Поиск

Как защитить психическое здоровье своей семьи во время пандемии коронавируса (COVID-19)

25/05/2020
736

Разговор с доктором Лизой Дэймур, экспертом в сфере подростковой психологии

Разговор с экспертом в подростковой психологии

ЮНИСЕФ: К вопросу об отвлекающих факторах: многим подросткам сейчас трудно будет устоять перед соблазном проводить все время у экранов компьютеров. Как родители и подростки могут лучше всего справиться с этим?

Д-р Дэймур: Я бы открыто поговорила с подростком и сказала: «Послушай, мы оба знаем, что у тебя сейчас уйма времени, но мы оба понимаем, что беспрепятственный доступ и постоянное сидение перед экраном/или в социальных сетях – это неправильное решение. Это вредно для здоровья, это нерационально, и это может усилить твоe беспокойство. Мы действительно думаем, что неограниченный доступ к социальным сетям при любых обстоятельствах является неразумным. То, что ты не ходишь в школу и не занят на уроках, совершенно не означает, что ты можешь всe свободное время проводить в социальных сетях». Я думаю, вы должны без обиняков сказать, что освободившееся от школьных занятий время никоим образом нельзя полностью проводить в интернете.

А затем спросите подростка: «Что нам с этим делать? Какими должны быть наши планы? Что ты предлагаешь делать во время этой новой нормы или новой – временной - нормы. Твой распорядок дня организован не так, как ты привык, подумай, как спланировать свой день, и тогда мы сможем обсудить это вместе».

ЮНИСЕФ: Является ли планирование дня ключом к поддержанию ощущения нормальной жизни?

Д-р Дэймур: Детям необходим распорядок дня. И точка. И нам всем нужно незамедлительно придумать совершенно новый распорядок дня, чтобы каждый из нас смог пережить эти дни. Поэтому я настоятельно рекомендую родителям разработать расписание на день, план того, как проводить время, и это может включать в себя время для игр, когда дети могут использовать телефоны и связаться со своими друзьями, что, конечно, они захотят сделать. Но у детей также должно быть время, свободное от использования технологий, время, когда они могут помочь с приготовлением ужина, время, чтобы выйти на улицу. Если у вас есть возможность выйти из дома, вы должны это сделать. Нам нужно подумать о том, что для нас сейчас является ценным и рациональным, и необходимо организовать день с учeтом именно этого. Большим облегчением для наших детей будет предсказуемость дня, когда они знают, что будет происходить днeм, когда они будут работать и когда могут посвятить время игре.

Я сказала бы, что для детей младше 10-11 лет родители должны составлять распорядок дня, а затем обговаривать его с ребeнком и принимать во внимание рациональные пожелания ребенка.

Что касается детей старше 10-11 лет, то я бы попросила ребeнка самостоятельно составить распорядок дня, посоветовав, что должен включать в себя распорядок дня, а затем вместе с ребенком доработать его.


ЮНИСЕФ: Какие советы Вы бы дали родителям, составляющим распорядок дня для детей младшего возраста?

Д-р Дэймур: Мы должны признать, что дети младшего возраста много сидят во время школьных занятий в течение дня, выдерживая определeнные эмоциональные нагрузки и раздражение, возникающие из-за большого числа находящихся рядом других детей; поэтому, конечно же, они не должны оказаться в такой же ситуации у себя дома. То есть я хочу сказать, что мы никоим образом, не должны недооценивать их потенциальные способности работать целенаправленно в домашних условиях.

Тем не менее, каждая семья лучше всех знает своего ребeнка, и это может быть идеальным вариантом - в зависимости от того, кто контролирует ребенка (я понимаю, что не каждый родитель намерен оставаться дома, чтобы это делать), - организовать их день так, чтобы всe, что нужно выполнить, было выполнено: все школьные занятия, все домашние дела. То есть в первую очередь выполнить то, что является необходимым, а затем то, что можно выполнить после этого. Для некоторых семей лучше, когда дети будут выполнять необходимые дела в начале дня.

Другим семьям может больше подойти режим дня, когда занятия начинаются немного позже, чтобы чуть дольше поспать, вместе насладиться продолжительным по времени завтраком, а затем начать заниматься в 10 или 11 утра. Каждая семья делает это по-своему. Я также хочу добавить, что некоторые люди не хотели бы озвучивать: «Мы в тупике». Насколько возможно, делайте то, что доставляет вам удовольствие. Например, если вы всей семьeй готовите блинчики на завтрак, а в обычный школьный день вы не могли себе такого позволить, и если все получают от этого удовольствие, то наслаждайтесь этим.

Если подытожить всe вышесказанное: детям нужна предсказуемость - столько, сколько вы можете предложить в такой ситуации. Так что не составляйте расписание дня на каждый день, после того как проснулись. Попробуйте составить распорядок или предварительный распорядок на неделю для всей семьи, а затем пересмотрите его в конце недели.

Когда дело касается болезненных ощущений, то единственный выход – их пережить.

ЮНИСЕФ: Насколько важно поведение самих родителей во время кризиса?

Д-р Дэймур: Родители, конечно, тоже тревожатся, и наши дети знают нас лучше, чем мы самих себя. Они будут принимать от нас эмоциональные сигналы. Я призываю родителей сделать всe возможное, чтобы справиться со своим беспокойством в своe свободное время и не перегружать детей своими страхами. Это может означать сдерживание эмоций, что порой бывает трудно для родителей, особенно если эмоции их переполняют. Я рекомендую родителям в таких случаях найти отдушину, которая поможет им справиться с собственным беспокойством. Мы должны помнить, что в такой ситуации дети являются пассажирами, а мы ведeм машину. И поэтому, даже если мы чувствуем тревогу и беспокойство, что конечно же будет происходить, мы всегда должны сделать всe возможное для того, чтобы это не помешало детям чувствовать себя в безопасности в нашей машине.

ЮНИСЕФ: Следует ли родителям регулярно интересоваться у детей их самочувствием или это может усилить их беспокойство?

Д-р Дэймур: Я думаю, что все зависит от ребeнка. Некоторые дети всe держат в себе, поэтому родителям будет полезно спросить: «Как дела?» или «Что ты слышал?» Другие дети могут говорить об всем без конца. Нам нужно найти правильный баланс между выражением эмоций и их сдерживанием. С одной стороны, вы хотите выражения чувств, особенно в то время, когда мы ожидаем от детей проявления сильных чувств, но с другой стороны, вам бы хотелось, чтобы эти эмоции были сдержанными и контролируемыми. Поэтому, если ваш ребeнок очень эмоционален, вы будете работать над сдерживанием его эмоций. Если же ваш ребeнок умеет себя сдерживать, то вы поможете ему выражать его чувства.

ЮНИСЕФ: Дети могут чувствовать беспокойством по поводу инфицирования вирусом, однако они испытывают неловкость обсуждать это со своими родителями. Как родителям следует обсуждать эту проблему с детьми?

Д-р Дэймур: Родители должны спокойно и продуманно разговаривать со своими детьми о коронавирусной инфекции (COVID-19) и о той важной роли, которую дети могут сыграть в поддержании своего здоровья. Сообщите им, что в какой-то момент у кого-либо [у вас или ваших детей] могут появиться симптомы, которые иногда очень похожи на симптомы простуды или гриппа, и что не нужно чрезмерно бояться этого. Родителям следует поощрять своих детей рассказывать им о своем плохом самочувствии или тревоге из-за того, что они могут заразиться вирусом, чтобы родители вовремя смогли оказать им соответствующую помощь.

Взрослые могут разделять чувства детей, которые испытывают легко объяснимое беспокойство в связи с COVID-19. Убедите своих детей в том, что COVID-19 обычно протекает в лeгкой форме, особенно у детей и молодых людей. Также важно помнить, что можно самостоятельно справиться со многими симптомами COVID-19. Во всех случаях необходимо напоминать детям о существовании различных эффективных способов самозащиты и защиты окружающих, которые помогут держать ситуацию под контролем. Они не сложны: необходимо часто мыть руки, не прикасаться к лицу и практиковать социальное дистанцирование.

ЮНИСЕФ: Существует много недостоверной информации о коронавирусной инфекции (COVID-19). Что могут сделать родители, чтобы помочь противостоять этой дезинформации?

Д-р Дэймур: Начните с выяснения того, что дети слышали или что они считают правдой. Недостаточно просто предоставить ребeнку факты. Если ваш ребeнок где-то услышал или прочитал какую-то недостоверную информацию или новость, он смешает еe с новой информацией, которую вы предоставите, и это всe может превратиться в чудовищное для него понимание ситуации. Поэтому спросите ребенка: «Что ты слышал? Что говорили, когда ты общался с детьми в социальных сетях или когда последний раз был на игровой площадке?» Выясните, что дети уже знают, и отталкивайтесь от этого, чтобы направить их мысли в правильное русло. По этой причине взрослые должны настоятельно рекомендовать детям доверять только надeжным источникам [таким как веб-сайты ЮНИСЕФ и Всемирной организации здравоохранения] и обращаться только к ним для получения информации или для проверки любой информации, которую они могут получать из менее надeжных источников.

ЮНИСЕФ: Как родители могут поддержать своих детей, которые огорчены в связи с отменой интересующих их событий и мероприятий?

Д-р Дэймур: Позвольте им погрустить и не пытайтесь вызвать у них чувство вины. Не говорите им: «У других людей ситуация намного хуже, чем у тебя». После таких слов ребeнок может огорчиться и почувствовать себя виноватым! Это не исправит ситуацию. Вместо этого скажите ему: «У тебя правильная реакция. Это действительно очень неприятно. Ты не можешь встречаться с друзьями. Ты не сможешь провести весну в кампусе колледжа. Ты не сможешь принять участие в конференции, к которой готовился шесть месяцев». В жизни подростка это большие потери. И ещe одно, что взрослые должны помнить: мы никогда не сталкивались ни с чем подобным, а ведь мы прожили на этом свете достаточное количество лет. Дети тоже никогда не сталкивались ни с чем подобным, но они намного моложе. Нарушение привычного образа жизни продолжительностью в четыре месяца для подростков - это очень долгий период, и дети его запомнят. Это имеет для них большее значение, чем для нас.

Один год жизни подростка подобен семи годам жизни взрослого. Поэтому мы должны переживать вместе с детьми эти вынужденные потери. Это был бы их первым и единственным выпускным вечером в жизни в связи с окончанием школы, который больше никогда не повторится, это был бы их второй весенний семестр в кампусе, который может больше не повториться. Это масштабные потери. Даже если эти потери не катастрофические, они на самом деле вполне естественно расстраивают подростков. Поэтому я попросила бы родителей с терпением и пониманием относиться к тому, что подростки сильно опечалены потерями, что наблюдается и у других детей в подобных ситуациях. Вчера я встретила около шести подростков, которые покидали школу. Они были очень расстроены. Я им сказала: «Позвольте себе грустить. Это действительно отвратительно, это противно, и вы имеете полное право грустить. Когда дело касается болезненных ощущений, то единственный выход – их пережить. Когда мы позволяем людям грустить, их состояние обычно улучшается быстрее. Итак, сочувствие, сопереживание, поддержка и ещe раз поддержка. Наши дети это заслужили. Наша работа как взрослых заключается в том, чтобы обеспечить все это детям. У них правильная реакция. Никто из нас не хотел бы оказаться в такой ситуации.

ЮНИСЕФ: Какие рекомендации Вы дадите подросткам, чувствующим себя одинокими и оторванными от друзей и занятий?

Д-р Дэймур: Здесь мы можем по-новому оценить социальные сети! Хотя у взрослых предвзятое отношение к пользованию подростками социальными сетями, подросткам всe же нравится и хочется общаться там со своими друзьями. Необходимо соблюдать социальное дистанцирование, и вот вам такой прекрасный выход из ситуации! Они могут проводить в сетях время со своими друзьями! Кроме того, я не стала бы недооценивать творческий потенциал подростков. Могу предположить, что они найдут новые способы общения и игр друг с другом в интернете, отличающиеся от тех, которые они использовали раньше. И поэтому я сейчас не стала бы негативно относиться ко всем социальным сетям. Я просто позаботилась бы о том, чтобы дети не проводили всe своe время в социальных сетях, потому что это одинаково вредно для всех.

ЮНИСЕФ: Какие способы подростки могут использовать, чтобы справиться со сложными чувствами и позаботиться о своем психическом здоровье?

Д-р Дэймур: Я думаю, каждый ребeнок будет делать это по-своему. Некоторые дети могут заняться искусством, другие захотят поговорить со своими друзьями, разделяя с ними чувство грусти, и таким образом испытать чувство сопричастности и единения в то время, когда они не могут физически общаться друг с другом. Другие дети захотят найти способы доставить еду в банки продовольствия. Просто почувствуйте и узнайте, что нужно вашему ребeнку, хорошо подумайте, как сбалансировать разговоры о чувствах с поиском отвлекающих методов, и используйте такие методы по назначению, когда детям нужно отвлечься от негативных чувств.

ЮНИСЕФ: Некоторые дети сталкиваются с насилием в школе или в интернете в связи со вспышкой коронавирусной инфекции. Что делать ребeнку, если он подвергается травле?

Д-р Дэймур: Активная позиция свидетелей – это лучший способ справиться с любым видом травли. В соответствии с этим все родители должны сказать своим детям, что, если они становятся свидетелями травли, они должны обратиться к жертве или найти взрослого, который может помочь в этой ситуации.

ЮНИСЕФ: Как родители могут максимально эффективно использовать время в условиях сложившейся ситуации? Если мы можем быть рядом со своими детьми, как мы можем весело провести время, оставаясь дома?

Д-р Дэймур: У меня две дочери. Мы с семьeй решили, что каждый вечер одна команда будет ответственна за приготовление ужина. Мы составляем для этого график. В команде. Иногда это я и мой муж, а иногда - это я и одна из моих дочерей. Мы будем меняться парами. Моя старшая дочь - подросток, а моя младшая дочь учится в начальной школе, так что будут вечера, когда они обе будут ответственны за приготовление ужина. И так мы будем готовить семейный ужин по очереди. У нас зачастую нет времени готовить ужин всей семьeй, вместе наслаждаться этим процессом, а сейчас появилась такая прекрасная возможность, и мы воспользуемся ею.

Я составила список того, что я хочу сделать: прочитать по списку интересующие меня книги, сделать также то или другое. Я хочу научить мою младшую дочь вязать, так как она постоянно просила меня об этом, и, если она не потеряет интерес, мы будем вязать! Мы думаем устраивать вечер кино каждые три-четыре дня и решили, что команда, отвечающая за приготовление ужина, будет выбирать фильм. У каждой семьи свой уклад и культура, и сейчас задача заключается в том, чтобы эффективно спланировать свой каждый день, наполнить его полезными и интересными событиями, придумывать и изобретать. Но мы можем сделать это, потому что это то, что нужно нашим детям.

Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Как определяется место жительства ребенка после развода родителей?Читать статью
Сервис покупок за рубежомЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.