Поиск

Ваш выбор, «сэр»? Методика Монтессори

04/08/2009
ЗОРЯ Светлана
1927

Чтобы понять эту методику, мы пришли в один из столичных классов-Монтессори и сами увидели, как воспитывают наших детей. А помогала нам не упустить никаких деталей – педагог-психолог центра творческого развития «Радуга» Любовь Викторовна МИХАЙЛОВА.

Строитель себя
Утро, на часах ровно 9:30. Детишки по очереди входят в группу. Кто-то с мамой, а кто-то с бабушкой или дедушкой. Возраст учеников от восьми месяцев до трех лет. Обратим внимание, что бывают группы до трех лет и от трех до шести. Ребятишки здороваются с учителем. Все по-разному: один – грустно, другой – весело, у кого какое настроение. У воспитателя есть время
почувствовать каждого ребенка. Решить, как и когда к нему подойти, или лучше сегодня не вмешиваться в его работу. Урок, который продлится полтора часа, начинается с взаимного приветствия перед коллективным уроком. Все дружно становятся в круг и выполняют упражнение с колокольчиком, а затем с фонариком:
Колокольчик на ладошку положи, положи,
Колокольчик на ладошке покажи, покажи,
А теперь его с ладошки надо взять, надо взять,
И для всех ребят на круге поиграть, поиграть,
Дин-дин, дон-дон.
Фонарик свой огонь зажег,
И собрались мы все в кружок,
Друг другу ручки дать спешим,
И поздороваться хотим,
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте – все говорим.


Далее – занятия по душе. Ведь система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, рисованием или чтением, постирать или посадить цветок. Дети проходят в различные зоны и свободно выбирают на открытых полках то, что хотят, обустраивают свое рабочее место.
Мама или родственник всегда находятся рядом. И это неспроста. Ведь между маленьким учеником и его наставником должны быть партнерские отношения.
Только в этом случае от занятий можно ожидать положительного эффекта.

Интересно, что в Россию первый раз идеи Монтессори пришли еще перед Первой мировой войной. Работающие по ее системе детские сады выжили в самые голодные и трудные годы и были закрыты только в конце двадцатых. Сегодня их география поражает воображение. Это и Карелия, Приморье, Якутск, Чукотка…

Огромное внимание уделяется обучению детей навыкам самообслуживания. Справедливо считается, что ребенок, умеющий ловко зашнуровать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.

Рабочие зоны
Зона развития крупной моторики:
Сюда входят: шариковый сухой бассейн, горка, скамеечка для лазанья, домик с тоннелем, мячи, спортивный комплекс со следующими снарядами: кольца, турник, канат, веревочная лестница-стенка, канат.
В зоне тонкой моторики все предметы подобраны для развития мелкой моторики детишек. Это и колбочки для переливания, мисочки, чтобы пересыпать, например, крупы – из одной в другую. Здесь же работают с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой.
Материалы, которые позволят ребенку научиться заботиться об окружающем мире – мытье посуды, стирка, глажение, чистка обуви. Кстати сказать, практически все предметы, которыми пользуется ребенок, не игрушечные, а настоящие. В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьез. Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.
Зона сенсорного воспитания: развитие органов чувств у детей с рождения до 3 лет идет очень интенсивно. Но нас интересуют не просто процессы сенсорного восприятия, но утончение восприятия. У ребенка до 5,5 лет очень велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, ребенок идет по пути сенсомоторного развития.
Все материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи.

А дома можно?
Многие взрослые интересуются: «Зачем ходить в группу, если этим можно заниматься с малышом и дома?» – продолжает Любовь Викторовна. – Некоторые даже просят расписать рекомендации на бумаге. Но что можно написать на бумаге, если это невозможно объяснить словами? Могу четко сказать, что обучение по Монтессори (как и любое другое) строится на любви и огромном терпении. Да и не у всех планировка квартиры позволит выделить несколько квадратных метров, чтобы оборудовать их под учебную комнату. Вот у нас здесь 50 квадратных метров – достаточно большое помещение. А развивающие материалы? Здесь, например, более 100 материалов, с помощью которых дети знакомятся с окружающим миром.

Дисциплина и свобода – вещи вполне совместимые
Дисциплину М. Монтессори трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом или родителем.
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь ему организовать свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.
Если педагог увидит, что ребенок взял новый для него материал или затруднился с выбором, то предлагает показать ему материал и проводит краткий урок (презентацию). Дальше бывает по-разному. Либо ребенку понравятся пояснения, и он продолжит играть, либо – возьмется за другой материал.

Все Монтессори-материалы удивительно конкретны и наглядны и позволяют ребенку не просто принимать на веру слова учителя, а на основании собственного опыта убеждаться, что дважды два и в самом деле четыре, а Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Шанс проявиться
В группе стульчики и столы сделаны так, чтобы ребенок мог свободно манипулировать ими, а шкафчики так, чтобы дети доставали все, что им нужно с самой высокой полки. Детям очень важно быть самостоятельными. Не у каждой мамы хватает терпения смотреть, как ребенок размазывает краску на столе или неумелыми ручками стирает в тазу тряпочку. Маме легче помыть самой. Учитель в Монтессори-группе, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается и даст ребенку попробовать.


«Помоги мне сделать это самому»
Вот малышка рассыпала что-то на полу. Сама взяла веник, совок и подметает. Кто знает, может, сегодня в этой девочке проснулась не только самостоятельность, но и самоуважение и ответственность?!
Важно и то, что, выжимая тряпку или подметая за собой, ребенок осваивает новые для себя движения, и много раз возвращаясь к такой работе, он делает ее все точнее и увереннее, готовя свою руку к движениям и действиям более сложным, необходимым при письме. Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и отобьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству.
Конечно, с таким ребенком труднее, он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснять каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в диалоге со взрослым.

Закладка характера
Получив навыки взаимодействия с миром, малыш открывает путь к внутренней дисциплине. Он упорядочивает свои волевые движения (а это обязательно пригодится ему в школе, ведь сейчас многие дети от непривычки не могут высидеть 30 минут урока), учится концентрироваться на реальных предметах, осваивает нормы человеческого поведения.

Мы идем в школу
Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы. Родителям, задающим вопрос о том, куда отдавать родное чадо после детского сада, рекомендую: ищите не школу, а учителя, способного принять и понять вашего ребенка, а остальное он сделает при минимальной помощи.

О минусах
Нельзя, конечно, не сказать и о минусах системы. Но их, по мнению педагога Любови Викторовны, по сравнению с плюсами очень мало. Например, в методике мало внимания уделено творчеству. Поэтому рисование, кукольный театр, моторные и пальчиковые игры – все это педагоги вводят в занятия сами. Занятие подходит к концу. Как и в самом начале, ребята становятся в круг, только теперь чтобы сказать друг другу до свидания. Задув дружно фонарик,
все вместе поют:
В фонарике огонь погас,
Пора прощаться нам сейчас,
Мы до свиданья скажем,
И ручками помашем.
(Берутся за руки и прощаются.)

Идеи основательницы этой системы, итальянского педагога Марии Монтессори, воплощаются во многих уголках земного шара. Так, в Англии из всех базовых школ для детей 4–12 лет 20% составляют Монтессори-школы. В Голландии – 40%.
В США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.