Педагог-психолог «Школы
Сотрудничества» Татьяна Павловна Скарга
Гриша ходит в группу
детского сада вот уже третий год и с каждым месяцем его поведение ухудшается.
Гриша стал драться с детьми, перестал обращать внимание на замечания
преподавателей, да и заметили его в случаях воровства. Сначала воспитатели
списывали его поведение на возраст, а потом стали все его откровенно ругать,
думая, что у ребенка просто не сформированы навыки поведения. В
подготовительной группе воспитатель пришла к психологу с запросом «объясните ему, что так нельзя».
После общения с ребенком и
родителями, после применения различных проективных методик (рисуночные тесты,
приемы арттерапии, методику самооценки «Лесенка») специалисты нашей психолого-педагогической
службы выявили, что Гриша никогда не отзывается о себе и своих поступках
хорошо, выполняя задания, он постоянно говорит: «Я не справлюсь, я не смогу!».
В процессе работы с Гришей выяснилось, что мама с папой видели правильное
воспитание в том, что хвалить и поддерживать ребенка не надо, иначе избаловать
можно. Лишний раз поругав и указав на недостаточно хорошо выполненную работу
можно мотивировать ребенка на хорошую учебу и поведение….
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость и часто
агрессивность часто свойственны детям с заниженной
самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться
хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым
дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со
сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к
сердцу, если это им не удается. Либо доказывают свою состоятельность кулаками,
привлекая к себе хоть такое, негативное, внимание.
Возможно, вы думаете:
«Какая самооценка? моему малышу всего-то 5-6 лет!» Но, не торопитесь с
выводами. То, как ребенок оценивает самого себя, влияет на его мировосприятие,
отношения с окружающими – его ровесниками, родителями, будущими учителями и работодателями. Да-да,
не стоит удивляться и думать, что это будет не скоро. Не успеете оглянуться – и
ваш кроха вырастет. И то как он пойдет по жизни и чего сможет достичь, зависит
от того, насколько он уверен в себе и своих силах, то есть от его самооценки. А
формируется она с раннего детства, и огромное влияние на нее оказывают близкие
люди.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим:
"Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и
не научился!" Родители не задумываются над тем, что в первую очередь из их
оценок складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он
научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье
ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует
ему успех или неудача, так как маленький ребенок ещё не имеет четкого
представления о самом себе и воспринимает себя только сквозь призму
родительского восприятия. От того, каково отражение в этом «зеркале», и будет
зависеть уровень самооценки малыша.
Как
проявляется уровень самооценки в поведении? Активность, находчивость, бодрость,
чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества,
которые свойственны детям с адекватной
самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются
проигравшими. А, соответственно, чувствуют себя в школьной жизни комфортно и
быстро находят друзей.
А какая самооценка у вашего ребенка?
Давайте попробуем определить:
Завышенная самооценка
•Ребенок считает себя хорошим, верит, что он добьётся успеха при любых
обстоятельствах
•Очень злится, когда получает замечания
и не любит признавать свои ошибки
•Преувеличивает свои достоинства и не замечает собственные недостатки
•Уверен: он - звезда! И считает, что подкреплять свой высокий статус делами
вовсе не обязательно
•При этом не умеет дружить и часто относится к окружающим потребительски
Адекватная самооценка
•Ребенок реалистично оценивает себя ,
соотносит свои способности с задачами
разной сложности и с требованиями окружающих
•Он уверен в себе,но при этом самокритичен
•Доброжелателен, но умеет отстаивать собственное мнение
Низкая самооценка
•Считает, что другие дети гораздо лучше его, а он не достоин любви и
внимания
•Довольно замкнут и с трудом находит контакт со сверстниками
•При этом он добрый, сострадательный, никогда не идёт напролом и не
навязывает своё мнение
•Настолько боится что-то сделать не так, что даже не хочет прилагать усилий,
чтобы справится с задачей
•Во всем себя недооценивает
•Может быстро научиться манипулировать людьми: если всё равно все уверены,
что он ни на что не годен, зачем стараться?
Представьте
себе, что самооценка ребенка – нежное растение, которое без надлежащего ухода и
полива увянет, а при вложенных усилиях и внимании превратится в цветущий куст,
привлекающий своим ароматом и тенью чудесных птиц успеха.
Так что же
родители могут сделать для того, чтобы поддержать и направить, воспитать
адекватную самооценку?
- Хвалите
ребенка не только за хороший результат, но и за приложенные усилия. Это
побуждает его стараться, достигать успеха и закреплять уверенность в себе.
Важно чтобы похвала была искренней – дети очень чувствуют фальшь.
- Не
сравнивайте ребенка и его успехи с кем-то другим или чьими-то достижениями
(даже брата или сестры). Говорите только о нем самом: «Сегодня это получилось у
тебя лучше (хуже), чем вчера»
- Не
переходите на личности. Оценивайте только поступки ребенка, а не его
самого. Вместо: «Какой же ты лентяй!»,
скажите: «Мне жаль, что ты не подготовился как следует».
- Часто
родители предъявляют завышенные требования потому что это их способ воплотить свои
несбывшиеся мечты. Классический пример –
дитя, разучивающее часами гаммы, потому что так ОЧЕНЬ хотят его родители. Если
это ребенку не по силам и не по способностям, то это мешает росту и развитию юной личности.
Вот
несколько способов сказать так, чтобы малышу захотелось сделать что-то на
отлично:
- Для
меня важно всё, что тебя волнует, тревожит и радует
- Гораздо
лучше, чем я ожидал
- С
каждым разом у тебя получается всё лучше
- Ты
ловко это делаешь!
- Тут
мне без тебя не обойтись
- Мне
очень важна твоя помощь
- Я
горжусь тем, что тебе это удалось
- Работать
с тобой просто радость
- Ты
мне нужен именно такой, какой есть
- Я
счастлива, что ты у меня есть
И, пожалуй,
самое важное. Дети копируют наше поведение. И порой мы подаем им не самый лучший пример: бываем
слишком критичны, пессимистичны, ругаем себя и судьбу… Поработайте над своей
самооценкой, принимайте перипетии жизни как важные уроки. Дарите близким тепло
и заботу, поддерживайте друг друга. И будьте уверены – ребенок скопирует вас!
А история с Гришей закончилась очень
хорошо. Родители увидели свои ошибки и,
получив рекомендации от психолога, стали менять свое отношение к ребенку. И
Гриша, поняв, что любят его просто так, за то, что он у них есть, стал меняться
на глазах, радуя своим поведением и успехами родителей. Воспитатели тоже стали
поддерживать мальчика в его лучших начинаниях, и Гриша пошёл в первый класс
абсолютно уверенным в своих силах человеком.