Поиск

Пусть детство еще продлится?..

24/12/2010
СТЕПАНОВА Марина
569

Каждый новый этап в жизни ребенка — поступление в ясли, переход в детскийи сад — сопряжен с серьезными эмоциональными переживаниями. А начало школьной жизни?.. О том, насколько ребенок готов к тому, чтобы пойти в школу, врачи, как правило, судят по его психоэмоционально-му развитию и состоянию здоровья. Но почему-то одни дети легко адаптируются к новым условиям и вольготно себя в них ощущают, а другие привыкают долго. Об этом нам рассказывает заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Марина Исааковна СТЕПАНОВА.


 Несомненно, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей без исключения. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задание учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Однако большая часть детей довольно быстро, в течение первой четверти, преодолевает неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма. Их физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Они успешно учатся без всякого ущерба для своего здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год и даже дольше.
В чем же причина затрудненной адаптации детей к школе? Одной из самых главных специалисты считают несоответствие их функциональных возможностей дошкольников требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у малышу отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. Еще более ста лет назад были предприняты попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, «школьную зрелость». «Школьная зрелость» (более точное определение — морфофункциональная готовность ребенка к обучению в школе) — это не что иное, как необходимый уровень развития школьно-необходимых функций, который позволяет малышу без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой. Недостаточная «школьная зрелость», или функциональная неготовность к обучению, чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии, касающимся только тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего это относится к развитию психики ребенка, быстроты, а кроме того, прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, или, говоря проще, хорошо и правильно воспринимает речь говорящего.
Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Очень важна и способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую «рабочую» позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко их неуспехи в учебе растягиваются на несколько лет. Но если бы «школьная зрелость» вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Однако у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает и здоровье: они чаще болеют, у многих формируются невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать
готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.


Когда пойти учиться?
Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста. Вполне понятно, что готовность к школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди шестилеток количество «незрелых» весьма велико — почти половина. И год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 года «незрелых» детей уже намного меньше — 23—30%, а среди 7-летних — всего 10—15%.
Эти результаты позволили гигиенистам принять решение о возрасте приема детей в школу. Согласно современному законодательству (Санитарные правила 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений») ребенок может быть принят в первый класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 мес. Шестилетние дети (до 6,5 года) могут быть приняты в школу или учебно-воспитательный комплекс (УВК) только в том случае, если образовательное учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких малышей.
Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники в случае, если ребенок не посещает детский сад. Рекомендуется проводить диагностику «школьной зрелости» дважды. Первый раз в октябре—ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей, плановой диспансеризацией. В результате, если у дошкольника выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций, например, проблемы с моторикой, речью, есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4—5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.
Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что по большинству показателей у мальчиков и девочек не обнаружено различий в уровне зрелости, за исключением одного — развития моторики. Девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, почерк обычно лучше.
Повторную диагностику проводят в апреле—мае. Она уже позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе, к сожалению, выполняется далеко не всегда. Однако ситуация не безнадежна. Во-первых, если ваш ребенок посещает детский сад, опытный воспитатель с большей степенью точности может определить слабое звено в развитии малыша. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские психологи, и они тоже могут помочь. Сходите с ребенком на консультацию к школьному психологу. Важно только сделать это заранее, чтобы при необходимости иметь в запасе время на проведение коррекционных мероприятий. Что делать, если окажется так, что ваше чадо к началу учебного года оказался «незрелым»? Если будущему ученику 6,5 года — повремените со школой. Если к началу учебного года ребенку исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, частые обострения и т.д.), то и в этом случае лучше отложить учебу в школе еще на год. Если такой возможности нет и вы все-таки собираетесь отдать дочь или сына в школу, имеет смысл предпочесть щадящий вариант обучения: 4-летняя начальная школа, учебно-воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класс компенсирующего обучения.
«Незрелость» ребенка не может быть причиной отказа приема на обучение в школу, однако следует помнить, что в этом случае ответственность за его здоровье несете вы.

Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Как определяется место жительства ребенка после развода родителей?Читать статью
Сервис покупок за рубежомЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.