Поиск

Штаны на лямках

07/10/2008
533

?- Мария Михайловна, до последнего времени для того, чтобы устроить ребенка в детский сад, родителям нужно было обращаться непосредственно к заведующему. Какая ситуация сегодня?

- С первого августа 2006 года в Москве введен новый порядок комплектования детских садов. Для того чтобы устроить малыша в дошкольное учебное учреждение, москвичам необходимо обратиться в одну из 136 комиссий по комплектованию, которые созданы во всех районах города. Они располагаются либо в помещении детского сада, либо в здании школы, либо во дворцах творчества. Адреса комиссий можно найти непосредственно в детских садах, поликлиниках, в окружных управлениях образования или на сайте Департамента образования. Когда родители приходят в комиссию, они могут назвать три садика, куда бы им хотелось отдать своего малыша. Специалисты комиссии, ведущие прием, регистрируют детей в единой базе учета района и выдают путевки в дошкольные учреждения. С полученным документом кто-то из родственников может идти в указанный в нем детский сад к заведующему, который обязан принять ребенка. Эта система хоть и достаточно новая, но уже зарекомендовала себя хорошо. Во многом такой подход облегчил проблему поиска места в садах, поскольку родителям теперь не надо обходить по пять-шесть учреждений, чтобы выяснить, куда можно пристроить ребенка. Мама или папа просто приходят в комиссию и получают путевку в конкретный сад.

?- Помогло ли создание комиссий уменьшить очередь в детские дошкольные учреждения?

- Да, дело в том, что в Москве в одних районах есть очереди, а в других - нет. Это связано с тем, что в первых 15-20 лет назад находились преимущественно ведомственные детские сады, которые в начале 90-х годов были переформированы в другие учреждения. Большим плюсом новой системы является то, что ребенка можно отдать в детский сад в соседнем районе. Поэтому, когда специалисты регистрируют малыша, они смотрят, есть ли в районных садах места, и, если их нет, родителям могут выдать путевки в детский сад, расположенный в другом районе. Конечно, сад стараются подобрать так, чтобы как можно меньше уходило времени на дорогу. Благодаря новой системе удалось сформировать полную базу информации по всем садам Москвы и оперативно с ней работать. В ближайшее время мы собираемся комплектовать детские сады на новый учебный 2007-2008 год. Теперь это стало намного проще, поскольку мы четко знаем, сколько детей какого возраста стоят на очереди, в каких дошкольных учреждениях какие группы надо открыть.

?- В столичные сады принимают только маленьких москвичей?

- Нет, в Москве в детские сады принимаются все дети дошкольного возраста, независимо от того, имеют они постоянную регистрацию или временную.

?- Что еще сделано для выхода из сложной ситуации с нехваткой мест в детсадах?

- В Москве ведется огромная работа по ликвидации очередности в сады. Эту задачу перед Правительством и Департаментом образования Москвы поставил Юрий Михайлович Лужков, и мы ее активно решаем. В феврале 2005 года вышло постановление Правительства о развитии системы дошкольного образования в Москве. В соответствии с этим постановлением в городе в 2006 году построено 95 новых детских садов. А в нынешнем году планируется построить еще 110 дошкольных учреждений. Кроме того, ведется серьезная работа по открытию дополнительных мест в уже существующих детских садах.

?- Хватает воспитателей, нянечек?

- В каких-то детских садах такая проблема существует, а в других состав работников полностью укомплектован. Но эту проблему нам активно помогают решать педагогические колледжи и ВУЗы, находящиеся в системе Департамента образования. Благодаря этому мы пока справляемся с проблемой кадров. Но, конечно, люди нужны, так как в Москве на сегодняшний день работает порядка 1900 государственных детских садов.

?- Какие образовательные услуги детям предоставляются в государственных детских садах?

- Сейчас такое изобилие учреждений с совершенно разными программами, что всего и не расскажешь. К примеру, есть сады с каким-то приоритетным направлением в развитии: интеллектуальном, физкультурно-оздоровительном, художественно-эстетичес- ком... И в зависимости от него составляется определенная образовательная программа.
Кроме того, в Москве есть уникальные сады, которые называются Центры развития ребенка, где реализуются индивидуальные программы развития детей. Таких садов в столице всего 60 штук. В этих центрах великолепная материально-техническая база, прекрасная развивающая среда и сильные педагогические коллективы.

?- А существует какой-то определенный перечень требований к образовательным программам?

- Министерством образования разработаны государственные программы воспитания детей, в рамках которых и осуществляется деятельность любого детского сада. Все остальные занятия, которые проводятся помимо этих госпрограмм, считаются дополнительным образованием.

?- Когда малыш переходит в старшую группу, на плечи воспитателей ложится двойная нагрузка, ведь ребенка надо еще подготовить к школе...

- Это ошибочное мнение. В педагогических колледжах студентам не преподают технику обучения детей чтению и письму. Поэтому и в программу детского сада не входит обучение ребенка письму и чтению. Когда малыш приходит в первый класс, учитель ставит ему руку на уроках правописания, а на занятиях по чтению учит не просто различать буквы и складывать слоги, а понимать смысл прочитанного. Когда же родители сами пытаются готовить ребенка к школе, они делают это неправильно, и впоследствии педагогам приходится его переучивать. Это гораздо сложнее, чем начинать с нуля. Поэтому сейчас в школах не требуют, чтобы ребенок в первом классе уже умел писать. Для тогочтобы у малыша возникало меньше трудностей с чтением и письмом, в детском саду с ним проводят специальные занятия по развитию фонематического слуха, обучая различать звуки.

? - Сегодня некоторые родители предпочитают отдавать малышей в частные детские сады. Каким требованиям должны соответствовать такие учреждения?

- Во-первых, их образовательные программы должны соответствовать программам, утвержденным Министерством образования. Во-вторых, частные детские сады должны иметь лицензию. Я бы не стала отдавать своего ребенка в учреждение, у которого ее нет. Когда детский сад лицензируется, специалисты проверяют его соответствие всем государственным нормам. Эти требования прописаны в СанПиНе. Проверяется создание условий, наличие необходимого оборудования, соответствие этого оборудования возрасту детей, соблюдение санитарно-технических норм...

?- А сколько детей, согласно санитарным нормам, должно быть в группе?

- В соответствии с типовым положением о дошкольных учреждениях, которое утверждено правительством РФ, в группе для детей до 1 года должно быть 10 человек, в группе для малышей от 1 до 3-х лет - 15 человек, в группе 3-7-ми лет - 20 человек.

?- Как устроить ребенка в специализированный детский сад?

- Для этого родителям сначала нужно получить направление у врача поликлиники, где наблюдается ребенок. Иногда доктора сами говорят родственникам крохи, что им следует отдать малыша в специализированный детсад. С полученным направлением мама или папа должны прийти на психолого-медико-педагогическую комиссию, которые созданы в каждом округе при учреждениях образования. Там, на основании меди- цинских документов, определят, в какой детский сад направить ребенка.
Информацию о психолого-медико-педагогических комиссиях можно получить в комиссиях по комплектованию или в окружном управлении образования, а если ребенок уже ходит в какой-то детский сад - у заведующей.

?- Сейчас много дискуссий на тему: что лучше - когда мальчики и девочки воспитываются в дошкольном учреждении вместе или порознь. Существуют ли в государственной системе образования подобные учреждения?

- Нет, таких детских садов в госсистеме нет. Но в наших садах педагоги всегда старались подходить к воспитанию с учетом полоролевых особенностей детей. Знающие, опытные воспитатели организовывают развивающую игровую среду таким образом, чтобы она подходила и для мальчиков и для девочек. Кроме того, проводятся специальные занятия и игры для формирования у детей понимания правил общения друг с другом. В сентябре прошлого года состоялась городская конференция, посвященная дошкольному образованию, на которой заведующая одного из детских садов делилась положительным опытом, рассказывая, как за счет правильно организованной работы у мальчиков изменялось отношение к девочкам, мамам, бабушкам. Родители малышей говорили, что дети стали меняться: мальчики уступали место маме в транспорте, помогали по дому, стали вежливы, у девочек исчезла грубость, появилось желание заботиться о близких. На мой взгляд, для того чтобы сформировать у малышей правильные представления о взаимоотношениях полов, необходимо правильно построить педагогический процесс. А для этого совсем не обязательно, чтобы мальчики и девочки были в разных группах.
Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.