Между строк
У производителей, естественно, одна цель — продать свой товар.
Покупателям же следует помнить, что крупные надписи существуют для того, чтобы,
прежде всего, привлекать внимание, а не информировать покупателя о качестве
продукта. А чтобы получить информацию о составе товара, следует обращать
внимание на то, что написано очень мелко, сбоку на упаковке или на обратной ее
стороне. Это и есть самая важная информация.
Научившись отделять «нужное» от «рекламного», вы поймете,
действительно ли держите в руках «натуральный продукт», что значит надпись «без
холестерина» на растительном масле или слово «легкий» на йогурте, кефире.
И что самое главное, возьмите за правило
не верить «на слово» крупным надписям типа «натуральный», «диетический»,
«легкий».
Так, слово «диетический» большинство покупателей расшифровывают,
как «содержащий мало калорий». В действительности же это может означать, что
продукт приготовлен определенным способом, подходящим для питания при
определенном виде заболеваний. Диетические продукты предназначены для лечебного
питания и совершенно не обязательно являются низкокалорийными. Причем при одних
заболеваниях показаны одни «диетические» продукты, а при других — другие. То же
самое относится к слову «легкий». Мы такие продукты воспринимаем, как
низкокалорийные. В действительности слово «легкий» означает, что в данном
продукте отсутствует сахар или жир или понижено их содержание. А иногда
производители вкладывают в слово «легкий» совершенно иной смысл. Так, например,
некоторые «легкие» йогурты в действительности являются легкоусвояемыми, а не
низкокалорийными. Поэтому прежде чем делать выводы о калорийности продукта,
обратите внимание на мелкую надпись, где приводится соотношение калорий к 100 г
продукта.
Часто можно встретить надпись «без консервантов» на продуктах с
длительным сроком хранения. Это не обман. Современная температурная технологическая
обработка и соответствующая упаковка позволяют избежать добавления консервантов
и продлевают срок хранения продукта. Так что как в детском, так и во взрослом
питании лучше отдавать предпочтение продуктам именно с такой надписью.
Важные сведения
Существуют определенные нормы, регламентирующие, что в
обязательном порядке следует указывать на этикетках. Чтобы распознать ненужный
или, наоборот, требующийся продукт, задержитесь, внимательно изучив этикетку.
На ней должны быть указаны следующие данные:
Список
ингредиентов. На
импортных продуктах питания в этом перечне все ингредиенты пишутся по
убывающей. То есть, если вы хотите купить мясные консервы, то на этикетке слово
«мясо» должно быть написано в начале списка, а не в конце, после крахмала, соли
и непонятных пищевых индексов. Если же вы хотите купить продукт с минимальным
содержанием сахара, то слово «сахар», наоборот, должно стоять в конце списка
ингредиентов или вообще отсутствовать. Если на этикетке написано «без
добавления сахара», еще раз внимательно посмотрите список ингредиентов, там
может быть его заменитель или мед. На этикетке к хлебу из муки грубого помола
на первом месте в перечне должна стоять пшеница.
В продуктах отечественного производства иногда встречается
обратный порядок ингредиентов: по возрастающей. Кроме того, проверяйте список
на предмет присутствия в нем консервантов, искусственных красителей и
ароматизаторов: чем их меньше, тем, соответственно, лучше.
Информация о
питательности
(пищевой ценности) продукта должна даваться в стандартной форме, включающей
количество белков, жиров, углеводов, а также о содержании тех или иных
микроэлементов, витаминов. Ну и, конечно, должна быть обозначена энергетическая
ценность в калориях на 100 грамм продукта. И уж совсем хорошо, если на этикетке
указано соотношение всех характеристик в процентном соотношении от суточной
нормы потребления.
Дата выработки,
срок годности и условия хранения товара. Для герметически запечатанных продуктов условия хранения
оговариваются до и после вскрытия упаковки. На продуктах с малым сроком
годности должна указываться не только дата изготовления, но и время.
Масса продукта
Технические
условия (ТУ).
Конечно, рядовому покупателю номер ТУ ни о чем не говорит. Но он обязательно
должен быть на упаковке. Технические условия регламентируют состав, условия
хранения, основные требования к готовому продукту. То есть прописаны все
аспекты качества и безопасности продукта.
Данные об
изготовителе:
координаты представительства производителя в РФ (адрес и телефон).
Для продуктов, требующих дальнейшей обработки, приводится способ приготовления.
Хорошо, если на этикетке стоит надпись: «Продукт разработан
совместно с Институтом Питания РАМН» или: «Рекомендован Институтом питания РАМН
для детей с двух (трех, пяти) лет». Эти продукты проходят дополнительные
лабораторные и клинические исследования и в дальнейшем Институт питания РАМН
контролирует их по ряду показателей. В случае обнаружения того или иного
несоответствия продукт отзывается из розничной торговли.
И самое главное, все сведения обязательно должны быть представлены
на русском языке. Если товар произведен и упакован за рубежом, то обычно
представляется информация на нескольких языках.
Консультант — профессор, академик РАЕН, руководитель отдела
детского питания Института питания РАМН — Игорь Яковлевич КОНЬ.