Для этого с самого раннего детства приучайте ребенка правильно хранить игрушки: в специальном ящике, на полке, даже книжной, в специальном шкафу или уголке. Девочки любят создавать комнаты для кукол, мальчики — гаражи для машин. Очень хорошо! С помощью игрушек ребенок познает жизнь: овладевает бытовыми и даже профессиональными навыками.
Обратите внимание на то, как ваш малыш относится к старым и новым игрушкам. Напомните ему поговорку о том, что старый друг лучше новых двух. Игрушка — это друг. Спросите, почему мы так думаем? Что такого хорошего в старой игрушке? Она хранит тепло детских рук. Оберегает от неприятностей, радует, делает счастливым.
Расскажите малышу следующую волшебную историю.
Когда все в доме засыпают, игрушки ведут между собой разговор. Они рассказывают друг другу о том, как прошел сегодняшний день, кто играл с ними. Они плачут от обиды, когда их забывают, и смеются от счастья, когда их любят. Они «живые» и все-все чувствуют.
Иногда родители хотят раньше времени видеть своего малыша взрослым умным человеком, все знающим и понимающим, не верящим в сказки и чудеса. Мне жаль таких детей. Их лишили детской веры в таинственное. Ум ребенка не определяется его неверием в сказку. Отношение к игрушке как живому существу воспитывает бережное и трепетное отношение ко всему окружающему малыша миру и к взрослым тоже.
Есть замечательная игра, которая учит дошкольника оценивать себя и свои поступки со стороны и задумываться над тем, как о нем думают другие. Предложите крохе рассказать о себе словами игрушки. Что о тебе может сказать твоя любимая или заброшенная кукла? Как тебя оценивает Буратино? Пусть рассказ начинается словами: «Мой друг Игорек...» или «У моей подружки Светы...». Такой рассказ может дать маме с папой информацию для размышления — как их ребенок воспринимает мир, как оценивает себя, критично или доброжелательно на себя настроен.
Трехлетний Валера получил в подарок машину, сразу ее разломал. Родители наказали мальчика: не бережешь подарки, не умеешь играть, не получишь больше ни одной игрушки. А Валера просто хотел узнать, из чего и как сделана такая яркая и красивая игрушка.
Годовалая Катенька бросает игрушки из манежа на пол. Ее ругают: зачем бросаешь игрушки? А она изучает их движение. И совсем не вредничает, а просто познает мир.
Костя отдал дорогостоящую игрушку, а взамен получил двухцветный карандаш. Как вы думаете, что было дальше?.. Но, во-первых, Костя любит рисовать, и такой карандаш ему необходим. А во-вторых, как добрый человек он поделился самым лучшим со своим другом.
Мы нередко в детских поступках видим негативную сторону, стремимся выявлять и исправлять недостатки. Но детская душа беззащитна и пластична, она становится такой, какой мы ее видим.
Подумайте, сколько игрушек необходимо вашему ребенку? Какие игрушки нужны — для красоты или развития? Можно ли уйти из магазина игрушек, не приобретя ничего? Стоит ли покупать то, что вы считаете нужным, не посоветовавшись с малышом? Эти вопросы, не имеющие однозначного ответа. Нужно столько, чтобы ребенок развивался и вместе с тем сохранял к игрушкам бережное отношение. Конечно, важны игрушки для развития умственных способностей крохи, но и красота тоже необходима. Из игрушечного магазина малыш должен уходить со спокойным сердцем и уверенностью, что его любят, даже если не смогли сегодня купить то, что ему хотелось.
Для дошкольника игрушка — одна из самых сильных радостей. Доставляя ее и приучая к внимательному и бережному отношению к игрушке, учите его познавать мир общения и поведенческой культуры.
Ирина КУРОЧКИНА, кандидат педагогических наук