Поиск

Негосударственные образовательные учреждения

07/10/2008
ЗОТИКОВА Оксана
993


      Системе негосударственных учебных заведений в нашей стране уже 12 лет. Частные школы и гимназии, центры общественных и религиозных организаций — все они давно и прочно заняли свою нишу в сфере образования. Количество негосударственных школ составляет примерно 5—6% от числа всех общеобразовательных учреждений. В Москве сегодня 225 таких школ. Есть из чего выбрать. Только перед родителями большинства дошколят неминуемо встает вопрос: а ради чего? Ведь негосударственные учебные заведения осуществляют такой же образовательный процесс, как и государственные школы. Только их учредителем является не государство, а какое-либо предприятие или частные лица. В подавляющем большинстве случаев НОУ финансируются за счет средств родителей. Родители оплачивают прежде всего учебный процесс, а кроме того — питание, дополнительные образовательные услуги и материально-техническое обеспечение учреждения.
      Так стоит ли ежемесячно выделять из семейного бюджета солидную сумму, чтобы ребенка научили всему тому, чему его и так бесплатно научат в государственной школе? Наш корреспондент делится своими впечатлениями.

      Впечатление первое. Департамент образования г. Москвы.
     

      В Департамент я пришла с четкой целью: выяснить, какая система образования лучше, какая хуже, и вообще, зависит ли качество образования от того, сколько денег вкладывают в него родители? Но начальник Управления дошкольного и общего среднего образования Ольга Николаевна Держицкая с такой постановкой вопроса была категорически не согласна.
      —Качество образования зависит прежде всего от профессионального уровня учителя. А это зависит от возможности постоянно его повышать, а возможность совершенствовать свое образование, в свою очередь, зависит от финансового положения учителя и в том числе от его заработной платы. Учителя негосударственных школ имеют такой же профессиональный уровень, как и учителя государственных заведений. Все они получили примерно одинаковую подготовку.

      — Почему же тогда в обществе сложилось устойчивое мнение, что в частной школе ребенок получит более качественное образование?
      — В негосударственном учреждении есть возможность использовать индивидуальный подход, уделять внимание каждому ребенку. В классах таких школ сравнительно мало учеников, и наряду с учителями работает много разных специалистов — психологов, логопедов и так далее. Учителю частной школы легче изучить особенности ребенка, его возможности, наклонности и построить для него индивидуальный путь обучения. С другой стороны, профессионализм педагога, работающего с малым количеством учеников, должен быть гораздо выше, чем у учителя обычной школы. Если при работе с классом в 30 человек чаще всего используются «фронтальные» формы работы, которыми легко
  оправдать любые огрехи малоквалифицированного учителя, то в классах, где всего 7—10 человек, этот номер не пройдет.
      В НОУ чаще, чем в обычные школы приходят дети разного возраста: одни поступают в 1 класс, другие переводятся из любого другого класса обычной школы. Представьте себе: в классе сидит 5 человек, и у каждого — свой особый образовательный путь, разные навыки и разный уровень подготовки, непохожие образовательные программы. В государственной школе бывают разные классы: гуманитарный, математический, коррекционный, гимназический, и дети попадают туда в зависимости от своих способностей. В частной же школе все эти дети могут оказаться в одном классе! И учитель должен построить процесс обучения таким образом, чтобы каждый из этих детей получил достаточный уровень образования и интенсивно развивался. Это очень сложно. Более того, учитель частной школы должен учить ребенка так, чтобы тот при переходе в любую другую школу был бы столь же успешен в учебе.
      «Миграция» детей из одного НОУ в другое, из частных школ — в государственные, и наоборот, к сожалению, достаточно частое явление. Экономическая ситуация как в стране, так и во многих семьях, нестабильна. Сегодня родители способны оплачивать обучение, завтра — нет. А ведь когда ребенок приходит из частной школы в государственную, его уровень подготовки очень внимательно проверяют. Не дай Бог, если у ребенка обнаружится какой-то пробел. Все «шишки», естественно, «валятся» на НОУ: «как же так, мы платили такие деньги, а его недоучили!» Родители даже в праве подать на НОУ в суд, потребовать вернуть часть затраченных средств, и закон на их стороне. В общем, НОУ очень серьезно подходят к этой проблеме: каждому ребенку выстраивают свою программу, постоянно проводят независимую экспертизу и диагностику уровня обучения. Юный ученик, в какую бы школу он затем ни попал, должен быть там успешен, должен подтвердить свой уровень и свои отметки. От его успешности зависит имидж и репутация негосударственного учреждения.

      — Какие учителя работают в НОУ?
      — Все учителя оканчивают одни и те же педагогические вузы. Почти все имеют опыт работы в государственной школе. Но НОУ вкладывают определенные средства в обучение своих педагогов, в повышение их квалификации. Многие педагоги не выдерживают большую нагрузку и возвращаются в обычные школы. Однако, в тех НОУ, которые существуют больше 5 лет, уже сформировались стабильные коллективы.

      — Как складываются взаимоотношения учеников и учителей в частных школах? Достаточно ли уважительно дети богатых родителей относятся к педагогам?
      — Странно вы рассуждаете — «богатые родители...» У большинства родителей учеников частных школ высокий уровень образования, они прекрасно владеют иностранными языками, но прежде всего, они — профессионалы в своей области. И потому они крайне внимательно относятся и к образованию своих детей. А те понимают, что высокий уровень образования необходим для того, чтобы чего-то добиться в жизни, чтобы стать достойными преемниками дела своих родителей. Учитель, который профессионально грамотен, вызывает у таких детей только уважение.

Совет.. от Комитета образования
      Выбирая школу, обратите внимание прежде всего на педагогический коллектив и познакомьтесь с тем учителем, к которому планируете записать своего ребенка. Посмотрите, совпадают ли ваши запросы с возможностями школы.
      В Москве открыты медико-психолого-педагогические центры, в которых вы можете получить рекомендации психолога по выбору оптимальной для ребенка системы обучения и направленности школы. Родители должны выбирать школу, исходя не из собственных амбиций, а из возможностей ребенка.

      Впечатление второе: Негосударственная школа.      

      Расскажу вам об одной школе. Типичной ее назвать трудно. Не потому, что плата за обучение здесь невысока. А потому, что типичную частную школу найти нелегко: у каждой свои особенности. Учредитель этого НОУ — крупное авиационное предприятие, которое ежегодно финансирует учебу 25% школьников, остальные платят ежемесячно 7,5 тысяч рублей. В стоимость обучения входит трехразовое питание, продленный день и самые разные кружки, включая игру на фортепиано и авиамоделирование. Школа занимает небольшое двухэтажное здание, где прежде был детский сад. Места тут нет ни для бассейна, ни для спортзала, поэтому за ребятами регулярно приезжает автобус и увозит: кого — на теннисные корты, кого — в бассейн. Зато у каждого класса начальной школы есть своя игровая комната, в просторной библиотеке сразу два зала, а компьютерный класс оборудован новейшей техникой. Прекрасно обустроен школьный двор. Вообще, все довольно скромно, без излишней роскоши, но зато очень тихо и по-домашнему уютно. Детей, кажется, по пальцам можно перечесть: в одном классе семь человек, в другом — восемь, а ребята из 10 класса вообще появляются нечасто, потому что они на экстернате. Не слышно резких звонков и шумной беготни на переменах. Только у первоклашек в комнате звенит время от времени маленький переливчатый колокольчик — для того, чтоб дети чувствовали время и урок от переменки отличали.
      Надо признаться, что все дети на уроке вовлечены в учебный процесс. Учитель от каждого требует активного участия, так что ленивому или отстающему не отсидеться молча в укромном уголке, рисуя чертиков на обложке тетради. Ну а если ребенок совсем «не тянет» — учитель после уроков будет с ним заниматься. Столько, сколько нужно, без всяких доплат. Между прочим, на 90 детей здесь приходится 45 сотрудников! Замечательно, ничего не скажешь. Но есть тут и свои сложности, о которых поведала директор и основатель школы Таисия Петровна Скобликова:

      —Я до сих пор не уверена, что лучше для ребенка средней школы — негосударственная система образования или государственная? Да, начальная школа должна быть более комфортной для ребенка, это точно. В государственной школе малышу легко потеряться, разочароваться, сломаться, или наоборот, расслабиться. А частная школа не допустит этого и не навесит на ребенка штамп неудачника или отличника. Но что касается детей среднего и старшего возраста, то им комфортные условия уже противопоказаны! Они привыкают надеяться не на себя, а на педагога: он все объяснит, «разжует», поможет справиться с трудной задачей. Учитель частной школы никогда не поставит двойку, а всегда даст возможность пересдать предмет и исправить оценку. Это приводит к тому, что ребенок перестает работать самостоятельно и качественно. Что же он будет делать в институте, где никто его вытягивать не станет? Там очень много студентов, там каждый — сам за себя. И переход этот может оказаться для выпускника частной школы очень трудным. Другое дело — государственная школа, где учится не 100 человек, а 800—900. Там приходится бороться за свое выживание и за свою оценку. Там зачастую нет возможности исправить неверный ответ, там сразу поставят «два», и это, конечно, мобилизует ребенка. У меня самой трое детей, и я создавала эту школу для того, чтобы дать им хорошее образование. Но я до сих пор не могу окончательно решить, какая система
      образования лучше.

      — Родители, которые оплачивают учебу, выдвигают ли какие-то условия?
      — Когда мы начинали работать, была такая тенденция — требовать хорошую оценку: «Я заплатил деньги, почему у моего ребенка «три»?» Приходилось объяснять, что родители платят не за отметки, а за знания. Если сегодня ребенок не тянет какой-то предмет, допускает много ошибок, он не получит хорошую оценку. При этом мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы ученик подтянулся и исправил отметку.
      Я очень боялась вначале, что учителя будут как-то выделять тех, кто не платит за учебу, будут занижать им отметки, меньше заниматься с ними. К счастью, удалось избежать неравенства. Дети из очень богатых семей необыкновенно скромны, культурны, а главное — целеустремленны. Да, они понимают, что их родители действительно добились в жизни многого. Но чего добились они сами? Пока — ничего. У нас школа со строгими правилами, и любая попытка детей выяснить, чьи родители круче, пресекается на корню.

      — Но разве это типичная ситуация для частных школ?
      —Школы очень разные. Прежде чем открывать свою, я познакомилась с одним очень элитным загородным заведением. Я отдала туда своего ребенка, а потом поняла, что плачу эти огромные деньги, фактически, за воздух, а не за образование. Там ученик идет на урок — за ним два охранника несут вещи. Он сел за парту, немного поработал, потом ему надоело — он положил ноги на стол и отдыхает. И каким-то родителям это нравится! Я же считаю, что школа, в первую очередь, должна научить ребенка трудиться. Дать ему не только образование, но и воспитание. Как можно позволять ученику повышать голос на взрослого? Приходит девочка в класс и говорит своей няне — «Выйди вон, жди меня там, за дверью!» В нашей школе такая ситуация просто недопустима!     
      — Тяжело будет ученику при переходе из частной школы в государственную?
      — Что касается уровня знаний — зависит от школы. Если наш ребенок перейдет в физико-математическую школу, то ему будет очень тяжело, потому что мы делаем упор на гуманитарные предметы. Но перейти в любую языковую школу или лицейский класс гуманитарного профиля — никаких сложностей. Проблема в другом — в отношении учителей к новенькому. Нередко стараются показать, что он отстает, не дотягивает, что его ничему путному в частной школе не научили. Цель ясна — вынудить родителей на частные уроки. Это же огромная проблема! Учителя государственной школы используют любую возможность для того, чтобы заработать деньги! Вы знаете, что благодаря частным урокам, средняя зарплата хорошего учителя государственной школы — не меньше $350! Я уверяю вас, что все дети, которые имеют в государственной школе оценки 4—5, занимаются с репетитором! В начальной школе учителя берут, в среднем, по 100 рублей, в средней школе — примерно по 10$ за урок. У нас в государстве сегодня бесплатного образования нет! Тем более — в Москве.
      Самые лучшие и заслуженные учителя сегодня работают или в государственной школе, или совмещают два места работы, но окончательно в негосударственную школу они не уходят: ответственность там очень большая, работа с утра до позднего вечера, а зарплата — $300, и все. Если ученик отстает — учитель обязан заниматься с ним все за ту же зарплату, потому что родители больше не доплатят ни копейки. Учитель государственной школы имеет льготный стаж, надбавки к зарплате, статус социально незащищенного человека — ничего этого в частных учреждениях нет.

      Негосударственная школа     

      Достоинства:     

  • в классах мало детей, и каждому уделяется больше внимания      

  • комфортные условия для учебы, вежливое отношение к детям     

  • есть возможность доставки ребенка до учреждения и обратно на школьном автобусе     

  • есть учителя по всем предметам     

  • внимание уделяется не только отстающим, но и развитым, одаренным детям     

  • все дополнительные развивающие занятия на базе школы — спортивные секции, музыка, рисование проходят бесплатно     

  • хорошее техническое оснащение     

  • возможность исправить оценку и пересдать предмет     

  • дети нацелены на учебу

      Недостатки:     

  • качество обучения и набор услуг не стоят запрашиваемых денег     

  • за деньги рисуют «пятерки», не давая реальных знаний      

  • домашняя атмосфера      

  • школы расслабляет учеников некультурное (а порой — и хамское)      

  • поведение отдельных «крутых» учеников по отношению к учителям и к детям менее обеспеченных родителей     

  • в школе царит атмосфера вседозволенности     

  • есть проблемы при переводе в государственную школу

     

      Впечатление третье: мнения частных лиц
      Эти впечатления настолько разнообразны, насколько различны вкусы и опыт двух пар родителей. Порой взгляды взрослых на одну и ту же школу расходятся с точностью до наоборот. Поэтому, выбирая школу, прислушайтесь, в первую очередь, к собственным ощущениям, лично познакомьтесь с учителем, директором, а потом уже — с учениками этой школы и их родителями. Подумайте, что вам важнее всего? Дисциплина и порядок в школе? Тогда стайка курящих старшеклассников перед входной дверью будет весомым доводом против. Спортивно—оздоровительная программа? Тогда познакомьтесь с врачом, учителем физкультуры, спортивным оснащением школы. Языковая подготовка? Преподаватель, являющийся носителем языка, контакты с языковым ВУЗом и большой процент детей, поступающих на бесплатное отделение этого ВУЗа, станут убедительным доводом «за». Не постесняйтесь расспросить учителя о методике его работы, об отношении к отстающим и к способным детям, а также об используемой им программе развивающего обучения.
      Удачного вам выбора!

      Суммируя отдельные высказывания в сводной таблице, мы ни в коем случае не составляем некий общий портрет негосударственной школы — такой портрет невозможен в принципе, слишком уж они непохожи друг на друга. Эти мнения родителей и учителей относятся к НОУ из самых разных районов г. Москвы.

      Что обязаны знать родители?
      Приказ от 5марта 2002г практически ничего не поменял в правилах приема малышей в 1-й класс: принимать в школы обязаны с 6,5лет, но учиться в начальной школе теперь будут 4 года, а не три. В приказе МКО от 5марта 2002г в пункте 1.5 написано, что «при приеме не допускать испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по учебным дисциплинам и предметам». Собеседовать могут лишь на отвлеченные темы. Незнание букв и цифр не может служить поводом для отказа в зачислении.

      Оформляем документы. Как не попасть впросак с НОУ?
      Для начала надо узнать имеет ли школа лицензию Комитета образования и государственную аккредитацию. Будьте бдительны! Лицензия может выдаваться учебному заведению либо на 1 год, либо на 5 лет, и в том, и в другом случае она не должна быть просрочена. С аккредитацией то же самое. Школа может быть аккредитирована на 1, 2, и 3 ступень образования (то есть начальная, средняя и старшая школа). Если аккредитации нет, а такое бывает довольно часто, то, скорее всего, неаккредитированная школа заключила договор с местной школой или школой - экстернатом. А это значит, что выпускной экзамен ваш ребенок будет сдавать не НОУ, а в общеобразавательной школе. В аттестате будет указано, что ученик закончил ту школу, где сдавал экзамены.
      Маленький, но очень существенный нюанс: в аттестате фиксируются названия дисциплин, изученных школьником, и оценки. При отсутствии аккредитации запись о дополнительных предметах не появится.

      Школьные причуды
      Говорят, что оценки не будут ставить детям до 6-го класса. Некоторые школы в качестве эксперимента уже отказались от оценок во всей начальной школе. Были проведены психофизические обследования первоклассников, показавшие, что низкие отметки являются сильным психотравмирующим фактором и снижают работоспособность ребенка. Исследования, проведенные психологами, показывают, что только к 3-му классу дети начинают учиться ради получения положительных оценок.

      Планы на будущее
      Школьникам придется учиться двенадцать лет, но они смогут поступить в вуз без экзаменов. К 2005 году как минимум 60% школ предполагается оборудовать компьютерными классами, подключенными к Интернету. И если все пойдет по плану, то к 2010 году на четверых учащихся будет приходиться один компьютер. К этому времени на уроках информатики будут изучать не только банальный BASIC, но и специальные прикладные программы.

      Маленькие хитрости учителей:
      Несмотря на все «За» и «Против» отметки все - таки в школе ставят. Однако, отметки и оценки разная вещь. Во-первых, вместо оценки можно написать всем известные устные и письменные замечания: «молодец, хорошо, старайся быть внимательнее, см. (смотрела).» Во-вторых, за хорошо выполненные задания учителя раздают маленькие презентики. Например, наклейки, которые ученик может прикрепить к тетрадке. Чем их больше - тем успешнее ученик. В-третьих, в конце учебного дня дети закрашивают определенным цветом клеточки на листке («хорошо», «довлетворительно»). О значении цвета учитель и дети договариваются заранее.

     
      В рамках эксперимента
      С сентября 2004 года в России планируется начать эксперимент по введению в 9-х классах школ профильного обучения. Специалисты будут помогать девятиклассникам в выборе профессии, а само профильное обучение планируется начать на всей территории России с 10-го класса в 2005 году.
      Переход на профильное обучение старшеклассников в России предусмотрен Концепцией профильного обучения, утвержденной министерством образования в 2002 году.
      Основная цель профильного обучения - разгрузить школьные программы и предоставить школьнику старших классов возможность углубленного обучения тем предметам, которые его больше увлекают и будут необходимы для его дальнейших жизненных планов, в том числе для поступления в вуз. С этой целью в школах будут создаваться профильные классы, либо образовываться профильные школы.
      Для тех учеников, которые к концу 9-го класса еще не определились со своими дальнейшими планами, останутся непрофильные общеобразовательные учебные заведения и классы, где с учениками будет вестись работа по профориентации.

      Знаете ли вы, что...
      В 13 государственных школах Москвы уже 4 года проходит эксперимент: для каждого учащегося 10—11 классов выстраивается индивидуальный путь обучения. Старшеклассник сам выбирает себе учебный план, определяя глубину изучения того или иного предмета. Этот эксперимент приближает государственные школы к возможностям индивидуализации обучения, которые есть у частных учебных заведений. Номера этих школ: 218, 429, 1131, 1277, 1290, 1504, 1508, 1515, 1517, 1530, 1552, 1557, 1580.

      Образование без границ
      Ребенок едет за границу. Один... В первый раз. Родители судорожно собирают чемоданы: «Шесть пар трусиков, 12 маечек, 10 пар штанов, пару свитеров, ботиночки легкие, ботиночки теплые, тапочки, шерстяные носки... Ах, да, забыли зонтик! Англия — страна, где часто идут дожди!.» Надо предугадать все до последней мелочи, что «там» может понадобиться. И вот уже аэропорт. Взрослые рассеивают последние детские страхи оптимистичными заявлениями: «Все будет хорошо». Сами в глубине души пытаются в это поверить...

      Дети знаменитых

      Родион Газманов:
      Я учился два года в частной школе в Англии. Это был уровень 10 и 11 классов нашей общеобразовательной школы. Но программы очень разные. Во-первых, там делается упор на гуманитарные предметы, на спортивные занятия, искусство, музыку. Со своей «тройкой» по алгебре, я оказался там отличником по математике. Во-вторых, в нашей школе изучают более широкий спектр предметов и в большом объеме, который далеко не всегда и не всем нужен. В Англии объем информации меньше (особенно это относится к точным наукам), и к тому же, есть возможность выбирать те или иные предметы для более глубокого изучения.
      У нас в стране появилось 2-3 частные школы подобного уровня, где примерно за те же деньги можно столь же хорошо овладеть английским языком, как и за границей. Но для меня несомненным плюсом было то, что я оказался вдали от папы и мамы. Это научило меня самостоятельно принимать решения. К тому же, уезжая за границу, ты оказываешься в иноязычной среде, и для того, чтобы быстрее освоить язык — это лучший способ. Я хорошо знал английский язык уже до поездки в Англию. Но даже если ты приезжаешь туда с «нулевым» знанием языка, уже через 3-4 недели можешь общаться и понимать других.
      Недостаток учебы в Англии для меня был только один: полученных там знаний по математике оказалось недостаточно для поступления в Финансовую Академию. Мне пришлось очень серьезно заниматься с педагогами, чтобы хорошо сдать вступительный экзамен. Ничего страшного. Для меня гораздо важнее то, что в Англии я стал более самостоятельным человеком.

     

Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Как определяется место жительства ребенка после развода родителей?Читать статью
Сервис покупок за рубежомЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.