В стране невыученных уроков. Как делать уроки с первоклашкой?
В стране невыученных уроков. Как делать уроки с первоклашкой?
07/10/2008
БАУРОВА Наталья
153

Делаем уроки с малышом

 

Где?
Еще летом нужно подготовить место, где ребенок будет заниматься. Довольно часто первоклассник делает уроки на кухне под присмотром мамы, занятой приготовлением ужина. В результате у мамы подгорает еда, а у ребенка в тетрадках появляются крошки и жирные пятна. Для домашней работы школьнику нужен собственный стол и стул, соответствующие его росту.

 

Выбираем стол и стул

Ошибка:
  • стол и стул куплены «на вырост» - малышу при письме необходимо тянуться вверх, ноги при этом болтаются и нарушают равновесие тела. Результат:
  • об аккуратности в тетрадках можно и не мечтать;
  • нарушается осанка, появляются боли в пояснице и развивается сколиоз.
А что покупать-то?
  • стол-трансформер (меняется высота и угол наклона столешницы). Высота - немного выше локтя стоящего рядом ребенка. Когда он сидит, край стола должен быть на 2-3 см выше согнутого под прямым углом локтя. В таком положении школьник во время занятий будет сохранять удобную позу и выработает правильную осанку.
  • Стул с поднимающимся сиденьем. Желательно с высокой и упругой спинкой. Оптимальная высота - ноги ребенка, согнутые в коленях под прямым углом, полной ступней (а не носочками) упираются в пол. Если малыш не достает ногами до пола - необ- ходимо сделать специальную подставку.
Важный момент - освещение рабочего места. Стол должен стоять у окна. Но осенью и зимой естественного света уже недостаточно. Настольная лампа (желательно люминесцентная) должна располагаться слева от ребенка и обеспечивать равномерное освещение. Не экономьте на настольной лампе: недостаток освещения провоцирует нарушение зрения и может стать причиной головных болей. Правильно говорят, «где редко бывает солнце, туда часто заглядывает врач».

Когда?
Первокласснику необходим строгий режим учебы и отдыха. Многие родители «подстраивают» ребенка под свой график. В результате он приступает к урокам не в период максимальной работоспособности, а когда уже нет сил и трудно сосредоточиться. В идеале родители должны подстраивать себя под ребенка. Необходимо определить конкретное время, в которое он будет садиться за уроки.
Сразу после школы дайте малышу пообедать и отдохнуть - пусть пару часов поиграет. Самое плодотворное время для домашнего задания - с 15 до 17 часов. После шести вечера сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается и умственные занятия бесполезны.


Дипломатический ход
Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание - это его обязанность. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за уроки. Только в назначенный час не прерывайте его во время игры, иначе необходимость делать уроки будет ассоциироваться с помехой играм. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую.


Сколько?
Первоклашке желательно делать уроки с перерывами: 20 минут поделал письменное задание, 10 - устное. Большинство учителей считают, что на выполнение домашнего задания ребенок должен тратить 40-60 минут. Но все дети разные: то, что один делает за 20 минут, другой выполняет больше часа.


Гуманизм уместен
Если малыш регулярно и долго просиживает над домашними заданиями, предложите ему помощь - подчеркните цветным карандашом буквы/цифры, нарисуйте, объясните другими словами.


Как?
Перед выполнением уроков достаньте из портфеля все необходимые учебники и тетради. Сложите их на один край стола. По мере выполнения заданий перекладывайте учебники и тетради на другой край стола. Так ребенок будет видеть, сколько он уже сделал и сколько еще осталось. Нельзя начинать делать уроки с самого трудного. Лучше начинать с письменных заданий средней сложности, потом выполнять то, что посложнее, а знакомое ребенку с детского сада (например, рисование), он сумеет сделать и после неизбежного спада внимания.


Учим плавать - бросаем в воду?
Пытаемся приучить малыша к самостоятельности и только проверяем уже выполненные уроки? Но первоклашки еще не всегда понимают смысл задания, и им надо обязательно помогать. Лучше всего сразу договориться: я не буду сидеть с тобой, но я всегда рядом. Будет что-то непонятно - зови меня. Нежелательно следить за каждым движением и приговаривать: не туда пишешь, не так рисуешь, подумай хорошенько.
Если у ребенка что-то не получается, не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к решению, но окончательный ответ он должен дать сам. И обязательно его похвалите: «Видишь, какой ты молодец. Я тебе немного помогла - и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появится позитивная установка: «Я сам все могу». Обращайте внимание на то, что он сделал правильно, а не на то, где ошибся. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то отмечайте, как он здорово считает, а если будет стараться, то обязательно научится так же хорошо писать. В ваших силах внушить первокласснику желание учиться.


Наш находчивый жирафик
Не обзывайте ребенка смешными прозвищами, если он что-то плохо делает. Чтобы избежать насмешки, ваш малыш вообще перестанет выполнять проблемные задания или смирится со своим прозвищем и не захочет добиваться хороших результатов.


Найти подход
Наши малыши, как и все мы, делятся на 3 группы по способу усвоения информации: аудиалы (усваивают через слушание), кинестетики (обучаются в основном через активные действия) и визуалы (воспринимают информацию с помощью зрения)


Ребенок- аудиал. Какой?
  • обладает обширным словарным запасом и хорошей памятью.
    Как делать уроки?
  • пусть несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать диктофон
Ребенок-кинестетик. Какой?
  • должен постоянно двигаться, не может обойтись без жестикуляции
    Как делать уроки?
  • совместить процесс обучения с деятельностью. Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки.
    Нельзя!
  • насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать - он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Ребенок повзрослеет и научится следовать установленным нормам поведения.
Рекомендации отдела начального образования Академии педагогических наук по выполнению домашнего задания для первоклашек
- Учителя не обязаны задавать домашнее задание (во многих школах его не задают).
- Ребенок должен тратить на выполнение домашнего задания не более 1,5 часов в день.
Ребенок-визуал. Какой?
  • Во время объяснения или обдумывания рисует в тетрадке абстрактные картинки.
    Как делать уроки?
  • ему необходимо все самостоятельно записать, чтобы запомнить. Лучше всего будет воспринимать материал в виде таблиц и рисунков
    Нельзя!
  • запрещать рисовать - так ему легче сосредоточиться.
Благодарим за помощь в подготовке материала Академию педагогических наук РФ
Вам также будет интересно
О гармоничных точках соприкосновения у детей рассказывает Юлия Борисовна Гиппенрейтер Читать статью
Роскачество исследует творожные сыркиЧитать статью
И снова о гриппе: как определить безопасную и действенную вакцину?Читать статью
Мамин рацион Читать статью
Новые технологии в стоматологии позволяют сделать зубы за 1 день!Читать статью
Развивающие игры для детейЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.