Поиск

Древние мифы для малышей

07/10/2008
927

С мифологией связан огромный пласт нашей культуры. Прежде всего, это искусство - скульптуры, рельефы, росписи, архитектура. Представьте вашего ребенка в будущем. Сможет ли он жить, не зная о существовании прекрасной Венеры Милосской или Аполлона Бельведерского? Сможет, конечно, но... Вряд ли в обществе его примут за культурного человека. А сколько античных сюжетов лежит в основе самых разнообразных произведений искусства всех времен и народов? Вспомните фонтан «Самсон» из Петергофского дворца или «Рождение Венеры» великого Боттичелли. А классическая литература? В ней все время фигурируют мифологические сюжеты. А уж если взяться изучать звездное небо - сплошь имена богов. Ну, а созвездия, это целые мифы! Кстати, чтобы ответить на все возможные вопросы вашего почемучки по поводу звездного неба, вам необходимо подготовиться, и в этом вам поможет книга В. Калашникова «Мифы звездного неба» (М.: «Белый город», серия «Энциклопедия тайн и загадок», 2001).

С чего же начать?

Не бойтесь, что мифы «не по зубам» дошколенку. Вам просто необходимо позаботиться о правильном изложении и не утомлять малыша многочисленными деталями и пространным изложением. Не стоит подробно рассказывать малышу, кто такие древние греки и римляне, где и когда они жили. Это можно сделать позднее, в процессе. А для начала нужно просто читать, а еще лучше рассказывать мифы как самые обыкновенные и привычные сказки, даже не упоминая само слово «миф». Помните: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...» Ведь так можно рассказать и древнегреческий миф. Кстати, именно так и поступил Корней Иванович Чуковский, взявшись рассказать малышам миф о Персее: «В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда-то крылатая женщина Медуза Горгона. Она медленно ходила по улицам, и всякий, кто смотрел на нее, в тот же миг становился камнем». Ребенку ведь совершенно не важно, где и когда это случилось, почему у этой женщины такое имя. Главное, что сразу пошло повествование, развитие событий. Сейчас на прилавках и лотках огромное количество книг с мифами и легендами, адаптированных для детей. Есть даже книжки-раскладушки с объемными картинками для самых маленьких. По-прежнему очень хорошим вариантом остается книга Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», выдержавшая уже не одно переиздание. И, пожалуйста, ни в коем случае не пытайтесь познакомить ребенка со всем пантеоном многочисленных древних богов. Малыш не в состоянии сразу запомнить имена и родственные связями, их сложные взаимоотношения, а от избытка информации у него может сложиться стойкое неприятие мифов вообще. Лучше познакомиться с отдельными, самыми «популярными» богами (Афина, Зевс, Афродита, Гермес), которые будут присутствовать в разных мифах. Это даст крохе возможность постепенно привыкнуть к ним, запомнить их имена и понять «сферу деятельности» каждого.

Какие выбрать?
Какие же мифы выбрать для первого знакомства? Наиболее яркие, с понятным и динамично построенным сюжетом. Чтобы малыш не заскучал, действие должно развиваться быстро и быть доступным для детского восприятия. Вот некоторые из наиболее подходящих мифов, которые обычно предпочитают дети. Прежде всего, конечно же, это рассказ о славных подвигах могучего Геракла. История красивого юноши Нарцисса, полюбившего свое собственное отражение. Сюжет о боге Аполлоне и нимфе Дафне, превратившейся в дерево-лавр. Романтическая история о талантливом скульпторе Пигмалионе и прекрасной статуе Галатее, оживленной по его просьбе богиней Афродитой. Полная удивительных приключений и подвигов жизнь Персея, победителя ужасной Медузы Горгоны и освободителя прекрасной Андромеды. Долгие странствия аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Рассказ о Дедале и сыне его Икаре. Доверьтесь вашей родительской интуиции. И не забудьте, по некоторым античным мифам еще в советские времена были сняты замечательные мультфильмы, их можно купить на DVD и видеокассетах: «Аргонавты», «Персей», «Фаэтон - сын Солнца», «Лабиринт (подвиги Тесея)». Неплохие «мультяшки» на эту же тему есть у известной компании «Дисней», в частности - фильм «Геркулес».

В музей!
После знакомства с мифами обязательно постарайтесь показать ребенку картины и скульптуры, созданные по известным сюжетам. Так, москвичам лучшего всего отправиться в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, где есть целые залы, посвященные только античной скульптуре. Прийти сюда желательно не однажды, ведь все нужно рассмотреть в деталях. Не спеша обойти вокруг каждой статуи, вспомнить, какие мифы иллюстрирует та или иная скульптура. Тем же, у кого нет возможности сразу отправиться в музей, остаются книги по искусству с прекрасными иллюстрациями и слайды, которые стоит внимательно рассматривать, так, как будто вы обходите скульптуру вокруг, по-настоящему. Ну, а чтобы этот процесс был более интересным, предложите малышу после посещения музея поиграть в игру «Ожившая статуя». Помните «Море волнуется раз...»? Пусть малыш поставит себя на место персонажа мифа и постарается с помощью подходящей мимики и позы передать его эмоциональное состояние, представить: «Если бы это был я?» Так можно поиграть, например, в Геракла, натягивающего лук. Примеряя на себя движения, преодолев все трудности, замерев на миг, глядя в невидимую для нас цель, ребенок действительно ощущает себя древне-греческим богом, и здесь, помимо пластического уподобления, активно подключатся эмоции. А то, что вызывает яркие эмоциональные переживания, запоминается надолго. Не забудьте похвалить юного актера за удачно сыгранный этюд. А если у вас двое детей, гораздо интереснее поиграть в «Пигмалиона». Один ребенок будет «лепить» из другого увиденную скульптуру. Эта игра на способность ребят действовать совместно, стремление быть «лидером» (для «скульптора») и умение подчиняться действиям другого (для «глины»). Очень полезно меняться ролями, чтобы лидер в роли «глины» смог побывать в руках «скульптора».
Постепенно музейная обстановка станет привычной для ребенка. И вот теперь, наконец, настало время для «Игры-реконструкции». Многие древние памятники дошли до нас в плачевном состоянии - без рук, со стертыми чертами лица. А что, если попробовать представить, какой была статуя Артемиды в древности? Расскажите ребенку, что каждую скульптуру раскрашивали: передавали цвет глаз, волос, даже тела. Одежда была расписана узорами, статую украшали золотыми драгоценностями. Пусть ребенок мысленно «реконструирует» древнюю статую: расскажет вам о возможных деталях ее убранства, цвете и других подробностях. После нескольких посещений музея, когда малыш будет уже хорошо ориентироваться и в мифах, и в их скульптурных иллюстрациях, самое время устроить «показательное выступление» для бабушки и дедушки, для папы. Пусть малыш, в качестве экскурсовода, отведет их в музей, покажет им знакомые скульптуры, расскажет, какие мифы они изображают. Увлекшись скульптурой, не забудьте о живописи: существует множество картин и русских и зарубежных художников, написанных на сюжеты античных мифов.

Античные рисунки
Вернувшись из музея домой, попробуйте нарисовать с малышом что-нибудь из увиденного. Пусть в вашей домашней галерее появятся изображения древних богов и героев. А еще их очень интересно лепить из пластилина. Например, голову Медузы Горгоны со змеями вместо волос или крылатого коня Пегаса. Здорово поиграть вместе с бабушкой и папой, инсценируя услышанный миф или отрывок, например об аргонавтах. Можно пригласить друзей и устроить настоящий спектакль. После чтения отрывка раздайте роли малышу и приглашенным актерам. Из стульев мигом сооружаем корабль «Арго» и отправляемся в дальний путь. Можно смастерить для себя и друзей костюмы и головные уборы, например из бумаги, вылепить бусы и серьги из пластилина. Мальчикам изготовить и украсить оружие: мечи, стрелы и луки. А девочкам будет интересно изучить и попробовать на себе прически античных дам. Ну, а еще можно встать на котурны, сгодятся и мамины босоножки на платформе. В общем, разыгрывать сценки из мифов - это настоящий древнегреческий театр!

Вот так незаметно, без напряжения и с удовольствием малыш запомнит имена богов и воинов-героев, а заодно и яркие, увлекательные сюжеты мифов. Их изучение превратится не только в увлекательнейшие игры и путешествия, но и станет для малыша частью его внутреннего мира, что, наверняка, пригодится в будущем.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.