Поиск

Кризис трех лет

08/06/2021
963

Не буду одеваться, не буду спать, не хочу есть, не хочу красные носки, хочу зеленые, и т.д. И так по десять раз за час. И кажется, что ты больше нее справишься с маленьким монстриком, и почему он так неожиданно стал все отрицать? Стал часто капризничать на пустом месте? Не паникуйте, не переживайте, а порадуйтесь: ваш малыш проходит один из самых важных этапов развития в своей жизни - он растет. Скорее всего ему «стукнуло» три, и теперь он ощущает себя взрослым и самостоятельным. Что ж, имеет право, ведь у него начался кризис трех лет, и сам он свое поведение пока контролировать не может. Сегодня об этом кризисе мы подробно поговорим с детским практическим психологом, Юлией Ямовой.

Кризис трех лет

- Юлия, расскажите что такое вообще кризис трех лет?

- За первые три года жизни ребенок проходит половину пути своего психологического развития, проделывает 90% работы по усвоению языка, научается управлять своим телом, формирует внутренний образ мамы и в состоянии переносить разлуку с ней, у него появляется символическое мышление, теперь он может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами, и конечно у него сформировалось представление о себе, он уже знает кто он: мальчик или девочка, свое имя, возраст, с помощью зеркала может формировать свое представление о себе настоящем, интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Ребенок уже так много умеет и знает, что у него резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется его поведение. Ребенок по праву решает громко и бескомпромиссно заявить о себе. Он справедливо требует уважения и признания. Но пока не знает как именно это делается. И тогда он решает делать все по-своему, отвергать почти все, что предлагают родители. Это и есть кризис 3-х лет, еще его называют "Кризис негативизма” - это переходная стадия развития ребенка из раннего детства к дошкольному, характеризующаяся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Этот кризис необходим ребенку для осознания себя как самостоятельного человека и благополучно отделиться от взрослого.


- Почему именно трех? Он самый страшный из всех?

Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается к четырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. По силе проявления симптомов сравним с пубертатом. Это и понятно, это очень важная стадия взросления. Ребенок готов к сепарации от своего взрослого, теперь он сам хочет принимать решения, отстаивать свои мысли и желания. Ему жизненно необходимо признание и уважение, он пытается установить со взрослым более глубокие отношения. Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит.


- Каковы симптомы?

Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет, вот они:

  • Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он дает негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.

  • Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.

  • Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

  • Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.

  • Протест-бунт и деспотизм проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения к нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у ребенка сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека, проявлять самостоятельность.

О детском кризисе 3 лет

- Причины возникновения?

Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.


- Как помочь справиться с этим ребенку?

  • С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.

  • Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.

  • Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.

  • Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.

  • Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.


- Как пережить этот период родителям?

Думаю, главное что должны понимать родители, что ребенок не издевается над ними в период кризиса, он “не специально” так себя ведет, это его психологическая программа взросления так работает. Только через своеволие и негативизм он может понять чего хочет на самом деле и сформировать свою личность. Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии. Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса:

упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества;

капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего Я;

эгоизм — проявление чувства собственного достоинства и т.п.,

Вам будет легче принять происходящие в ребенке изменения, когда вы разберетесь в причинах их наступления, и запасетесь инструментами и моделями ответной реакции на них:

  • Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои требования. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый — движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00 - жесткое или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.

  • Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет", не меняйте позиции. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.

  • Примите к сведению приступ капризности, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Крик не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.

  • He сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Капризность требует зрителей, не привлекайте посторонних. Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» — подобные отвлекающие манёвры заинтригуют капризулю, он успокоится. Хорошо, если у вас в запасе есть много способов «перехитрить» ребенка, добиться от него выполнения желаемого, не вступая с ним в открытое столкновение. Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации искренний интерес: «Давай играть в "Наоборот": я тебе скажу- не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, и здесь вам помогут фантазия и юмор. Чем больше идей в запасе, тем проще выбрать наиболее подходящий вариант реагирования на капризы ребенка. Задавшись целью пополнить копилку идей, вы непременно найдете, у кого поучиться!


- Когда он заканчивается? Что в этот момент происходит с малышом?

Кризис негативизма обычно заканчивается к 4 годам. Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей. Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки. Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует.

Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.