Ну как не позавидовать мамам и папам, чьи дети справляются с домашним заданием легко и быстро! А другим, бывает, позвонишь вечером, спросишь, чем они занимаются, а в ответ слышишь: «Уроки делаем». И так изо дня
в день. Согласитесь, что это ненормально, и помощь в подобном случае нужна не только детям, но и их родителям.
Как-то раз в беседе с первоклассниками одной из гимназий психологи задали им вопрос: «Что вам меньше всего нравится в школе?» Ответы поражали своим единодушием: «Домашние задания». Конечно, маленьких школяров можно понять. Ведь на уроках учителя стараются как-то заинтересовать своих подопечных, обучают различным предметам в занимательной форме. А дома малыш оказывается один на один порой с непосильным или пугающим невероятной сложностью заданием, с которым ему надо справляться самому и при этом все время помнить о неотвратимости наказания на следующий день, если домашняя работа не будет выполнена.
Многие педагоги, что греха таить, считают — чем больше они зададут на дом, тем лучше ребенок усвоит тему. Но психологи опровергают такое мнение, призывая уделять больше внимания не увеличению объемов домашней работы, а тому, какую пользу она приносит школьнику.
За последние десятилетия школьная реформа в вопросах целесообразности заданий на дом колебалась подобно маятнику. То учителя сводили до минимума домашнюю работу, то, наоборот, придавали большое значение самостоятельному изучению школярами различных предметов. Как бы там ни было, уроки на дом пока задают, а значит, и существуют проблемы, с этим связанные.
Психологам известны множество семей, где ежедневный многочасовой марафон по решению задач и написанию сочинений приводил в изнеможение не только самого ученика, но и всех членов семьи. Можно легко представить себе «пользу» от таких мероприятий. А ведь существуют более тяжелые случаи, когда учитель,
расписываясь в своей полной профессиональной несостоятельности, превращает домашнее задание в наказание. Например, один педагог потребовал от второклассника, чтобы тот написал дома сто раз фразу: «Я больше не буду разговаривать на уроке». Какая же непосильная нагрузка легла на еще не окрепший мозг мальчугана и его слабые пальчики! Специалисты считают, что в первый год обучения задания на дом должны быть минимальными. Рекомендованная норма для 1-го класса — 10 минут, дальше в каждом классе надо прибавлять еще по 10 минут, доведя продолжительность домашних занятий до одного часа у шестиклассников.
Что же кроется за бесконечными каждодневными сидениями над учебниками?
Безусловно, в основном это вызвано необходимостью увеличить объем информации, которая может потребоваться современным детям в их дальнейшей жизни. Правда, это понятие абстрактное. А на практике многие родители просто мечтают увидеть свое чадо студентом престижного вуза и понимают, что для этого нужны глубокие знания. Поэтому пусть и жалеют взрослые бедных детишек, но против увеличения нагрузки все же не возражают. И педагоги довольны: родители видят уже по количеству задаваемого на дом, что они не даром свой хлеб едят.
Вот только количество-то как раз и не самое главное в этом деле. Главным должно быть прежде всего качество выполняемой работы. Лучше всего, считают психологи, когда домашнее задание в первые учебные годы поощряет не механическую зубрежку, а запоминание материала на основе его ясного и четкого понимания. Кроме того, большую пользу приносят такие задания, на выполнение которых требуется несколько дней. Они учат ребенка планировать свое время и соблюдать последовательность в действиях. Если у маленького школяра к 3—4-му классу выработается устойчивая привычка добросовестно выполнять домашние уроки — например, делать их всегда в одно и то же время или не коситься одним глазом на экран телевизора, решая задачу, — то, как считают психологи, он легко утвердится в мысли о том, что уже способен достичь какого-то успеха самостоятельно. А жить с такой мыслью довольно приятно.
Родителям, которые хотят помочь своим детям в этом нелегком, но, увы, неизбежном мероприятии, психологи дают несколько советов.
— Если ваш ребенок ни на что не жалуется, но при этом вы однажды замечаете, что он не может выполнить домашнее задание или выглядит после этого обеспокоенным, то попробуйте понаблюдать за ним несколько дней. В первую очередь убедитесь, что он действительно сосредоточен — без этого условия успеха не ждите. Может быть, маленький ученик за те два часа, что он просидел за письменным столом, успел пересчитать всех ворон на дереве за окном и по движению облаков на небе определить, куда дует ветер, зато дроби так и остались не сложенными? А может быть, он через каждые пять минут бегает на кухню за соком или бананом, а когда возвращается, то уже не помнит, над чем только что трудился? От таких занятий проку, конечно, мало.
— Если ваш ребенок не понял, что ему задали в школе, позвоните родителям его одноклассников, а еще лучше — учительнице и выясните это сами. Став старше, он тоже будет так делать, а пока вы помогите ему.
— Если вы считаете, что домашнее задание не под силу вашему малышу, обязательно скажите об этом его учителю. Вы должны действовать с педагогом как единомышленники, согласованно. Возможно, он как-то облегчит задание или уменьшит его объем.
— Ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать домашнее задание за своего ребенка! Мало того, что он не получит нужные ему знания, это посеет в его душе сорняки лени. Лучше задайте ему несколько наводящих вопросов, чтобы направить мысли в нужное русло, или в крайнем случае разделите задание на несколько частей и попросите выполнить каждую из них в предложенной вами последовательности.
Желаем успеха!