Главная > Статьи > Воспитание и развитие детей > Развивающие занятия для детей > «Алло, Ляля?!» — развитие речи у детей до года

«Алло, Ляля?!» — развитие речи у детей до года

 


По
понятиям

Первый год жизни
ребенка является подготовительным этапом к овладению речи и подразделяется на
ряд последовательных стадий.

 

Новорожденный
— крик, кряхтение, отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э».

1
месяц —
реакция слухового сосредоточения.

2
месяца
— улыбка в ответ на речь взрослого; гуканье
(начальное гуление): «а-а-а», «у-у-у», «бу-у», «гу-гу», «аху».

3
месяца
— «комплекс оживления» (сочетание улыбки,
вокализации, генерализованной двигательной активности) при общении с взрослым; певучее
гуление (воспроизведение протяжных гласных и согласных звуков): «а-а-а», «э-у»,
«а-и-а», «агу», «угу».

4
месяца — «
свирель» (произнесение цепочки звуков каскадом): «аль-ле-е-лы-агы-аы…». 

6 месяцев —
лепет (повторение одинаковых слогов): «дядядя…», «бабаба», «мамама…».

8 месяцев — модулированный
лепет (единицы типа «папа», «мама» с
различной интонацией).

9
месяц —
возникает ситуационное
понимание речи.

10
месяцев
— первые односложные слова и звукоподражания: мама,
папа, баба, дядя, дай, ав-ав (собака), га-га (гуси), тик-так (часики) и т.д.

12
месяцев
— произносит около 10 простых и облегченных слов.

 

Важный
этап

Во втором полугодии происходит
интенсивное развитие фонематического слуха, в результате которого ребенок
начинает воспринимать обращенную к нему речь. Он устанавливает связи между
произносимыми словами и предметами. Взрослые помогают ему в этом, когда
спрашивают: «Где то-то?» и сразу показывают нужный предмет. На этой основе
относительно быстро растет, так называемый пассивный словарь. К 9-10 месячному
возрасту он может быть довольно значительным. Дети по слову выполняют ряд
действий: отыскивают взглядом знакомые предметы, приносят некоторые игрушки,
хлопают в ладоши («ладушки»), машут ручкой «до свидания» и др.

В возрасте 10-11
месяцев возникают первые обобщения. Ребенок, например, может показать носик и
глазки у куклы, мишки, собачки и т.д.

К концу младенчества
малыш точно понимает в среднем 10-20 слов и определенным образом реагирует на
них, а его речь становится понятной на 25%.

 

Помогайте
малышу

  • Постоянно
    разговаривайте с младенцем. Комментируйте вслух все свои действия, называйте окружающие
    вас предметы, пойте песенки.
  • Побуждайте ребенка
    вступать с вами в диалог. Когда он гулит или лепечет, нужно стараться отвечать
    ему — повторять те же звуки, выражая свое внимание.
  • Говорите с
    малышом ласково. Радуйтесь даже маленькому его успеху и обязательно хвалите. Сначала
    дети понимает эмоциональную сторону речи, а потом смысловую!
  • Произносите
    слова правильно, внятно и никогда «не сюсюкайте». Ваша речь должна быть
    образцом для подражания.
  • Учите
    ребенка имитировать звуки. Показывайте ему фигурки животных и озвучивайте «кто
    как говорит»: «Это собака. Собачка гавкает — «гав-гав»».
  • Как можно
    раньше начните читать ребенку стихи. Подойдут любые: от потешек до русской классики.
    Главное — ритм.
  • Делайте
    массаж ладошек, сгибайте-разгибайте пальчики, играйте в «Сороку», «Пальчик-мальчик»
    и т. д. Эти занятия активизируют речевую зону мозга.



    Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

    Дмитрий Лиханов

    База полезных знаний и сообщество мам и пап

    Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.