Игровая зона
В игровом пространстве нужно задействовать
всю цветовую палитру, особенно яркие и насыщенные цвета – это будет совпадать с
характером деятельности маленьких детей, стимулировать активность и поднимать
настроение. Эта зона требует хорошего, яркого освещения. Для пола подойдут
ковры или ковровые покрытия, антистатичные и приятные на ощупь, так как ребенок
во время игры будет ползать, сидеть на них. Среди игрушек у детей обязательно
должны быть: большие мягкие животные – они успокаивают, дарят тепло; много
разных мелочей – игра с ними развивает мелкую моторику, учит аккуратности и
усидчивости, активизирует систематическое мышление и комбинаторские
способности; конструкторы и сборно-разборные предметы разовьют логику и
сообразительность.
Не стоит забывать, что в игре малыш и
осваивают огромное количество жизненных навыков и умений, поэтому постарайтесь
наполнить игровую среду различными предметами, так или иначе связанными со взрослой
жизнедеятельностью:
● Для девочек сделайте маленькую кухню с
плитой, столиком, посудой и салфетками – маленькая женщина должна учиться вести
хозяйство. Дайте возможность вашей дочке
заботиться о малыше – для этого нужна игрушечная кроватка, коляска, пеленки,
соски и бутылочки, и собственно сами куклы. Не забудьте повесить зеркало –
девочка с удовольствием будет играть в «маленькую принцессу», придумывать наряды и делать прически.
● Для мальчиков поставьте разнообразные
конструкторы, игрушки, связанные со строительством, купите наборы инструментов.
Можно придумать мини-автопарк или гараж: для этого нужно прочное покрытие, по
которому могут кататься машинки, и достаточное пространство для движения.
● Хорошая идея – «живой уголок» в игровой
зоне. Это поможет развивать в вашем ребенке доброту, заботу и ответственность.
Туда можно поместить домашних животных: хомяка, морскую свинку, черепаху,
аквариум. Хорошо будет поставить какие-нибудь растения, чтобы малыш мог
самостоятельно за ними ухаживать. Если по определенным причинам вы не можете
завести живое существо дома, просто повесьте там картинки с их изображением,
фотографии или наклейте фотообои. Дети должны знать о мире природы, к тому же
все малыши любят животных и тянутся к
ним.
● У малыша всегда должен быть уголок, где
он может проявлять свои творческие способности. Для этого нужно организовать
место, где бы он рисовал, лепил, вырезал, клеил – маленькая мастерская со всеми необходимыми
инструментами и материалами.
Спальная зона
Здесь – минимум света и он должен быть
мягким и приглушенным. Дополнительно можно сделать зеленую подсветку – этот
цвет расслабляет, способствует засыпанию. Для стен, мебели, постельного белья
также подойдут различные оттенки зеленого, голубого – главное, чтобы цвета были
спокойные, ненавязчивые. Многие замечают, что дети боятся большого пространства
над своей кроватью, они хотят спрятаться в «норку», чтобы чувствовать себя в
безопасности во время сна. Поэтому кровать можно накрыть балдахином, сделать
навес или закрыть вуалью. Чтобы было не страшно, а, наоборот, интересно,
потолок делают в виде ночного неба со звездами, месяцем, облаками. Можно поставить недорогой детский диван и так же сделать навес.
Спортивная зона
Для маленького, но растущего организма
занятия физкультурой и спортом важны. А
для школьника это хороший способ снимать повседневную нагрузку от занятий
учебой. Самый лучший вариант – это небольшой спортивный комплекс с достаточным
количеством «тренажеров» для упражнений. Если площадь комнаты не позволяет
этого, то можно ограничиться стандартным набором: шведская стенка с турником,
качели, кольца и веревочная лестница. Все это вполне поместится на четырех
квадратных метрах. Для оформления пола в спортзоне лучше всего подойдут
покрытия, разработанные для спортивных целей, в которых специальные основа и
верхний слой делают поверхность пола мягкой и абсолютно безопасной. Цвета для
этого места нужны яркие, насыщенные (красный, оранжевый, ярко-розовый) – они
стимулируют физическую активность, улучшают работу мускулатуры.
Учебная зона
Тут должна быть такая атмосфера,
которая одновременно дает
возможность как сосредоточиться, так и
проявить необходимый интерес к занятиям. Старайтесь не делать это место слишком
скучным в цветовом и предметном оформлении, иначе у ребенка абсолютно не будет желания
переходить туда из игровой или спортивной зоны. Для этого хорошо подойдут
следующие цвета: желтый – стимулирует умственную деятельность, красный – привлекает внимание и пробуждает интерес, в
своем сочетании они усиливают жажду знаний и побуждают к исследованиям. Но не
переусердствуйте! Используйте эти оттенки в качестве ярких акцентов, а то
у ребенка может пропасть всякая
усидчивость. Для того чтобы эта зона не выглядела как «строгая школа», сделайте
ее маленьким «научным кабинетом» малыша. Развесьте разные интересные карты,
схемы, плакаты – то, что необходимо для запоминания, оформите с фантазией
учебные доски, купите глобус, микроскоп.
В таком месте ребенок должен почувствовать себя настоящим маленьким ученым. В
этой зоне обязательно должна быть хорошая подсветка, и лучше всего располагать
учебное место рядом с окном; где больше естественного света и свежего воздуха.
«Домик»
Все маленькие дети очень любят играть в
собственный домик, норку, шалаш. Эта потребность прятаться и уединяться
продиктована желанием ребенка самостоятельно организовать вокруг себя
пространство согласно своим вкусам и интересам. Попробуйте сделать в детской
небольшой импровизированный домик с маленькой мебелью, различными предметами
обихода и дополнительным освещением внутри. Подобные места создают у детей ощущение
безопасности и дают им возможность самим придумывать нужное обустройство и
устанавливать там порядки.
Санузел
Если у вас в доме есть возможность сделать
отдельный санузел для ребенка – это здорово. Если ребенок еще маленький, в
ванной комнате должны быть «маленькие» предметы: стульчик, коврики, халатик,
мыльца. И пусть будет побольше вещей-игрушек: шампуни, гели для душа, мочалки,
зубные щетки. Используйте в оформлении нестандартные яркие цвета – ванная не
будет казаться холодной, ребенок с радостью с утра пойдет умываться, быстрее
«проснется».
Если в семье двое или несколько детей, то
каждому из них нужно постараться сделать отдельное спальное и учебное место. А вот игровую и спортивную
зону можно оставить общую – пусть вместе придумывают игры, общаются, учатся
помогать друг другу, развивают социальные навыки.
Как делить?
● С помощью перегородок. Они бывают различных конфигураций. Сплошные (от пола до потолка) и непрозрачные: они устанавливаются почти как дополнительная стена. Перегородки такого вида подходят для разделения больших помещений, в которых находятся два и более окон. В комнатах поменьше удобнее использовать низкие перегородки высотой в половину комнаты. Бывают «прозрачные» перегородки – это различные стеллажи или полки с крупными секциями. Также можно воспользоваться передвижными ширмами – это позволит в любой момент изменить пространство детской комнаты, как вам захочется.
● С помощью «барьеров». Они конструируются из гипсокартона перпендикулярно от основной стены высотой примерно на одну треть комнаты. В небольших помещениях таким барьером может стать и что-нибудь из мебели: комод, книжная полка, шкаф или диван.
● Шторы и завесы. Основные преимущества такого разделения – их можно перемещать, они не громоздки и экономят пространство. С помощью штор хорошо отгораживать спальное место, так как это очень личная зона, или игровое, где ребенок часто разбрасывает свои игрушки и не очень-то любит их убирать.
● С помощью различных отделочных материалов. В каждой зоне можно использовать разные напольные покрытия (паркет, ламинат, ковры), делать другую фактуру и окраску стен.
● Разделять комнату можно также при помощи различного уровня пола (подиумов и настилов), перепадов потолка или ниш и углублений в стенах.
Мария ПУГАЧЕВА, психолог