое. — В сумерках в низинах появляется туман, который держится
всю ночь и, как только солнце начинает согревать землю, исчезает. — Туман
стелется утром по воде. — Пчелы из ульев вылетают очень рано. — Жаворонки
звонко поют с ранней зари. — Жуки вечером громко жужжат. — Столбом вьются
комары. Кукует кукушка. — В пасмурную, дождливую погоду в начале дня вдруг
начинают петь петухи. — Паук вечером плетет сеть. — Радуга после дождя скоро
исчезает. — Угли в костре быстро покрываются золой. — Сильный ветер во время
дождя.
Гроза надвигается. В воздухе парит, жарко и душно. — Небо затягивается
сплошной пеленой. — Кучевые облака к вечеру становятся гуще и расширяются в
форме гриба, а над ними разрастаются веером или метелкой перистые облака. —
Ветер утихает. — Замолкают птицы. — Если при приближении грозовых туч пчелы
не прячутся в улей, дождь пройдет стороной.
Приметы эти взяты мною из очень полезной «Большой книги игр и развлечений
для детей и родителей» авторов Т.Я.Кедриной и П.И.Гелазония (М.:
Педагогика-Пресс, 1992). В разделе «Лето пришло» немало важных и необходимых
советов о расширении кругозора ребенка, о наблюдениях в лесу и поле, у воды
и... Впрочем, загляните в библиотеку.
Одной из особенностей познавательного процесса в младшем школьном возрасте,
особенно в его начале, является тесная связь восприятия окружающего с
действиями ребенка. Малыш стремится к непосредственному познанию. Природа у
него такая, естествоиспытательская. Особенно у мальчишек.
Беглых советов для удовлетворения этой любознательности явно недостаточно. Я
адресую вас к прекрасной книге педагогов Л.С.Зазнобиной и Л.В.Ковинько «Моя
самая первая книжка о превращениях в природе» (М.: Дрофа, 1996). Это —
путешествие малыша в столь привлекательный для него мир
исследователя-естествоиспытателя. Как самому увидеть свойства веществ и тел?
Как изменять их, что при этом происходит? Что такое «опыт», зачем и как его
поставить? Как убедиться, что результаты опыта верны? Как обеспечить
безопасность маленького исследователя?
Стоит ли результат родительских трудов — не Нобелевского же лауреата
растим, да и наука ныне не такое уж престижное занятие... Не о науке речь —
о воспитании культуры мышления; развитии познавательных способностей
ребенка, о подступах к физике, химии, биологии, на уроках которых ваш
исследователь будет чувствовать себя легко и уверенно; о проверке
устойчивости интереса к миру природы, а может быть и о выборе типа
учебного заведения для дальнейшего образования. Не пожалеем же на это летних
уроков!


 

Вам также будет интересно
Как выбрать пальто на зиму?Читать статью
«Медленные» дети. Советы психологаЧитать статью
Быстрая доставка продуктов на домЧитать статью
Что подарить детям на Новый год 2021Читать статью
Такая женская мигреньЧитать статью
Почему костюмы единорога так популярны?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.