Если б, скажем,
Мне волшебник
Подарил такой
учебник…
Все то, о чем так долго мечтали российские педагоги, сбылось. Вот уже несколько
лет каждый учитель, осененный идеей собственной авторской программы, может придумать
и выпустить свой учебник. Правда, готов ли он пройти длинный путь к своей цели?
Путь этот непрост. Во-первых, автору предстоит отнести рукопись нового учебника
в одно из многочисленных издательств и постараться убедить редакционную коллегию
в жизненной необходимости своего учебника: в его соответствии государственному
стандарту образования, в его научной свежести. Одобрив проект, издательство
делает оригинал-макет учебника (или сразу издает учебник) и направляет его в
Министерство образования, а оттуда, в свою очередь, в Федеральный экспертный
совет. В него входят ученые, методисты и учителя-практики (в том числе, из регионов),
которые тщательно анализируют и всесторонне изучают будущий учебник, а затем
составляют свое заключение.
Учитывая положительное заключение экспертов, Минобразования решает вопрос об
издании учебника с грифом: «Допущено Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника…» Если учебник получил отрицательную оценку Экспертного
совета и отклонен Министерством, то он отправляется на переработку и может быть
снова выдвинут на рассмотрение не ранее чем через три месяца.
Итак, допустим, первый этап пройден. Учебник «допущен» к работе. Значит, он
автоматически заносится в Федеральный перечень или в Католог учебных изданий,
рекомендованных Мин-
образования на очередной учебный год. Однако, если авторский коллектив стремится
дать своему учебнику другой, более высокий и престижный гриф – «Рекомендовано
Министерством образования РФ в качестве учебника…», то издание должно пройти
апробацию (испытание) в школах разных регионов, собрать множество справок и
вновь получить оценку экспертов. Только после положительного заключения президиума
Федерального Экспертного совета Минобразования России учебник издается вновь.
На этот раз – с грифом «Рекомендовано».
Как дальше складывается судьба нового учебника? Многое зависит от издательства,
от успешности его рекламной компании. Но главным образом счастливая жизнь книги
находится в руках институтов повышения квалификации, тех методистов, которые
напрямую работают со школами, с учителями и подробно рассказывают об особенностях
каждой новинки.
Если разъяснительная работа «на местах» была проведена удачно (и к тому же учебник
хорош сам по себе), то тираж активно раскупается, приносит издательству прибыль,
а детям – знания. Но бывает и так, что учебный комплект прошел все экспертизы,
попал в Федеральный перечень, но несмотря ни на что, раскупается неохотно. В
этом случае издательство прекращает выпуск невостребованного учебника.
Кто доберется до финиша?
Побывав на книжном рынке, я была поражена: авторов, которые выдержали испытательно-проверочный
марафон, оказалось слишком много. Одних только издательств, выпускающих учебники,
включенные в Федеральный перечень, оказалось пятьдесят (!). Подавляющее большинство
из них – московские, и только около десяти издательств – из других регионов
(главным образом Санкт-Петербург, Самара, Смоленск, Томск). Наблюдать все разноцветье
книг и учебных пособий по математике, чтению и окружающему миру, конечно, приятно.
Но путаница в голове появляется страшная. Во-первых, существует три образовательных
системы, у каждой из которых – свои комплекты учебников и, соответственно, свои
авторы. Например, учебники по обучению грамоте, русскому языку, литературному
чтению, окружающему миру авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной,
А.А. Вахрушева разработаны в рамках программы «Школа 2100» под руководством
академика РАО А.А. Леонтьева. Учебники для традиционной системы начального образования
таких известных авторов, как М.Моро и В.Горецкий, разработаны в рамках программы
«Школа России» под руководством А.А. Плешакова. Всего в Федеральном перечне
– 7 комплектов или 231 наименование учебных изданий для начальной школы.
Во-вторых, один и тот же учебник может быть напечатан в разных издательствах.
Например, «Математику» Л.Петерсон я видела сначала в издании «Ювента-Просвещение»,
а затем – в «Балассе». В-третьих, учебники переиздаются чуть ли не каждый год
– с дополнениями, в новом дизайне, в другом формате. Так что на прилавке магазина
вы можете встретить учебник одного и того же автора и за 2000 год, и за 2002
год и даже за 1998 год. Поскольку гриф Министерства образования присваивается
сроком на пять лет, для переиздания учебника не требуется никаких дополнительных
справок. Наконец, поиск нужной книги осложняется еще и тем, что одни дети еще
заканчивают обучение по программе 1–3, а все остальные учатся по программе 1–4.
Соответственно, учебники одних и тех же авторов, представленные на рынке, могут
быть изданы по-разному, в зависимости от программы.
Как выбрать учебник?
К счастью, перед большинством родителей такой вопрос не стоит. Потому что
в школах, как правило, практикуется четкая система: учитель сам выбирает программу
(а, соответственно, и комплект учебников), по которой будет учиться его класс
все четыре года, а родителям остается либо соглашаться с этим выбором, либо
искать другого учителя.
Самые известные образовательные системы — Л. Занкова, Д. Эльконина — В. Давыдова,
«Начальная школа ХХI», «Школа 2100», «Гармония». Выбирая какую-то программу
за основу, педагог следует ей все четыре года. Он не может взять, например,
«Математику» из одной системы, а «Русский язык» – из другой. Потому что все
предметы в программе взаимосвязаны. Но он может дополнять основной учебник материалами
других авторов.
Выбор той или иной программы (а значит, и учебников) во многом зависит от того,
какие дети собираются в классе. Будут ли они готовы освоить сложную программу
развивающего обучения Д. Эльконина и В. Давыдова или учиться по системе Занкова?
Подавляющее большинство школ выбирает в качестве основного комплекта проверенную
временем традиционную систему обучения. Она, впрочем, настолько видоизменилась,
что и сравнивать с прежней трудно. Кардинально поменялось содержание книг по
чтению. Выброшены целые разделы, посвященные Ленину, Октябрю, а освободившееся
место заняла хорошая русская и зарубежная литература. В учебниках по математике
появилось много материала на развитие мышления, памяти, логики. Программы по
русскому языку пополнились упражнениями на развитие речи, изложениями. Стали
многофункциональными прописи. Существенно преобразилась структура классического
учебника.
Продолжатель дела Василий Васильевич Давыдов Что у вас за плечами? Американских детей учат «по-нашему» Создатель психологической школы, продолжившей традиции культурно-исторической Почти полувековую историю имеет уникальная система обучения и развития
|
О достоинствах и недостатках новых изданий
Достоинства
Современные учебники радуют глаз необычайно. Они наполнены
цветом, воздухом, изобилуют рисунками, графическими изображениями. Очень высокое
качество печати, бумаги стало уже скорее правилом, чем исключением. В основном,
конечно, отличаются внешним видом книги московских издательств. И первые из
них – «Просвещение» (что приятно, памятуя его долголетнюю историю) и «Дрофа»,
которые охватывают сегодня более 70% рынка учебной литературы. Ничуть не отстает
по качеству от москвичей «Ассоциация ХХI век» из Смоленска. Учебники некоторых
других региональных издательств заметно хуже и своим дизайном напоминают книги
20-летней давности.Еще один плюс заключается в том, что издатели ориентируются на выпуск учебников
в нескольких частях. Это, разумеется, дороже, чем покупать одну
книгу на целый год, но зато детям легче – вместо толстого учебника они носят
в школу довольно тонкие тетради, в которых и рисунков больше, и шрифт покрупнее.Одно из главных достоинств новых учебников – лучшая систематизация
и упорядочивание материала. Правила, задания, материал для повторения, вопросы,
загадки – все выделяется шрифтом, цветом, особым обозначением, рисунком. И
это, безусловно, облегчает восприятие информации.Авторы и издательства работают очень оперативно: постоянно
прислушиваясь к мнению школьных учителей, методистов, они быстро вносят правку
и переиздают многие учебники.Наконец, учебник какой бы системы вы ни взяли, вы обнаружите принципиально
иной подход к обучению ребенка: упор делается не на закрепление какого-то
навыка, не на зазубривание, а на творческое освоение материала, на
то, чтобы научить детей учиться.Недостатки
Красочность учебников имеет и свою обратную сторону — когда книга пестрит
рисунками, это отвлекает внимание ребенка, мешает сосредоточиться на
одном задании, увеличивает нагрузку на зрение. Поэтому некоторые издатели,
поэкспериментировав с цветом, к счастью, отказались от пестроты в пользу минимализма.К сожалению, не все учебники создаются учителями-практиками. Автор
может быть прекрасным теоретиком, собравшим замечательный материал. Но окажется,
что дети не способны усвоить его в том объеме, который задуман автором. А
создатель другого учебника может излишне увлекаться развивающими упражнениями
в ущерб упражнениям на закрепление навыка, текстовым задачам. Все хорошо в
меру.Появилось много тетрадей с печатной основой, в которых от
ученика требуется самое малое: вписать правильный ответ, раскрасить готовый
рисунок и т.п. С одной стороны, это позволяет пройти больше материала за один
урок. Но с другой стороны, такие тетради отучают ребенка работать с чистым
листом бумаги — самостоятельно оформлять примеры и задачи, тренировать руку.
С некоторыми важными темами распрощались опрометчиво быстро. Например, в
современных учебниках практически отсутствует военно-патриотическое воспитание,
гражданская тема, космонавтика.
Для справки Средства из федерального бюджета выделяются на:
В 2002 году: Причем в 25 регионах родительские средства превышают 50%. Важно подчеркнуть, |
Кто платит за книги?
Как известно, с 1994 года основным источником финансирования при закупке
учебных изданий являются региональные и муниципальные бюджеты, а также внебюджетные
(в первую очередь, родительские) средства. Если бюджет региона позволяет, то
школа сама закупает своим учащимся комплекты учебников. В противном случае это
приходится делать родителям. В государственных школах Москвы ученикам начальной
школы полагается бесплатный комплект учебников. За свой счет родители должны
покупать только учебные пособия одноразового пользования – прописи, тетради
и учебники, в которых предусмотрена работа карандашами и ручками. Но на деле
и это положение не всегда соответствует истине. Скажем, учитель заказал один
полный комплект учебников (заказ принимается заранее, не позднее, чем за год
до начала учебного года). А в течение этого года какой-то из учебников переиздали,
он изменился в лучшую сторону, стал еще красочнее, удобнее в работе. Или появился
учебник другого автора, необычайно учителя заинтересовавший. Что делать? Поскольку
заказ отменить нельзя, учитель советуется с родителями, и те соглашаются заплатить
деньги за новый учебник. Заказанные прежде бесплатные экземпляры пылятся в библиотеке,
а дети работают с новыми книгами. И в общем, все довольны. Потому что родителям
не жалко денег на хорошую книгу. Благо, учебников для начальной школы не так
много нужно.
Где купить учебник?
Еще год-два назад было очевидно, что самые дешевые цены – на рынке, а точнее,
на книжной ярмарке. Сегодня картина изменилась. Розничные цены солидных книжных
магазинов и книжных ярмарок не отличаются друг от друга.
Вот примерная стоимость некоторых учебников для 1 класса из самого популярного
комплекта «Школа России» (приведены цены начала лета):1. Прописи В. Горецкого (в 4 частях) – 60 рублей
2. «Русская азбука» В. Горецкого – 55 рублей
3. М. Моро и др. «Математика» в двух частях:1 часть – 65 рублей, с приложением
«Разрезной счетный и игровой материал», 2 часть – 48 рублей.4. «Родная речь» сост. Н. Голованова и др., в двух частях –115 рублей.
Розничные цены учебников для начальной школы из других комплектов не сильно
отличаются от вышеуказанных: прописи стоят от 30 до 60 рублей за комплект, а
учебники – от 70 до 120 рублей.
На мелкооптовом рынке вам сделают существенную скидку – от 10 до 15%, если вы
будете закупать учебники на целый класс. Наконец, приобрести учебники и канцелярские
товары лучше заранее, не в августе, когда цены максимально высоки, а в апреле-мае.
Если вы покупаете учебники или печатные тетради сразу на два-три класса, имеет
смысл обратиться напрямую в издательство или к магазину – дистрибюьютеру. Там
вы сможете договориться о получении еще большей скидки.
Что еще необходимо в начальной школе?
К сожалению, одних учебников и учебных пособий первоклашке недостаточно. В
каждой школе существует свой перечень необходимых для занятий материалов и предметов.
Назовем лишь то, без чего вы точно не обойдетесь.
Ниже приведены розничные цены московского рынка. Если вы покупаете продукцию
оптом, скажем, на целый класс, ее цена сразу снижается на 20–25%.Дневник в твердой обложке – 45 рублей, в мягкой – 10. В зависимости от возраста
ребенка можно выбрать дневник с таблицей умножения на задней обложке либо
с системой Менделеева. Ну а дневник с текстом Государственного гимна или с
полезной справочной информацией пригодится в любом классе.Тетради: тоненькие с зеленой обложкой – по 1 руб. 50 коп, с цветной – по
3,50, по 48 листов – 10 рублей, толстые на пружине – 18–20 рублей.Ластики – от 3 рублей, ручки шариковые – от 2 рублей, линейки – от 5 рублей.
Отечественные фломастеры (18 цветов) – 45 рублей, карандаши цветные (24
цвета) –
60 рублей.Ножницы с тупыми концами – по 20 рублей.
Пенал двухсекционный – 90–120 рублей. Можно сразу выбрать пенал, укомплектованный
ручками-фломастерами, линейкой, ластиком и пр. полезными мелочами. Он обойдется
вам в 130–160 рублей.Если вы знаете, что ваш ребенок все равно будет оставлять все вещи в классе,
стоит разориться не на роскошный пенал, а на пластмассовый держатель ручек-карандашей,
который ставится на парту. Он стоит 100 рублей.Подставка для книг металлическая – 30 рублей.
Ручку в ручки
Для первоклассника особое значение имеет форма ручки. Лучше всего для
юного грамотея купить не гладкую ручку, а ребристую, чтобы еще не приученные
для письма пальчики не соскальзывали. Ручка не должна быть большой и тяжелой.
Все ручки можно разделить на перьевые, шариковые и капиллярные.
Перьевая авторучка не для первоклассника.
Для ребенка лучше всего будет приобрести шариковую ручку со сменной пастой.
Дешевые ручки оставляют линию шириной обычно около 0,7—0,8 мм, более дорогие
— 0,3—0,4 мм. У последних стержень служит дольше и письмо четче.
Основой пишущего узла капиллярных ручек служит витой из твердых синтетических
нитей стержень диаметром 0,3 мм и более. Он укреплен в фасонной пластмассовой
или металлической трубке таким образом, чтобы обеспечить надежный контакт
с пропитанным специальными чернилами волокнистым стержнем в основной части
корпуса. Чернила продвигаются в капиллярах стержня за счет сил поверхностного
натяжения. Такими ручками очень приятно писать, но, к сожалению, они одноразовые.
Вы сильно облегчите свою задачу покупки канцелярских товаров, если остановите
свой выбор на качественном «Наборе для первоклассника». Выложив 250 рублей,
вы сразу станете обладателем папки для труда и для рисования, наборов цветной
бумаги, картона, медовой акварели, пластилина, карандашей и прочих вещей, нужных
каждому школьнику. Опять-таки напомню, что оптовая покупка наборов существенно
дешевле розничной.
И, наконец, портфель (или рюкзак), в который все вышеперечисленное надо попытаться
уложить. Отечественный рюкзак среднего качества вам обойдется в 400 рублей.
Красивый объемный портфель из Германии с жесткими боками и спинкой, с удобными
лямками будет стоить 800 рублей. Мешок для сменной обуви, легко моющийся, на
толстом шнурке – 50 рублей.
За все это вам придется выложить 1000–1500 рублей в общей сложности.
Но в одном можете не сомневаться: покупка канцелярских мелочей, ярких, красочных,
доставит мамам не меньше радости, чем их будущим пользователям – первоклассникам!
Комментарий. Каждый учитель сам выбирает из Перечня и Каталога учебных изданий, рекомендованных |
Задача для первоклашки от доктора наук
>
Задаюсь вопросом: кто пишет эти учебники для наших детей. Зачем они за это берутся, если даже самое простое понятие запутывают до такой степени, что до смысла добирается не всякий взрослый.
Осенью Сережка, сын приятелей пошел в первый класс. Цветы, яркие ранцы, бодрая музыка, слезы на родительских глазах, — словом, праздник. Вскоре праздник кончился, а слезы остались. И вот через несколько месяцев, в воскресенье звонит мне Сережкина мама и всхлипывает в трубку: «Никак не можем сделать домашнее задание, два дня решаем, приходи, может быть у тебя получится».
Картина, которую я застала, была до того уморительной, что я рассмеялась, чем очень обидела хозяев. Взъерошенный и красный отец с пристрастием допрашивал сына, что объясняла учительница, когда давала это задание на дом. Сережка канючил в ответ, что они только списали номера с доски.
Оставив ребенка в покое, мы (три взрослых человека с высшим образованием) углубились в решение математических шарад. Безуспешно пытаясь понять, что хотят от меня составители учебника, внимательно рассмотрела обложку. Нет, написано, что это пособие для первого класса, а не для высшей школы.
В результате двухчасовой интенсивной работы нам удалось раскусить
восемь «орешков» из десяти, заданных малышу. Я очень гордилась собой, когда из предложенного количества палочек сумела таки создать треугольник, встроенный в трапецию, в свою очередь зачем-то вставленную в ромб с шестиугольником.
И в тот суматошный воскресный вечер и в другие вечера, когда, пытаясь воспитывать собственную дочь, берусь проверять ее знания,
задаюсь вопросом: кто пишет эти учебники для наших детей. Зачем они
за это берутся, если даже самое простое понятие запутывают до такой
степени, что до смысла добирается не всякий взрослый.
Книжки для обучения школьников пишут не первые встречные с улицы, а, даже совсем наоборот, кандидаты и доктора наук. Но иногда, начитавшись их произведений, начинаешь подозревать, что они и не догадываются, что кроме профессоров в мире существуют дети, которым надо попроще и играючи. Тогда из них тоже вырастут профессора.
Справедливости ради надо сказать, что некоторые учебники, выпускаемые, например, издательством «Дрофа», очень неплохие, с внятными текстами, любопытными фактами. Когда, контролируя девятиклассницу-дочь, беру в руки «Географию» и «Биологию», радуюсь за нее. Так хорошо написано, что не надо зазубривать, в голову все само собой укладывается. Но это лишь исключение из общего правила.
Хочется, чтобы все учебники такие были, чтоб чадо думать, размышлять
училось, а не тренировало память бессмыслицей. Чтобы параграф о
сельском хозяйстве вещал не о давно почившей Продовольственной
программе, не о многоукладности советской экономики и намолотах с
засеянными морковкой га. Чтобы «История» не хулила огульно Церковь.
Коммунистическим атавизмом грешат в основном старые учебники,
которыми до сих пор пользуются в некоторых школах из-за их
бесплатности. Ведь купить новый комплект за тысячу для одного
школьника не каждой семье под силу. А если у родителей несколько
учеников?
Но, новые и дорогие вариации на тему: школьный учебник, наводнившие
книжные магазины, по содержанию часто ничуть не лучше своих старших
товарищей. Хотя, на титульном листе, в большинстве случаев,
красуется разрешение министерства образования. Значит проверяли. А
обучение по разрешенным книжкам превращается в мучение для детей и
родителей, так скучно и заумно написаны. Усадить бы за эти книжки
министерство образования в полном составе, пусть бы помучились над
тем, что одобрили.
Каждый год мы добровольно покупаем эту каторгу для собственных детей
за очень большие деньги. А потом еще удивляемся, почему «оболтусы»
не те оценки приносят.
Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап
Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.