Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста
Многие дети не посещают детские сады, а родители, занимаясь дома с детьми, порой даже не представляют, что должен уметь ребенок в определенный период своей жизни. И дети оказываются «запущены» как в физическом, так и в педагогическом плане. Если первый год жизни ребенка прослеживается легко и в
поликлинике специалисты регулярно проверяют младенца, то дальнейшее развитие
полностью лежит на плечах родителей.
Гимнастические упражнения изначально лучше проводить в
игровой форме, чтобы заинтересовать малыша и вызвать у него потребность в
регулярном повторении этих упражнений. Когда у малыша войдет в привычку делать
зарядку или гимнастику, то уже можно контролировать качество выполняемых
упражнений, постепенно усложнять их, видоизменять, менять условия задачи, темп,
ритм.
Физические упражнения лучше выполнять утром и после дневного
сна.
Комплексы гимнастики включают общеразвивающие упражнения с
предметами (кубики, мячи, кегли, палки, обручи и т.д.) и без них. Их
многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силы мышц,
подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в
пространстве.
.jpg)
Упражнения с кубиками
1. Ноги на ширине ступни, руки опущены, в каждой из них –
по кубику. Вынести кубики вперед, стукнуть ими друг о друга, опустить вниз,
вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 5 раз.
2. Ноги на ширине ступни, кубики за спиной. Присесть, положить
кубики на пол, встать, руки убрать за спину. Присесть, взять кубики,
выпрямиться, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 4 раза.

3. Сесть «по-турецки», руки с кубиками на коленях. Поворот
вправо, положить кубики на пол за спиной, выпрямиться. То же в другую сторону. Поворот вправо, взять кубик. То же в другую сторону.
Повторить по 3 раза в
каждую сторону.
4. Ноги слегка расставлены, кубики на полу. Прыжки на двух
ногах вокруг кубиков, с небольшой паузой между прыжками.

Упражнения с мячом большого размера
1. Ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч
вверх, опустить, вернуться в исходное положение.
2. Ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках у груди. Наклониться
вперед, коснуться мячом пола; выпрямиться, вернуться в исходное положение.
3. Ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Присесть,
мяч в согнутых руках; встать, выпрямиться, вернуться в исходное положение.
4. Сесть на пятки, мяч на полу в обеих руках. Катаем мяч вокруг
себя вправо и влево, перебирая руками.
Темп упражнений – средний.
Повторить 2-3 раза.
5. Ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках на груди.
Прыгаем на двух ногах с поворотом вокруг своей оси вправо и влево.
Упражнения с обручем
1. Ноги на ширине ступни, обруч в согнутых руках у груди.
Обруч вынести вперед, руки прямые, вернуться в исходное положение.
2. Ноги на ширине ступни, обруч в согнутых руках у груди.
Присесть, обруч вынести вперед, руки прямые, посмотреть в сторону; встать,
вернуться в исходное положение.
3. Ноги на ширине плеч, обруч в согнутых руках у груди.
Поворот вправо (влево), вынести обруч вперед, посмотреть в окошко, вернуться в
исходное положение.
4. Ноги на ширине плеч, обруч в согнутых руках у груди.
Наклониться вперед, коснуться ободом обруча пола; выпрямиться, вернуться в
исходное положение.
Закаливание
Большое значение для сохранения здоровья детей имеет
закаливание организма. В процессе закаливания повышается устойчивость организма
к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Самые
элементарные приемы закаливания – это хождение босиком по разным
поверхностям, например, по ребристой дорожке, по гимнастической палке. Летом в
теплую погоду разрешите ребенку немного побегать босиком по траве, а в холодное
время года полезно давать ребенку побегать босиком дома, сначала 10-20 минут,
постепенно увеличивая время.
Детям наверняка понравится пролезать через обруч – это
упражнение также способствует закаливанию организма, если выполняется в
облегченной одежде, босиком.
Таблица развития
Что должен уметь ребенок
Возраст | Навыки |
3-4 года | - Ходить прямо, не
шаркая, сохраняя заданное направление; выполнять задания: остановиться,
присесть, повернуться.
- Бегать, сохраняя
равновесие, изменяя направление, темп бега.
- Сохранять
равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через
предметы.
- Ползать на четвереньках,
лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
- Энергично
отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на
40см.
- Катать
мяч в заданном направлении с расстояния 1,5м, бросать мяч двумя руками от
груди, из-за головы; ударять мячом об пол, подбрасывать его вверх 2-3 раза
подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее
5м.
|
4-5 лет | - Ходить и бегать,
соблюдая правильную технику движений.
- Лазать по
гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой;
ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы
и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
- Принимать
правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в
длину с места на расстояние 70см.
- Ловить мяч
кистями рук с расстояния до 1,5м; принимать правильное исходное положение при
метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о
землю (пол) не менее 5 раз подряд.
- Выполнять
упражнения на равновесие.
- Ориентироваться
в пространстве, находить левую и правую сторону.
|
5-6 лет | - Ходить и бегать
легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
- Лазать по
гимнастической стенке (высота 2,5м) с изменением темпа.
- Прыгать на мягкое
покрытие (высота 20см), прыгать в длину с места (не менее 80см), с разбега (не
менее 1м); в высоту с разбега (не менее 40см); прыгать через короткую и длинную
скакалку.
- Метать
предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9м, в вертикальную и горизонтальную
цель с расстояния 3-4м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и
ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе
(расстояние 6м).
|
6-7 лет | - Выполнять
правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
- Прыгать на мягкое
покрытие с высоты до 40см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на
расстояние не менее 1м, с разбега – 180см; в
высоту с разбега – не менее 50см; прыгать
через короткую и длинную скакалку разными способами.
- Перебрасывать
набивные мячи (вес 1кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений,
попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5м, метать
предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12м, метать предметы в движущуюся
цель.
- Выполнять
физические упражнения из разных исходных положений: четко и ритмично, в
заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
|
Ирина Ведрицкая и Ирина Скрипкина, воспитатели I квалификационной категории.
Фотографии предоставлены авторами.