Пусть детство еще продлится?..
24/12/2010
СТЕПАНОВА Марина
126

Каждый новый этап в жизни ребенка — поступление в ясли, переход в детскийи сад — сопряжен с серьезными эмоциональными переживаниями. А начало школьной жизни?.. О том, насколько ребенок готов к тому, чтобы пойти в школу, врачи, как правило, судят по его психоэмоционально-му развитию и состоянию здоровья. Но почему-то одни дети легко адаптируются к новым условиям и вольготно себя в них ощущают, а другие привыкают долго. Об этом нам рассказывает заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Марина Исааковна СТЕПАНОВА.


 Несомненно, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей без исключения. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задание учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Однако большая часть детей довольно быстро, в течение первой четверти, преодолевает неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма. Их физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Они успешно учатся без всякого ущерба для своего здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год и даже дольше.
В чем же причина затрудненной адаптации детей к школе? Одной из самых главных специалисты считают несоответствие их функциональных возможностей дошкольников требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у малышу отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. Еще более ста лет назад были предприняты попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, «школьную зрелость». «Школьная зрелость» (более точное определение — морфофункциональная готовность ребенка к обучению в школе) — это не что иное, как необходимый уровень развития школьно-необходимых функций, который позволяет малышу без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой. Недостаточная «школьная зрелость», или функциональная неготовность к обучению, чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии, касающимся только тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего это относится к развитию психики ребенка, быстроты, а кроме того, прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, или, говоря проще, хорошо и правильно воспринимает речь говорящего.
Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Очень важна и способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую «рабочую» позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко их неуспехи в учебе растягиваются на несколько лет. Но если бы «школьная зрелость» вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Однако у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает и здоровье: они чаще болеют, у многих формируются невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать
готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.


Когда пойти учиться?
Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста. Вполне понятно, что готовность к школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди шестилеток количество «незрелых» весьма велико — почти половина. И год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 года «незрелых» детей уже намного меньше — 23—30%, а среди 7-летних — всего 10—15%.
Эти результаты позволили гигиенистам принять решение о возрасте приема детей в школу. Согласно современному законодательству (Санитарные правила 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений») ребенок может быть принят в первый класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 мес. Шестилетние дети (до 6,5 года) могут быть приняты в школу или учебно-воспитательный комплекс (УВК) только в том случае, если образовательное учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких малышей.
Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники в случае, если ребенок не посещает детский сад. Рекомендуется проводить диагностику «школьной зрелости» дважды. Первый раз в октябре—ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей, плановой диспансеризацией. В результате, если у дошкольника выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций, например, проблемы с моторикой, речью, есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4—5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.
Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что по большинству показателей у мальчиков и девочек не обнаружено различий в уровне зрелости, за исключением одного — развития моторики. Девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, почерк обычно лучше.
Повторную диагностику проводят в апреле—мае. Она уже позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе, к сожалению, выполняется далеко не всегда. Однако ситуация не безнадежна. Во-первых, если ваш ребенок посещает детский сад, опытный воспитатель с большей степенью точности может определить слабое звено в развитии малыша. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские психологи, и они тоже могут помочь. Сходите с ребенком на консультацию к школьному психологу. Важно только сделать это заранее, чтобы при необходимости иметь в запасе время на проведение коррекционных мероприятий. Что делать, если окажется так, что ваше чадо к началу учебного года оказался «незрелым»? Если будущему ученику 6,5 года — повремените со школой. Если к началу учебного года ребенку исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, частые обострения и т.д.), то и в этом случае лучше отложить учебу в школе еще на год. Если такой возможности нет и вы все-таки собираетесь отдать дочь или сына в школу, имеет смысл предпочесть щадящий вариант обучения: 4-летняя начальная школа, учебно-воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класс компенсирующего обучения.
«Незрелость» ребенка не может быть причиной отказа приема на обучение в школу, однако следует помнить, что в этом случае ответственность за его здоровье несете вы.

Вам также будет интересно
Шпаргалка для мамы: как эффективно и правильно согреть замерзшего малышаЧитать статью
До трех еще раноЧитать статью
Как выбрать пальто на зиму?Читать статью
«Медленные» дети. Советы психологаЧитать статью
Быстрая доставка продуктов на домЧитать статью
Что подарить детям на Новый год 2021Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.