Поиск

Древние мифы для малышей

07/10/2008
677

С мифологией связан огромный пласт нашей культуры. Прежде всего, это искусство - скульптуры, рельефы, росписи, архитектура. Представьте вашего ребенка в будущем. Сможет ли он жить, не зная о существовании прекрасной Венеры Милосской или Аполлона Бельведерского? Сможет, конечно, но... Вряд ли в обществе его примут за культурного человека. А сколько античных сюжетов лежит в основе самых разнообразных произведений искусства всех времен и народов? Вспомните фонтан «Самсон» из Петергофского дворца или «Рождение Венеры» великого Боттичелли. А классическая литература? В ней все время фигурируют мифологические сюжеты. А уж если взяться изучать звездное небо - сплошь имена богов. Ну, а созвездия, это целые мифы! Кстати, чтобы ответить на все возможные вопросы вашего почемучки по поводу звездного неба, вам необходимо подготовиться, и в этом вам поможет книга В. Калашникова «Мифы звездного неба» (М.: «Белый город», серия «Энциклопедия тайн и загадок», 2001).

С чего же начать?

Не бойтесь, что мифы «не по зубам» дошколенку. Вам просто необходимо позаботиться о правильном изложении и не утомлять малыша многочисленными деталями и пространным изложением. Не стоит подробно рассказывать малышу, кто такие древние греки и римляне, где и когда они жили. Это можно сделать позднее, в процессе. А для начала нужно просто читать, а еще лучше рассказывать мифы как самые обыкновенные и привычные сказки, даже не упоминая само слово «миф». Помните: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...» Ведь так можно рассказать и древнегреческий миф. Кстати, именно так и поступил Корней Иванович Чуковский, взявшись рассказать малышам миф о Персее: «В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда-то крылатая женщина Медуза Горгона. Она медленно ходила по улицам, и всякий, кто смотрел на нее, в тот же миг становился камнем». Ребенку ведь совершенно не важно, где и когда это случилось, почему у этой женщины такое имя. Главное, что сразу пошло повествование, развитие событий. Сейчас на прилавках и лотках огромное количество книг с мифами и легендами, адаптированных для детей. Есть даже книжки-раскладушки с объемными картинками для самых маленьких. По-прежнему очень хорошим вариантом остается книга Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», выдержавшая уже не одно переиздание. И, пожалуйста, ни в коем случае не пытайтесь познакомить ребенка со всем пантеоном многочисленных древних богов. Малыш не в состоянии сразу запомнить имена и родственные связями, их сложные взаимоотношения, а от избытка информации у него может сложиться стойкое неприятие мифов вообще. Лучше познакомиться с отдельными, самыми «популярными» богами (Афина, Зевс, Афродита, Гермес), которые будут присутствовать в разных мифах. Это даст крохе возможность постепенно привыкнуть к ним, запомнить их имена и понять «сферу деятельности» каждого.

Какие выбрать?
Какие же мифы выбрать для первого знакомства? Наиболее яркие, с понятным и динамично построенным сюжетом. Чтобы малыш не заскучал, действие должно развиваться быстро и быть доступным для детского восприятия. Вот некоторые из наиболее подходящих мифов, которые обычно предпочитают дети. Прежде всего, конечно же, это рассказ о славных подвигах могучего Геракла. История красивого юноши Нарцисса, полюбившего свое собственное отражение. Сюжет о боге Аполлоне и нимфе Дафне, превратившейся в дерево-лавр. Романтическая история о талантливом скульпторе Пигмалионе и прекрасной статуе Галатее, оживленной по его просьбе богиней Афродитой. Полная удивительных приключений и подвигов жизнь Персея, победителя ужасной Медузы Горгоны и освободителя прекрасной Андромеды. Долгие странствия аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Рассказ о Дедале и сыне его Икаре. Доверьтесь вашей родительской интуиции. И не забудьте, по некоторым античным мифам еще в советские времена были сняты замечательные мультфильмы, их можно купить на DVD и видеокассетах: «Аргонавты», «Персей», «Фаэтон - сын Солнца», «Лабиринт (подвиги Тесея)». Неплохие «мультяшки» на эту же тему есть у известной компании «Дисней», в частности - фильм «Геркулес».

В музей!
После знакомства с мифами обязательно постарайтесь показать ребенку картины и скульптуры, созданные по известным сюжетам. Так, москвичам лучшего всего отправиться в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, где есть целые залы, посвященные только античной скульптуре. Прийти сюда желательно не однажды, ведь все нужно рассмотреть в деталях. Не спеша обойти вокруг каждой статуи, вспомнить, какие мифы иллюстрирует та или иная скульптура. Тем же, у кого нет возможности сразу отправиться в музей, остаются книги по искусству с прекрасными иллюстрациями и слайды, которые стоит внимательно рассматривать, так, как будто вы обходите скульптуру вокруг, по-настоящему. Ну, а чтобы этот процесс был более интересным, предложите малышу после посещения музея поиграть в игру «Ожившая статуя». Помните «Море волнуется раз...»? Пусть малыш поставит себя на место персонажа мифа и постарается с помощью подходящей мимики и позы передать его эмоциональное состояние, представить: «Если бы это был я?» Так можно поиграть, например, в Геракла, натягивающего лук. Примеряя на себя движения, преодолев все трудности, замерев на миг, глядя в невидимую для нас цель, ребенок действительно ощущает себя древне-греческим богом, и здесь, помимо пластического уподобления, активно подключатся эмоции. А то, что вызывает яркие эмоциональные переживания, запоминается надолго. Не забудьте похвалить юного актера за удачно сыгранный этюд. А если у вас двое детей, гораздо интереснее поиграть в «Пигмалиона». Один ребенок будет «лепить» из другого увиденную скульптуру. Эта игра на способность ребят действовать совместно, стремление быть «лидером» (для «скульптора») и умение подчиняться действиям другого (для «глины»). Очень полезно меняться ролями, чтобы лидер в роли «глины» смог побывать в руках «скульптора».
Постепенно музейная обстановка станет привычной для ребенка. И вот теперь, наконец, настало время для «Игры-реконструкции». Многие древние памятники дошли до нас в плачевном состоянии - без рук, со стертыми чертами лица. А что, если попробовать представить, какой была статуя Артемиды в древности? Расскажите ребенку, что каждую скульптуру раскрашивали: передавали цвет глаз, волос, даже тела. Одежда была расписана узорами, статую украшали золотыми драгоценностями. Пусть ребенок мысленно «реконструирует» древнюю статую: расскажет вам о возможных деталях ее убранства, цвете и других подробностях. После нескольких посещений музея, когда малыш будет уже хорошо ориентироваться и в мифах, и в их скульптурных иллюстрациях, самое время устроить «показательное выступление» для бабушки и дедушки, для папы. Пусть малыш, в качестве экскурсовода, отведет их в музей, покажет им знакомые скульптуры, расскажет, какие мифы они изображают. Увлекшись скульптурой, не забудьте о живописи: существует множество картин и русских и зарубежных художников, написанных на сюжеты античных мифов.

Античные рисунки
Вернувшись из музея домой, попробуйте нарисовать с малышом что-нибудь из увиденного. Пусть в вашей домашней галерее появятся изображения древних богов и героев. А еще их очень интересно лепить из пластилина. Например, голову Медузы Горгоны со змеями вместо волос или крылатого коня Пегаса. Здорово поиграть вместе с бабушкой и папой, инсценируя услышанный миф или отрывок, например об аргонавтах. Можно пригласить друзей и устроить настоящий спектакль. После чтения отрывка раздайте роли малышу и приглашенным актерам. Из стульев мигом сооружаем корабль «Арго» и отправляемся в дальний путь. Можно смастерить для себя и друзей костюмы и головные уборы, например из бумаги, вылепить бусы и серьги из пластилина. Мальчикам изготовить и украсить оружие: мечи, стрелы и луки. А девочкам будет интересно изучить и попробовать на себе прически античных дам. Ну, а еще можно встать на котурны, сгодятся и мамины босоножки на платформе. В общем, разыгрывать сценки из мифов - это настоящий древнегреческий театр!

Вот так незаметно, без напряжения и с удовольствием малыш запомнит имена богов и воинов-героев, а заодно и яркие, увлекательные сюжеты мифов. Их изучение превратится не только в увлекательнейшие игры и путешествия, но и станет для малыша частью его внутреннего мира, что, наверняка, пригодится в будущем.

Вам также будет интересно
10 фраз, которыми можно выразить поддержку ребенку Читать статью
Когда ребенок начинает есть самостоятельноЧитать статью
Нужен ли крем под подгузникЧитать статью
Почему во время беременности женщина становится раздражительной? Читать статью
Сделать прививку вовремяЧитать статью
Ухаживаем за телом и кожей во время беременностиЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.