Поиск

Плюсы и минусы уроков валеологии

07/10/2008
ШИШОВА Татьяна
833

  Все мы желаем своим детям благополучия. Только понимаем его по-разному. Взять, к примеру, проблему детского здоровья. Нет родителя, который не хотел бы, чтобы его дети были здоровы. И школа тоже озабочена тем, что у нас с каждым годом здоровых детей все меньше. Сильно возрос процент детской близорукости и искривления позвоночника, и с желудком у ребят плоховато, и с нервами. Поэтому во многих школах стали вводить так называемые уроки здоровья, здорового образа жизни, или валеологии (от латинского vale — «будь здоров»). На них детям рассказывают об устройстве и правильном функционировании организма и о том, какие болезни можно нажить, если не придерживаться здорового образа жизни. Ребят с малолетства учат заботиться о своем здоровье.
     «Прекрасная идея! — скажете вы вслед за многими мамами и папами. — Нам некогда, мы работаем.
Конечно, мы обеими руками «за»!»   Однако, как выясняется, такие уроки —    палка о двух концах.

     В этой статье мнение об уроках валеологии детского психолога Татьяны Шишовой. Редакция обращается с просьбой к преподавателям валеологии высказать свою точку зрению на эту тему.

     Нездоровый – значит, несчастный
     В некоторых учебниках так прямо и говорится: «Здоровье — главная ценность. Нездоровый человек не может быть по-настоящему счастлив». Но даже если текст звучит не столь категорично, все равно педалирование темы здоровья и опасности болезни приводит к тому, что в детской голове прочно укореняется связь: «нездоровый — значит, несчастный». А теперь представьте себе, как такую информацию воспримет ребенок с шатким здоровьем. Не инвалид, а ослабленный, часто простужающаяся девочка или мальчик-аллергик. До уроков здоровья им, скорее всего, и в голову не приходило считать себя несчастными из-за своих болячек. И это совершенно нормально. Дети вообще не склонны зацикливаться на неприятном. Они легко переключаются, отвлекаются, утешаются, умеют радоваться пустякам.
     Как говорится в пословице, «Детские слезы — легкие слезы». И это не просто особенность детской психики, а залог выживания. Как хрупкие плечики ребенка не вынесут тяжелой ноши, так и детская психика может надломиться от непосильной нагрузки, от тягостных, гнетущих эмоций. Поэтому заботливые родители стараются наполнить детскую жизнь радостью, до поры до времени оградить ребят от невзгод.

     Здоровье — главная ценность
     Кажется, правильно. Что может быть важнее здоровья?
     Недаром, поздравляя нас с каким-либо праздником, именно с него начинают список пожеланий. «Главное — здоровье. Остальное приложится». Но давайте представим себе человека, который с детства усвоил, что на свете нет ничего ценнее этого. И общество, состоящее из таких людей. Кто будет тогда работать пожарниками, спасателями, милиционерами, служить в армии, открывать новые месторождения, лечить инфекционных больных? Ведь все это может нанести ущерб здоровью.
     Ну а уж о тяготах, выпадающих на долю каждой матери, которой приходится по ночам вставать к заплакавшему младенцу, и говорить нечего. Какой тут полноценный отдых, какой режим дня?!
     Концентрация на здоровье ведет к развитию эгоизма. А эгоизм, как это ни парадоксально, всегда выходит боком не только окружающим, но и самому эгоисту. Ведь эта малоприятная черта обрекает человека на одиночество и соответственно беззащитность. А значит, в конечном счете на еще больший вред для здоровья! Депрессии, аутизация, неврозы, так называемый уход в болезнь, когда человек подсознательно хочет заболеть, отгораживаясь этим от реальности, развитие на нервной почве самых разных психосоматических заболеваний — вот далеко не полный перечень опасностей, подстерегающих людей, которые слишком много пекутся о себе.
     Конечно, не все дети дают острую реакцию на услышанное, но почти у всех хотя бы на какое-то время возрастают страхи и тревожность.

     Установочная информация
     Кто-то возразит, что советы по укреплению здоровья сейчас можно встретить почти в любом периодическом издании. В том числе и для детей. Какая разница, прочитает это ребенок в журнале или в учебнике, почерпнет из урока или из телепередачи? Но на самом деле разница есть, причем огромная. Журналы, теле- и радиопередачи воспринимаются нами как нечто дополнительное, развлекательное. Их можно не читать, не смотреть, не слушать. А главное, вовсе не обязательно разделять точку зрения авторов.
     Урок — совсем другая статья. На что мы нацеливаем первоклассника, собирая его в школу? «Внимательно слушай учительницу, делай, как она скажет, старайся побольше запомнить, не отвлекайся на уроках». То есть знания, которые ребенок получает на уроке, являются для него обязательными, установочными. Он сориентирован на их безоговорочное принятие.

     Уроки Мойдодыра
     Школьное расписание не резиновое. Значит, «уроки Мойдодыра» идут либо дополнительно — а дети и так перегружены! — либо вместо более важных занятий. Например, ребятам урежут часы, отведенные на русский язык или математику.
     Если послушать учителей-валеологов, которым, естественно, хочется, чтобы их предмет прочно вошел в сетку занятий, то современные родители не в состоянии обучить детей ничему.
     Даже чистке зубов. Как будто это сплошные бомжи и алкоголики, допившиеся до полного слабоумия. Но у таких родителей дети обычно в школу не ходят. А валеология вводится чаще всего в элитарных лицеях и гимназиях. Спрашивается, где тут логика? Не лучше ли вместо разучивания графоманских стишков про здоровые зубы и рекламы зубной пасты той фирмы, которая спонсирует очередную «оздоровительную» программу, почитать стихи Пушкина или провести лишний урок физкультуры?

     Как хорошо писать пером
     Вопрос вполне закономерный: что же нужно детям для реального оздоровления? А нужно не так уж много: поменьше слов и побольше дела. Не рассказывать ребенку о пользе молочных продуктов, а дать лишний стакан   молока.
     Не пугать последствиями нарушения осанки, а научить комплексу эффективных упражнений и, главное, так организовать учебный процесс, чтобы маленькие дети не превращались во вьючных животных, таская тяжеленные рюкзаки с учебниками.
     Очень интересную методику оздоровления детей разработал двадцать с лишним лет назад доктор медицинских наук профессор Базарный. В тех школах, где она применяется, почти нет близоруких школьников, а об искривлениях позвоночника знают лишь понаслышке. И это в наше время, когда к старшим классам сколиоз диагностируется почти у всех, и примерно полкласса надевает очки! В Республике Коми по методу Базарного занимается 500 школ, и результаты везде потрясающие.
     Есть одна такая школа и в Москве. Интересно, что здесь решили устроить этот эксперимент в так называемом коррекционном классе, куда набрали детей из неблагополучных семей — педагогически запущенных, с задержками развития. Так вот, к концу начальной школы коррекционный класс сравнялся по успеваемости с лицейским, в котором не применялись методики Базарного. А к десятому классу намного опередил его по показателям не только физического, но и психического здоровья!
     Вкратце суть методики сводится к следующему. В течение урока дети несколько раз меняют позу: пишут то сидя, то стоя за партой, которая быстро превращается в конторку. Это позволяет уменьшить нагрузку на позвоночник. Каждые пятнадцать минут на потолке в классе зажигаются разноцветные лампочки: огоньки выписывают круги, восьмерки. Дети отрываются от тетрадок и следят за бегом огоньков — это простая, но очень полезная гимнастика для глаз, позволяющая сохранить хорошее зрение.
     А еще в классах Базарного школьники несколько лет пишут не шариковыми, а перьевыми ручками. «Переход к шариковым ручкам сильнейшим образом подорвал здоровье детей», — не устает повторять профессор. Вы спросите почему? Попробуйте-ка сами писать пером, улегшись щекой на тетрадь и выгнув спину буквой S, как делает множество первоклашек. Ничего не получится — насажаете клякс. А шариковой ручкой можно писать хоть сидя, хоть лежа. Кроме того, учась писать перьевой ручкой, первоклашки учатся чередовать нажим с тоненькой, так называемой волосяной, линией. И это не только развивает мелкую моторику (а значит, способствует развитию определенных структур мозга), но и улучшает сердечно-сосудистую деятельность, поскольку рука ребенка движется в такт сердцу.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.