Не буду одеваться, не буду спать, не хочу есть, не хочу красные носки, хочу зеленые, и т.д. И так по десять раз за час. И кажется, что ты больше нее справишься с маленьким монстриком, и почему он так неожиданно стал все отрицать? Стал часто капризничать на пустом месте? Не паникуйте, не переживайте, а порадуйтесь: ваш малыш проходит один из самых важных этапов развития в своей жизни - он растет. Скорее всего ему «стукнуло» три, и теперь он ощущает себя взрослым и самостоятельным. Что ж, имеет право, ведь у него начался кризис трех лет, и сам он свое поведение пока контролировать не может. Сегодня об этом кризисе мы подробно поговорим с детским практическим психологом, Юлией Ямовой.
- Юлия, расскажите что такое вообще кризис трех лет?
- За первые три года жизни ребенок проходит половину пути своего психологического развития, проделывает 90% работы по усвоению языка, научается управлять своим телом, формирует внутренний образ мамы и в состоянии переносить разлуку с ней, у него появляется символическое мышление, теперь он может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами, и конечно у него сформировалось представление о себе, он уже знает кто он: мальчик или девочка, свое имя, возраст, с помощью зеркала может формировать свое представление о себе настоящем, интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Ребенок уже так много умеет и знает, что у него резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется его поведение. Ребенок по праву решает громко и бескомпромиссно заявить о себе. Он справедливо требует уважения и признания. Но пока не знает как именно это делается. И тогда он решает делать все по-своему, отвергать почти все, что предлагают родители. Это и есть кризис 3-х лет, еще его называют "Кризис негативизма” - это переходная стадия развития ребенка из раннего детства к дошкольному, характеризующаяся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Этот кризис необходим ребенку для осознания себя как самостоятельного человека и благополучно отделиться от взрослого.
- Почему именно трех? Он самый страшный из всех?
Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается к четырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.
Кризис 3-х лет относится к числу острых. По силе проявления симптомов сравним с пубертатом. Это и понятно, это очень важная стадия взросления. Ребенок готов к сепарации от своего взрослого, теперь он сам хочет принимать решения, отстаивать свои мысли и желания. Ему жизненно необходимо признание и уважение, он пытается установить со взрослым более глубокие отношения. Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит.
- Каковы симптомы?
Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет, вот они:
-
Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он дает негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.
-
Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.
-
Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
-
Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.
-
Протест-бунт и деспотизм проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.
Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения к нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у ребенка сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека, проявлять самостоятельность.
- Причины возникновения?
Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.
- Как помочь справиться с этим ребенку?
-
С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
-
Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
-
Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
-
Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
-
Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
- Как пережить этот период родителям?
Думаю, главное что должны понимать родители, что ребенок не издевается над ними в период кризиса, он “не специально” так себя ведет, это его психологическая программа взросления так работает. Только через своеволие и негативизм он может понять чего хочет на самом деле и сформировать свою личность. Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии. Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса:
упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества;
капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего Я;
эгоизм — проявление чувства собственного достоинства и т.п.,
Вам будет легче принять происходящие в ребенке изменения, когда вы разберетесь в причинах их наступления, и запасетесь инструментами и моделями ответной реакции на них:
-
Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои требования. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый — движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00 - жесткое или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.
-
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет", не меняйте позиции. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.
-
Примите к сведению приступ капризности, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Крик не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
-
He сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Капризность требует зрителей, не привлекайте посторонних. Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» — подобные отвлекающие манёвры заинтригуют капризулю, он успокоится. Хорошо, если у вас в запасе есть много способов «перехитрить» ребенка, добиться от него выполнения желаемого, не вступая с ним в открытое столкновение. Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации искренний интерес: «Давай играть в "Наоборот": я тебе скажу- не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, и здесь вам помогут фантазия и юмор. Чем больше идей в запасе, тем проще выбрать наиболее подходящий вариант реагирования на капризы ребенка. Задавшись целью пополнить копилку идей, вы непременно найдете, у кого поучиться!
- Когда он заканчивается? Что в этот момент происходит с малышом?
Кризис негативизма обычно заканчивается к 4 годам. Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей. Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки. Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует.
Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.