Поиск

Готовим ребенка к школе: учимся играя

08/07/2020
Марьяна Безруких
1241

Нужно ли специально готовить детей к школе или достаточно того, что ребенок осваивает и узнает, общаясь со взрослыми и сверстниками, а также наблюдая происходящее вокруг? Требуются ли специальные занятия, участие в группах по подготовке к школе, прогимназии и т. п.? Кто должен заниматься с ребенком и как организовать занятия? Это не праздные вопросы, так как за последнее десятилетие опубликовано много пособий для детей и родителей, воспитателей и педагогов о подготовке к школе; создаются группы, студии, дошкольные классы. Появились преподаватели, которые предлагают любые занятия: «Учу иностранному языку с двух лет», «Научу быстро читать и писать дошкольников», «Комплексная подготовка к школе за три месяца», «Ускоренное интеллектуальное развитие детей от трех до пяти лет». Это реальные объявления, а спектр подобных услуг очень разнообразен.


Готовим ребенка к школе

Однако главный вопрос — могут ли эти занятия дать гарантию, что учиться в школе будет легко и просто, не возникнут трудности и не будет школьных проблем? К сожалению, гарантии нет, и многое зависит от того, как ведется подготовка к школе.
Вопрос, чему и как учить до школы, нужны ли специальные занятия, как их организовать и чему уделить больше внимания, занимаясь с особенными детьми, не менее значим, чем в случае с обычными. Безусловно, есть нюансы и акценты во взаимодействии и подготовке занятий с медлительными, леворукими и гиперактивными, а также имеющими РАС. Работа с особенными детьми — это сочетание компенсирующих и развивающих методик с вариациями форм взаимодействия, однако главные принципы и подходы — общие.
Формы такой работы могут быть разными. Например, группа по подготовке к школе при учебном заведении или доме творчества, в детском саду и частная (на дому у педагога). Или индивидуальная работа с ребенком, которую ведет психолог, логопед, няня, гувернер. Это могут быть и занятия с мамой или папой, бабушкой или дедушкой.
Занятия по подготовке к школе — прежде всего позитивное, доброжелательное, спокойное и помогающее общение в бытовых ситуациях, на прогулке, при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, на развивающих занятиях, в совместной игре и при чтении книг, в любых других видах деятельности.
Развивающие занятия, когда ребенка чему-то целенаправленно учат, — лишь часть системы его развития и воспитания.
Только занятия, содержание которых адекватно определенным задачам, а виды деятельности и требования к детям соответствуют их возможностям, дадут удовлетворение и положительные эмоции, будут способствовать развитию. Специальные систематические занятия по подготовке к школе целесообразно начинать за год до нее, в 5,5–6 лет. Это не значит, что ранее ребенок должен «расти как трава», сам по себе. Ему необходимо общение, с ним нужно больше играть, ему следует чаще читать, рассказывать, объяснять, отвечать на все его «почему?» и «зачем?». Однако не стоит превращать такое общение в уроки, специальные занятия до 4,5–5 лет тоже не имеют особого смысла.

Специальные занятия нужны не для того, чтобы дать ребенку знания и сведения, а чтобы научить его (что сложнее всего) играть не только когда хочется и в то, что нравится или интересно, но и заниматься. По содержанию это могут быть обучающие занятия, например, по подготовке к письму, чтению, формированию элементарных математических представлений, а по форме - игровая деятельность. Занятия требуют от ребенка определенной организации и концентрации внимания, учат выстраивать план своей деятельности, следить за качеством работы и оценивать ее. При этом специальные занятия не должны быть уроками с жесткой структурой по принципу: объяснил — запомнил — делай — отвечай.
Если занятия по подготовке к школе проводит педагог или воспитатель (в детском саду, группе подготовки к школе) либо они организованы дома, рекомендуется проводить их не чаще одного-двух раз в день и двух-трех раз в неделю. Продолжительность занятия — до 20 минут, после каждого необходима пауза (10–15 минут). Или одно занятие можно проводить в первой половине дня, с 10 до 12 часов, а второе — после обеда и сна, в период между 15 до 17 часами. Во время паузы ребенок должен двигаться. Можно научить его выполнять простые упражнения для расслабления мышц туловища, рук, ног, а также способствующие снятию напряжения глаз (эти упражнения даны в приложении).
Самостоятельно разработать систему занятий можно, но это непросто. Для такой работы целесообразно использовать специальные комплекты пособий, включающие как методические рекомендации для взрослых, так и развивающие тетради для самостоятельной работы детей.

Лучше использовать именно комплексные решения, а не разрозненные тетради: сегодня — раскраска, завтра — математика и т. д.
Даже при хорошо продуманной системе подготовки в работе с каждым ребенком будут свои нюансы и особенности. С одним нужно больше заниматься речью, с другим — двигательной деятельностью, третьего — учить элементарной концентрации внимания и организации. Ключевой вопрос при разработке и планировании системы занятий с особенными детьми — учет их индивидуальных особенностей, возможностей и предпочтений, сильных и слабых сторон развития.
Одного рецепта занятий для всех нет и быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого — больше слушать, с третьим — бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Детей необходимо спрашивать, все ли понятно, делать так, чтобы они не боялись просить о помощи, если не знают, что делать, не стеснялись обращаться к воспитателю, педагогу, взрослому. Дети должны быть уверены, что их не станут стыдить и не унизят обидным «сколько раз можно объяснять», на них не рассердятся.
При организации занятий по подготовке к школе в группах и дома важно найти золотую середину: не переусердствовать, не натаскивать ребенка и не требовать непосильного только потому, что другие дети это уже умеют, дать ему шанс получить удовлетворение от достигнутого и лишь затем переходить к новому и более сложному. Всегда надо быть на шажок впереди цели, причем достижимой и соответствующей детским возможностям. Следует помнить: у тех, кто терпит неудачу, пропадает интерес к новому и незнакомому, снижается желание учиться.

Большинство детей, прошедших обучение в дошкольном возрасте и жесткой системе требований, испытавших горечь неудач и знающих, что такое недовольство взрослых (педагогов, воспитателей, родителей), не хотят идти в школу и учиться. Это не единственный негативный результат форсированной, очень интенсивной «подготовки» к школе, в ходе которой ребенка учат и читать, и писать (используя курсивное письмо), и считать, то есть фактически проходят программу первого класса. Специальные исследования, проводившиеся сотрудниками Института возрастной физиологии РАО в течение многих лет, показали, что такая «подготовка» может затормозить развитие ребенка из-за чрезмерных перегрузок, несоответствия требований и хронического стресса от неудач.
«Натаскивание», неадекватные требования и нагрузки не просто «убивают» мотив учения, но в дальнейшем провоцируют школьные проблемы.
Занятия, безусловно, необходимы, но не стоит рассчитывать только на них. Можно эффективно использовать любое общение ребенка со взрослыми (родителями, педагогом, воспитателем). Он учится, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками в игре и любой другой деятельности, при чтении сказок, на прогулке и даже в долгой поездке на транспорте. Ребенка учит опыт разных видов деятельности, общения и эмоционального реагирования в тех или иных ситуациях. Важно вовремя обратить на что-то его внимание, задать вопрос, спросить или ответить.
Дети-дошкольники очень любопытны, наблюдательны и задают много вопросов. Порой на них трудно ответить, нет настроения или сил, но, отмахнувшись и не ответив раз-другой, не стоит удивляться, если ребенок замкнется и перестанет спрашивать. Нужно найти время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое-нибудь задание. Например, в осенний день взрослые собираются с ребенком в лес. Стоит попросить малыша наблюдать, что изменилось в лесу с лета. При этом не просто сказать «наблюдай», а научить, показать, объяснить, вместе удивиться и обрадоваться. После обязательно нужно выслушать рассказ, обсудить, похвалить. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа и одновременно будут расширяться знания ребенка об окружающем мире и совершенствоваться речь. «О чем вы разговариваете с мамой на прогулке?» — спросили мы одного малыша. Он ответил: «Ни о чем. Она только замечания делает: не ходи, не трогай, не лезь». О какой пользе прогулки в этом случае может идти речь? В лучшем случае она будет полезна лишь на треть. А общение, а знания об окружающем мире? Все это складывается в копилку подготовки к школе. Нужно не только учить ребенка задавать вопросы и отвечать на них, но и закреплять правильное, четкое произношение, расширять словарный запас. Если речь ребенка недостаточно развита, а используемый словарь беден, ребенок неправильно строит предложения и плохо различает звуки, одних занятий в группе для хорошей подготовки к школе будет недостаточно. Нужно больше разговаривать с ребенком, чаще задавать вопросы, причем требующие пространного ответа, а не «да» или «нет».
Развитию речи стоит уделить больше внимания в повседневной жизни. Дети любят рифмовать, продумывать новые слова и играть в них. Новые выражения и речевые обороты дети чаще узнают во время чтения книг. К сожалению, родители все реже читают детям, заменяя живое чтение аудиорассказчиками. А главное, перестают читать, когда ребенок начинает складывать первые слова. На данном этапе чтение требует больших усилий, читать интересные и большие вещи сложно, а «Курочку Рябу» — не очень трудно, но совсем неинтересно.
К 6–7 годам дети должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед и т. п. Освоить все понятия можно на специальных занятиях, но гораздо эффективнее закреплять их в игре, повседневной жизни, при многократном повторении. Играя, можно закрепить и проверить знания ребенка (например, положить игрушку на стол, под подушку, перед лампой и за ней, рядом с книгой и под ней и т. п. и попросить ребенка сказать, где она). Если малыш что-то путает, необходимо спокойно объяснять и повторять игры время от времени. Еще больше простора на прогулке: у дерева, за деревом, под деревом, на дереве. Стоит только начать фантазировать вместе с ребенком, и будет не остановиться. Например, ребенок до школы должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший), знать цвета и уметь их различать. Эти знания и есть элементарные математические представления, которые ребенок может освоить до школы в обыденной жизни. Так, малыши обычно любят накрывать на стол и расставлять посуду. Это хороший повод спросить, что такое посуда, и потренироваться в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.); можно подсчитать количество предметов и определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная или треугольная и т. п.). При этом обратить внимание на словообразование (хлеб-ница, сахар-ница), вести диалог, использовать новые слова, сравнивать и классифицировать, запоминать и учиться концентрировать внимание. Словообразование — один из этапов речевого развития детей, они делают это интуитивно. Интересно обсудить, почему сахарница, мыльница или вешалка так называются.
Любой поход в магазин или на рынок — повод для разговора об овощах и фруктах. Их можно сосчитать, определить цвет и форму, найти сходство и различия. Такие «занятия» можно проводить где угодно и с чем угодно, было бы желание. Имеет смысл объяснять только самое главное и больше спрашивать. Дети очень любят, когда их спрашивают, как взрослых: «Как ты думаешь?», «Почему это?», «Интересно, что это?»
Сейчас издается много альбомов для раскрашивания с изображениями овощей и фруктов, цветов и птиц, домашних и диких животных и многое другое. Этот материал можно с успехом использовать не только для раскрашивания. Он пригодится и для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их общие черты и различия. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды, домашние и дикие животные и т. д.) и поиграть: «Кто выберет все фрукты?» или: «Кто найдет больше диких зверей?» Вариантов игры масса. Чуть
фантазии, и обязательно найдется то, что интересно конкретному ребенку. Карточки с изображениями предметов, животных, растений и т. п. дают много возможностей для самых разных игр, развивающих все познавательные функции — внимание и восприятие, речь и память, мышление и воображение.

Можно играть в слова: разбивать их на звуки, складывать из звуков, выделять определенные звуки. «Попробуй найти пять названий игрушек, в которых есть звук [л]» (например, ложка, лейка, кастрюлька, колечко, лото). Можно выделять любой, но чаще тот, который ребенок хуже узнает или произносит, либо (что сложнее) определенные звуки в начале, конце, середине слов. Важно научить ребенка выделять нужный звук голосом, растягивая его и форсируя. Старшие дошкольники внимательны к звуковой стороне мира, любят подражать жужжанию мухи, скрипу двери, кваканью лягушки — всему, что звучит, живому и неживому. Это можно использовать для веселых и полезных забав, читая вслух стихи, сказки, рассказы. Например, это стихотворение показывает, как «играют» звуки и что даже один звук способен изменить смысл слова (в скобках дана правильная буква):


Это дым.
А это дом.
В этом доме
Мы живем.
Рядом п(р)ечка, лес и поле.
В п(р)ечке я купаюсь вволю.
А на р(п)ечке баба Т(П)оля
Варит кашу деду П(Т)оле.
Я еще вам расскажу,
Нарисую, напишу.
Но сейчас уже спешу.
Ждет меня подруга К(О)оля
И дружок мой верный (К)Оля.

Деда П(Т)оля шлет привет,
Баба Т(П)оля ждет ответ.
Я целую п(м)аму, м(п)апу.
Ну а Тиму жмите п(л)апу.

Данное стихотворение учит ребенка не просто слушать, а быть внимательным, думать, анализировать и определять, где несоответствие, ошибка. Его можно использовать не один раз, выделяя новые задачи, формируя речь и развивая внимание, память, мышление.
Трудные для произнесения звуки обычно сразу не поддаются выучиванию, их надо повторять снова и снова. Если с ребенком занимаются родители, следует помнить, что такая работа требует терпения. Продвижение порой идет очень медленными темпами. Лучше, если занятия ведет квалифицированный специалист — логопед, а родители, выполняя его рекомендации, занимаются дома.
Не забывайте хвалить ребенка за малейшие успехи. Упреки, насмешки, недовольство осложняют ситуацию и часто вызывают протест.
Даже если ребенок правильно произносит все звуки, для дальнейшего обучения грамоте он должен уметь выделять и различать звуки, проводить звукобуквенный анализ. Конечно, дошкольнику не стоит объяснять тонкости этого процесса, но играть в звуки-буквы полезно. Внимание к звуковому анализу слов способно предупредить многие трудности в процессе обучения, помогает выявить несформированность или нарушения фонетико-фонематического восприятия.
Рекомендуется начинать с простых трезвучных слов (дом, лес, год и т. п.); «играть», выделяя первый, второй и третий звуки; подбирать слова, которые начинаются с определенного звука, и т. д. Такие игры легко проводить на прогулке, во время поездки на транспорте и просто сидя на диване. Можно использовать для них детское лото, книжки-раскраски, любую азбуку и т. п. Когда ребенок путает звонкие и глухие согласные, шипящие и свистящие, не слышит главные, нужно обратиться к логопеду и не игнорировать его рекомендации.
Взрослые часто сетуют на то, что ребенок не умеет рассказать — ни об интересной поездке, ни о прочитанной вчера сказке, ни о мультике. Способность рассказывать, умение выделить главное и найти нужные слова не возникают сами по себе. Ребенка необходимо учить подбирать правильные слова, фразы и предложения, выстраивать и удерживать в памяти логику повествования, составлять связный короткий рассказ.
Для развития координации движений пальцев, кисти и руки в целом подходят любые игры с мелкими деталями (пуговицами, мозаикой, конструктором). Хорошо развивают такие движения завязывание и развязывание узлов, бантов.
Умение правильно воспринимать фигуры на плоскости листа; различать прямые, кривые и наклонные линии, а также различать правый и левый наклон, соблюдать соотношение штрихов и взаимное расположение фигур пригодится ребенку при освоении навыка письма. Самый эффективный способ научить его этому прост. Это копирование элементарных геометрических фигур и их сочетаний.

В 5 лет ребенок способен чертить ровные вертикальные и горизонтальные линии, а к 6 годам дети могут копировать треугольники, прямоугольники и квадраты, круги и овалы, соблюдая величину, пропорции, направление штрихов. При этом линии должны быть четкими, ровными и без разрывов; углы не должны быть сглаженными, а овалы и круги — иметь соответствующую форму.
Работая с ребенком, нужно обратить внимание на точность копирования (величину, соотношение штрихов, взаимное расположение), ровность линий (наличие тремора — дрожащих линий). Если ребенок путает верх и низ, правый и левый наклон штриховки, есть неуверенные и дрожащие линии, фигуры сильно увеличены или уменьшены, а также нарушена конфигурация, требуются специальные занятия
.
Существует заблуждение, что хорошо бегающий, прыгающий, подвижный ребенок не будет испытывать затруднений при обучении письму. Это не так. Тонкокоординированные движения рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации. Очень ловкий ребенок, хорошо танцующий или катающийся на коньках, может испытывать затруднения при работе с конструктором или элементарном копировании карандашом графических фигур на листе бумаги. Формирование графических движений требует и отдельного времени (эти занятия нельзя проводить между прочим), и специальных условий.
При выполнении любых графических заданий (раскрашивание, штриховка, копирование) следует обратить внимание на правильное положение ручки (карандаша) и тетради.

Важно научить ребенка прямо сидеть во время занятий, особенно при рисовании и письме.
Графические задания лучше выполнять не карандашом или фломастером, а шариковой ручкой (обычной школьной, обеспечивающей мягкое письмо). И не стоит их давать, если ребенок не знает, как правильно сидеть, держать ручку и располагать тетрадь.
Срисовывание, копирование, выполнение графических заданий может быть затруднено по разным причинам. У большинства детей с особенностями развития возникают проблемы при формировании сложнокоординированных движений рук, кисти, пальцев и общей координации. Многие из них «не любят» рисовать. Нужно понаблюдать, как ребенок выполняет задание, что вызывает наибольшие сложности (при условии, если он правильно держит ручку и прямо сидит). Если линии неровные («дрожащие») или разорванные, малышу не удается вписать линию или фигуру в строку, виден очень сильный нажим, а движения напряженные и скованные, скорее всего, недостаточно сформированы движения руки, кисти, пальцев (мелкая моторика). Если же не соблюдаются пропорции, размеры и направления штрихов, наблюдаются зеркальные варианты письма, вероятнее несформированность зрительно-пространственного восприятия. А это не менее важная задача при подготовке к школе, чем развитие речи, моторики и других функций. Для этого необязательны специальные занятия и уроки, гораздо легче все формируется и закрепляется в процессе игры, на прогулке, в быту и т. п. Например, гуляя можно собрать веточки с листьями разных деревьев — клена, дуба, березы, тополя и др., а потом обсудить, какой они формы, как расположены листья на ветке. Можно разрезать лист на две части (вдоль и поперек) и наклеить каждую часть на лист бумаги, чтобы ребенок дорисовал правую или левую, верхнюю или нижнюю половину листа. Развитию пространственного восприятия способствует складывание разрезных картинок, выкладывание узоров или фигур в стиле мозаики
и т. п. При этом важно объяснить ребенку задание и убедиться, что он его правильно понял, показать какие-то вещи на примере, чтобы ребенок работал осознанно, а не методом проб и ошибок.
Можно поиграть с пуговицами (фишками, фигурами) разных цветов и размеров. Раскладывая их на чистом листе бумаги, можно не только сформировать представление ребенка о расположении предметов на разных частях листа (верхней, нижней, правой и левой стороне; в правом и левом, верхних и нижних углах, а также середине листа), но и закрепить необходимые понятия: верх и низ, середина, право и лево. Эти занятия развивают пространственное восприятие, необходимое для формирования навыков письма, чтения и счета.
Такие занятия пригодятся и для формирования понятий о геометрических фигурах, их сочетаниях и соотношении. Например, можно разрезать прямоугольник на восемь частей и попробовать сложить маленькие прямоугольники из разбросанных в беспорядке треугольников, а затем сделать из них светофор, раскрасив круги.
Вместе с ребенком можно оглянуться вокруг (в комнате, на прогулке) и найти все, что имеет определенные геометрические формы: треугольники, четырехугольники, круги, овалы.
Для изучения чисел и цифр, особенно на начальных этапах, необязательны специальные занятия (они могут быть дополнением). Зато на прогулке и экскурсии (сколько ступенек, автобусов, деревьев?), при подготовке к обеду можно формировать понятия числа, количества, цифры,
значений «больше», «меньше», «равно». Однако не стоит учить ребенка считать сотни и тысячи, вполне достаточно счета в пределах десятка. Эти задания, как и многие другие, можно использовать для формирования представлений ребенка о числе (количестве) и цифрах, обозначающих количество. Считать можно все и везде.
Пожалуй, самый дискутируемый вопрос при подготовке детей к школе — нужно ли учить читать? Важно отметить главное: чтение требует хорошо развитого внимания, зрительно пространственного восприятия, памяти, речи и других функций. Сам процесс чтения сложен, а навык чтения формируется медленно, долго и совсем не прост для большинства дошкольников. Ребенка-дошкольника нельзя заставлять читать, если он не может, но надо готовить его к чтению.
Подготовка к чтению должна быть многосторонней и включать развитие речи, артикуляционные упражнения, тренировку внимания и памяти, зрительного и пространственного восприятия. Хороший эффект дают систематические занятия, на которых используются специальные методические пособия, включающие рекомендации по организации занятий.
Дети любят играть с конструкторами. Такие игры при определенной постановке задачи хорошо тренируют организацию деятельности и внимание, умение работать по определенному плану, а также развивают творческое мышление. Они интересны детям и позволяют формировать очень важные для школы навыки. Но и к этим занятиям нужно присмотреться, оценить, как работает ребенок, насколько точно выполняет задания, следует ли инструкциям (задание, которое ему дается), умеет ли исправлять свои ошибки, завершать работу и оценивать результат.
Если ребенок не может заниматься не отвлекаясь, на инструкции не обращает внимания или быстро их забывает, не стоит успокаивать себя мыслью, что он «подрастет и поумнеет». Прежде всего следует упростить задачу: разделить инструкции на ряд несложных действий и осваивать их по очереди.

Гораздо легче удержать детское внимание и повысить эффективность таких занятий, если работа не одноразовая, а с продолжением и сопровождается положительными эмоциями, если удовольствие от занятий получают и дети, и родители.
Во время любых занятий следует избегать укоряющего тона, грубых окриков и руководящих указаний, например: «Сколько раз повторять одно и то же?», «Опять ты делаешь не то... не так...»
Можно ли тренировать внимание? Тренировать сложно, так как особенности внимания связаны не с желанием или нежеланием ребенка, а с возрастными особенностями развития мозга. Но создать условия для продуктивного и эффективного навыка реально.
Нередко родители и педагоги задают вопрос: «Как развивать внимание, память и мышление ребенка при подготовке к школе? Нужны ли для этого специальные упражнения, задания?»
Фактически любые занятия служат развитию внимательности, памяти, мышления. Например, фиксируя внимание ребенка, когда нужно запомнить изображение фигуры, а затем по памяти ее нарисовать или запомнить схему, которую надо выложить из деталей конструктора либо мозаики (это примеры тренировки и внимательности, и зрительной памяти, и организации деятельности), мы создаем условия для формирования внимательности.
Если ребенок запоминает инструкции, правила игры, стихотворение, считалочку, работает слуховая память. В 5–6 лет он может запомнить и воспроизвести ряд из пяти-шести бессмысленных слов, например: дом, мяч, хлеб, карандаш, часы, машина. Следует помнить, что память у старших дошкольников в основном непроизвольная, а непроизвольное запоминание более эффективно, если используется осмысленная, активная ориентировка в задании. В этом возрасте возможно и произвольное запоминание, при котором ребенок не только использует механическое повторение, но и сам ищет и находит смысловые связи между словами.
Память имеет индивидуальные особенности и может различаться не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка, в зависимости от его состояния и настроения. Значительно снижают память утомление, перенапряжение, отрицательные эмоции. Ребенка нельзя заставить что-то запомнить, но можно создать условия, заинтересовать, и это станет возможным.
Восприятие, внимание, память — все эти познавательные процессы совершенствуются в ходе развития дошкольников, а вместе с ними совершенствуется мышление.
В старшем дошкольном возрасте мышление переходит на новую ступень развития: наряду с расширением круга представлений об окружающем мире, явлениях и процессах, отношениях людей, событиях и т. п. перестраивается умственная деятельность. Ребенок начинает осмысленно относиться к явлениям и событиям, анализирует причинно-следственные связи, учится рассуждать и делать правильные выводы.
Развитие мышления не происходит изолированно от деятельности ребенка, тесно связано с развитием других познавательных процессов. Пять-шесть лет — возраст, когда наглядно- действенное мышление превращается в наглядно-образное, ведущую роль в переходе играет опыт, накопленный при решении наглядно-действенных задач, а также сформированность внимательности и речи, механизмов ориентировки в задании и т. п. Естественно, любые недостатки в организации деятельности, концентрации внимания и восприятия негативно влияют на развитие мышления.
Чтобы сформировалось представление о классе предметов, нужно научиться видеть их сходство и различия, уметь находить общее, не отвлекаясь на частности, то есть освоить операцию классификации. Разумеется, на более ранних этапах ребенок может стихийно собирать предметы в классы, но классификация (не заученная) как умственная операция, подтверждаемая логическими умозаключениями, становится возможна к 6 годам. Это убедительно показывает, что мышление нельзя подогнать и натренировать, должны созреть предпосылки, позволяющие ребенку мыслить и применять логическое мышление к определенным процессам, явлениям, ситуациям.
Многие взрослые путают развитие логического мышления с механическим запоминанием. Ребенок и в 3–4 года может запомнить, что лук, кабачки и морковка — овощи (особенно если его постоянно «дрессировать»), но осознанно выбрать и сделать правильный логический вывод он способен только к 5–6 годам. Развитие мышления тесно связано с общим развитием, условиями жизни и тем, как окружающие взрослые понимают задачу развития и подготовки к школе.
Разумеется, подготовка к школе — это и формирование личности ребенка, его способности управлять своим поведением и деятельностью, воспринимать, осознавать и оценивать себя, собственное положение в системе отношений с взрослыми.
Дети очень чутко реагируют на внимание и невнимание, доброжелательность и бессердечность, требовательность
и жестокость, чувствуют малейшие нюансы. Доказано, что дети, окруженные добрыми и чуткими взрослыми, не скупящимися на улыбку и поддержку, вырастают более активными и самостоятельными. Они не боятся сделать ошибку, не страшатся неудач и верят в свои силы, легко общаются со сверстниками и взрослыми. А дети, растущие в системе жестких требований и строгих запретов, окриков и особенно противоречивых требований взрослых, не уверены в себе, тревожны, неинициативны, а порой и агрессивны. Им трудно общаться со взрослыми и сверстниками. Именно поэтому важно чуткое и внимательное, спокойное, терпеливое и доброжелательное взаимодействие с дошкольниками при любых вариантах общения в ходе подготовки к школе.
К старшему дошкольному возрасту общение ребенка со взрослыми обретает новые черты. Это и деловое, и познавательное, и личностное общение, в процессе которого формируются самосознание и самооценка. Осознание собственного «Я», своих достоинств и недостатков ведет к формированию самооценки. Однако не все дети в этом возрасте способны адекватно себя оценивать, их мнение во многом зависит от мнения взрослых: мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитателя и педагога. Поэтому важно, чтобы оценка взрослых была адекватной, направленной не на ребенка («хороший», «плохой»), а на его поступки и действия.
Особое значение получает оценка на занятиях при подготовке к школе. Негативная оценка, неудачи и недовольство взрослых не только формируют заниженную самооценку, но и разрушают мотивы учения: личные достижения и самоутверждение очень сильны в этом возрасте. Быть «хорошим», «первым» и т. п. стремится каждый дошкольник.
Но это желание может исчезнуть буквально после нескольких занятий. Задача взрослых — поддержать стремление детей к успеху и удаче, не рассматривать провалы как крах всех надежд, не укорять ребенка за неумение или незнание, не грозить «будущими двойками». Такая «подготовка» может дать противоположный результат — ребенок не захочет идти в школу, а значит, ему будет трудно справиться с возникающими проблемами. Неверная тактика работы, несоответствие требований и возможностей ребенка не помогают ему хорошо подготовиться к школе, а создают условия для возникновения школьных трудностей.

Статья предоставлена издательством «Питер»

Ребенок идет в школу



Отрывок из книги М.М.Безруких "Ваш особенный ребенок идет в школу. Готовим его и готовимся сами"



Советы по выбору идеального акустического фортепианоЧитать статью
Как отметить день рождения в Тюмени: варианты от классики до новаторстваЧитать статью
Как контролировать ребенка в сети, но не переборщитьЧитать статью
Гречка-волшебницаЧитать статью
Учим наизустьЧитать статью
7 причин дарить современным детям энциклопедииЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.