Поиск

Под крышей дома твоего

23/12/2010
ГАНОШЕНКО Наталья
575

Вспомните, что вы чаще всего рисовали в детстве. Наверняка это был домик с окошком и трубой, из которой валит густой дым, домик, где всем тепло и где вкусно пахнет пирогами: так вы когда-то выражали свое ощущение счастья, домашнего уюта. Так рисуют дети и сегодня. Пристрастия маленьких художников проявляются лишь в различных деталях: то радуга упирается в крышу, то бабочки приносят букеты цветов прямо в дом, то все предметы внутри наделены разноцветными крылышками, даже пианино... Поэтому родителям нельзя забывать о том, что для правильного развития малышу в его родной квартире всегда должно быть уютно и комфортно.

«Детская» — это необязательно отдельная комната, ею может быть и небольшой уголок в однокомнатной или многонаселенной квартире. Суть не в метрах (хотя и они, безусловно, имеют значение), а в ощущении надежности, защищенности, поскольку ребенок получает здесь возможность побыть наедине с самим собой, забыть о тяжелых правилах игры на «взрослость». Именно здесь он превращаетсяв сильного, умного, доброго, красивого человека — как в сказке, которую мама  читала ему перед сном.


Жилье для ребенка — это своего рода развивающая среда. А на деле родителям часто кажется, что все очень просто — была бы комната, а в ней кроватка и игрушки. Все верно, но только отчасти, так как манеж, спортивный комплекс или плюшевые собаки — это лишь предметы, заполняющие некое пространство.
Конечно, детский уголок должен быть тихим, достаточно светлым, чтобы обеспечивать соблюдение необходимого режима, распорядка дня малыша. Ну а если условия не позволяют его создать, то функцию «детской» при известной фантазии родителей может выполнять и кроватка: если днем, на время активного бодрствования, постель убирать, то сразу возникает пространство для игр. Но вот вопрос с местом решен, и оно вроде бы удовлетворяет растущие запросы малыша. Но учтите: то, насколько это место просторно для ребенка, зависит не только от его возраста, но и от индивидуальных особенностей. Однажды психологи, выясняя, как дети реагируют на открытое пространство, сделали так: в комнате часть пола заменили на зеркальное покрытие. Одни груднички в возрасте 7—9 месяцев преодолевали расстояние, ничуть не смущаясь тем, что именно находится под ними — обычный пол или зеркальный. Другие же резко останавливались перед зеркальной пропастью, так и не преодолев ее. Ученые объясняют это как разными системами воспитания, так и врожденными особенностями нервной системы малыша, присущей ему чувствительностью
вестибулярного аппарата, которые в большинстве случаев ни в коей мере не являются отклонением от нормы. Мы не призываем вас к подобным экспериментам, а лишь напоминаем, что ощущение комфорта — дело сугубо индивидуальное. Примеры других семей вряд ли помогут вам, лучше постоянно спрашивайте себя: «А нужно ли это моему малышу?»


Детская территория — это «святая святых», куда взрослые не допускаются, даже если там, по их мнению, царит полная «разруха». Наберитесь терпения — необходимо какое-то время, чтобы ребенок почувствовал, осознал неприглядность, неэстетичность беспорядка. Пусть он на собственном опыте убедится, что нужные игрушки легко отыскать, если они лежат на своем месте, и тогда сам будет поддерживать вокруг себя чистоту и порядок. В свою очередь взрослые, заботясь о порядке в их «зоне влияния», обязаны помнить, что нельзя постоянно сдерживать естественное стремление малыша побегать, всюду заглянуть, все пощупать и изучить — это может негативно сказаться на формировании его характера. Сверхопекаемые дети, которым запрещается «исследовательская деятельность» даже в разумных, не опасных для жизни пределах, вырастают, как правило, пассивными, боязливыми, нелюбознательными людьми, слишком зависимыми от окружающих. Вспоминается
случай из собственной практики, когда меня для консультации пригласили к себе домой молодые родители. Придя в их однокомнатную квартиру, я обнаружила на кухне зареванного годовалого малыша, прикованного наручниками (!) к детскому стулу. Мама и папа таким образом пытались удержать сына на одном месте в спокойном состоянии, воспитать в нем послушание. И им было невдомек, что подобные меры или стимулировали в малыше агрессивные наклонности, или подавляли его волю, которая в дальнейшем потребуется как для достижения больших жизненных целей, так и для решения повседневных проблем.
По мере взросления малыша площадь его «зоны влияния», возможно, будет меняться, достигая в идеале естественных границ комнаты. И это закономерно: пространство «детской» должно подчиняться развитию ребенка, видоизменяться вместе с ним. Если ребенок и в один год, и в пять лет играет на одном и том же «пятачке», пусть в своей комнате, значит, вы упустили период его «великих географических открытий», и ваш контроль на этих территориях был слишком жестким. Постарайтесь изменить свое поведение — у вас еще есть время все исправить.


Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, следует обратить внимание и на цветовое оформление комнаты. Как известно, яркие цвета возбуждают, приглушенные — успокаивают. Но и здесь не может быть общих рекомендаций, так как воздействие цвета зависит от самочувствия человека в конкретной ситуации: устал ли он или хорошо выспался, ощущает ли прилив сил или расслабился. Кроме того, существует индивидуальное предпочтение того или иного цвета. Так, ребенка-холерика красный может чрезмерно возбудить, сделать неуправляемым, а флегматика просто приведет в приподнятое, веселое настроение.
Но поскольку состояние ребенка меняется гораздо чаще и быстрее, чем обои в комнате, то практичнее сделать стены светлыми, нейтральными, а на них советуем развесить его рисунки.
Пусть на стенах будет несколько «настоящих» картин. В их красочных экспозициях важно все. Например, лирический пейзаж хорошо успокаивает перед сном, а жанровая сценка активизирует познавательное стремление. Главное — почаще наблюдайте за ребенком, за его реакцией на окружающую обстановку. Иногда от родителей можно услышать: на обоях — райские птицы с яркими хвостами, абажур разноцветный, а ребенок на них и не смотрит. В этом случае сработал «эффект привыкания», значит, надо менять экспозицию: что-то убрать, что-то добавить. Кстати, порой бывает достаточно перевесить картину с одного места на другое, и она вновь «оживет».
Итак, второй узелок на память: должно меняться не только пространство «детской», но и цветовой мир, в котором живет ребенок. В выборе цветовой гаммы следует учитывать не только индивидуальные, но и возрастные вкусы: маленьким детям чаще нравятся чистые тона, детям постарше — их смешения и всевозможные оттенки. Суть, однако, не просто в том, чтобы следовать за развитием ребенка (он вырос, значит, нужна кроватка побольше), а в том, чтобы стимулировать его развитие, приспосабливая «детскую» под его индивидуальность с учетом ближайших общевозрастных перспектив.
А как вы думаете, что, кроме мебели и игрушек, заполняет «детскую», придает ей особую атмосферу? Мы попросили 6-летних детей нарисовать дом, в котором им хотелось бы жить. Формулируя такое задание ребятам, мы предполагали, что получим множество рисунков с изображением научно-технических чудес. Но большинство детей потеснили весь этот суперсовременный мир и населили свое жилье всевозможными животными, реальными и фантастическими, превращавшими все вокруг, даже неповоротливые диваны, в летучие существа с нежными крылышками.
Вероятно, душа ребенка и сама «окрыляется» от обилия желанных зверюшек. В этом обилии живых существ, обитающих в воображаемом доме, проявилось, на наш взгляд, не только стремление малышей обладать «живой» игрушкой, а определенная зрелость личности: она уже хочет быть доброй, сильной, нежной, заботливой. Все стремления в отношении «братьев наших меньших» так естественны! Не пренебрегайте этим, уважаемые родители.

Помните, что «детская» — это необязательно дворцовые апартаменты, не демонстрация вашей состоятельности. Здесь решается своя, более важная задача: создать уют и комфорт, чтобы искорки способностей и душевного богатства малыша разгорались в ней на радость маме и папе, чтобы свет от семейного очага грел ребенка всю его долгую и счастливую жизнь.

 

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.