Наш консультант: Анастасия КУЗНЕЦОВА,
педагог-психолог.
Закончила Московский государственный педагогический
университет им. М.Шолохова
Какие бывают программы?
Программы бывают комплексные и парциальные. Комплексные программы включают
в себя все основные направления развития ребенка: физическое, интеллектуальное,
нравственное, социальное, эстетическое. А парциальные - одно или несколько из
направлений. Как правило, детский сад берет за основу одну из комплексных программ,
но есть и такие сады, в которых работают сильные педагогические коллективы,
которые сочетают комплексную программу с парциальными, добавляя собственные
педагогические идеи.
До 1991 года комплексная программа была только одна - Типовая. Именно строго
по ней работали все советские детские сады, и благодаря ей нашу систему дошкольного
образования признавали лучшей в мире. Однако Типовая программа сильно ограничивала
творчество педагогов, не позволяла подходить к каждому ребенку индивидуально,
да и содержание ее не соответствовало стремительным изменениям в нашем обществе.
Поэтому в 1991 году разрешили не только внести в нее изменения, но и создавать
комплексные, «с вариациями», и авторские программы.
Кстати, Типовая программа, созданная коллективом лучших отечественных педагогов
и психологов, «жива» до сих пор. Она многократно переиздана, в нее внесены коррективы,
соответствующие современным требованиям дополнения. Многие детские сады работают
по ней и сейчас. В частности, эта программа очень популярна в Японии.
Воспитательно-образовательная программа - это документ, определяющий содержание
образовательного процесса в детском саду. В нем учитывается все: цели и задачи
работы педагогов с детьми, основные направления и формы работы, организация
среды, в которой находится малыш, сумма знаний, умений и навыков, которыми должен
овладеть ребенок перед школой. Каждая программа содержит еще и набор методических
рекомендаций. Однако, согласно Закону РФ, документом имеют право называться
лишь те программы, которые соответствуют государственному образовательному стандарту
и на основании этого утверждены и рекомендованы для работы в детских садах Министерством
образования.
Обзор комплексных программ
Первая программа, о которой мы расскажем, называется «Радуга».
Авторский коллектив - сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института
общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа
разработана под руководством к.п. н. Т.Н. Дороновой.
Работа по ней ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России.
Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с
настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе
которых происходит воспитание и развитие ребенка. Речь идет о: физической культуре,
игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством),
конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию
речи и ознакомлению с окружающим миром, математике.
Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей
среды во всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым
умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям.
Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института
дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать
доктор психологических наук Л.А. Венгер.
Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство - уникальный
период в жизни человека. Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае
нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит,
опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре
представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному
и художественному развитию малышей.
Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом,
что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная
для работы с детьми шести-семи лет, обладающими высоким уровнем умственного
развития. Программа также направлена на развитие художественных способностей
таких малышей.
Авторы программы «Детский сад - дом радости» - к.п.н. Н.М. Крылова и В.Т. Иванова,
воспитатель-новатор. В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей,
воспитателей и малышей. Специфика программы заключается в том, что воспитатель
работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего
дня. Каждый день в таком саду для ребенка - маленький спектакль, где каждый
малыш играет свою роль. Цель - воспитать в ребенке индивидуальность.
Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности,
которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание,
хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.
«Истоки» - одна из самых популярных программ в современных садах.
Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В.
Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования
как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических
и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца.
И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания.
Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход.
Цель - разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в
том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического
и психического здоровья детей.
Программу «Детство» разработал авторский коллектив - преподаватели
кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации
к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности:
и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд,
и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой.
Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания,
а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными
знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает
в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание»,
«Здоровый образ жизни».
«Из детства в отрочество» - так назвал свою программу авторский
коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой.
Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей
от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает
тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития
личности ребенка.
Еще одна программа - «Школа 2100». Научный руководитель и автор
идеи - А.А. Леонтьев. Авторы - Бунеев, Бунеева, Петерсон, Вахрушев, Кочемасова
и другие.
Основная идея - реализация принципа непрерывного образования и преемственность
между дошкольным образованием, начальной и средней школой.
Парциальные программы
Программу ТРИЗ придумал Г.С. Альтшуллер. ТРИЗ расшифровывается,
как теория решения изобретательских задач.
Ее цель не просто развить фантазию ребенка, а научить мыслить системно, сделать
так, чтобы малыш понимал процесс, вникал в него. Педагог в условиях этой программы
не дает детям готовых знаний, не раскрывает перед ними истину, а учит ее постигать
самостоятельно, будит интерес к познанию.
Программа «Юный эколог» разработана к.п.н. С.Н Николаевой.
Направлена она, как это видно из названия, на знакомство дошкольников с природой,
на экологическое воспитание и развитие. Педагоги, используя эту программу, стараются
воспитать в детях экологическую культуру, умение наблюдать и делать выводы из
своих наблюдений, научить понимать и любить окружающую природу.
«Я - человек» разработана профессором, д.п.н. С.А. Козловой.
Программа основана на приобщении ребенка к социальному миру. С ее помощью удается
развить в малыше интерес к миру людей и самому себе, положить начало формированию
мировоззрения, созданию своей «картины мира».
Авторский коллектив под руководством Р.С. Буре, д.п.н., профессора кафедры
дошкольной педагогики МПГУ, создали программу «Дружные ребята». В ее основе
лежит воспитание гуманных чувств и отношений между детьми дошкольного возраста.
Другая программа - «Наследие», разработанная к.п.н. М. Новицкой и Е.В. Соловьевой,
основана на знакомстве детей с традиционной русской культурой.
Главная задача программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» -
стимуляция развития у дошколят самостоятель- ности, ответственности за свое
поведение. В том числе программа учит малышей правильно реагировать в различных
жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Авторы: к.псих.н.
Н.Н. Авдеева, к.псих.н. О.Л. Князева, к.псих.н. Р.Б. Стёркина. Этот же авторский
коллектив создал замечательную программу социально-эмоционального развития «Я,
ты, мы».
Это программа позволяет раскрыться каждому ребенку, научиться управлять своими
эмоциями и понимать эмоциональное состояние окружающих.
Программу «Дошкольник и... экономика» придумала к.п.н. А.Д. Шатова.
Ее цель - научить детей понимать и ценить окружающий мир, уважать людей, умеющих
хорошо трудиться и зарабатывать себе на жизнь. А кроме того, осознавать на доступном
дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги». Программа
рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
В «Золотом ключике» педагогический процесс строится по семейному принципу.
Жизнь детей наполняется сменяющими друг друга событиями, что производит эмоциональное
впечатление на ребенка, находит отклик в его душе. Авторы: к.псих.н. Г.Г. Кравцов,
к.псих.н. Е.Е. Кравцова.
Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата
педагогических наук Г.Г. Григорьевой разработал программу «Кроха». Это программа
комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет. Ее цель - помочь
родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека,
оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных
путей и средств, методов воспитания.