Поиск

Большой бизнес на маленьких детях

07/10/2008
564

Правильный учебник

Автору предстоит отнести рукопись нового учебника в одно из многочисленных издательств и постараться убедить редакционную коллегию в жизненной необходимости своего учебника: в его соответствии государственному стандарту образования, в его научной свежести. Одобрив проект, издательство делает оригинал-макет учебника (или сразу его издает), и он отправляется на утверждение в Российскую академию наук и Российскую академию образования. Если после этой процедуры учебник получил положительные отзывы РАН и РАО, то он допускается к изданию. Если учебник получил отрицательную оценку одной из этих организаций, то он отправляется на переработку и может быть снова выдвинут на рассмотрение не ранее чем через три месяца. В случае, когда учебник получает отрицательные отзывы двух вышестоящих организаций, его уже никогда не издадут. Итак, допустим, первый этап пройден. Учебник «допущен» или «рекомендован» к работе.

Стоит разобраться в терминах «допущен» и «рекомендован». Это одобрительная оценка разных по своей специфике изданий. «Рекомендованными» могут быть учебники, составляющие неразрывную цепочку книг для всех классов (например, комплект учебников с 1 по 4 классы). «Допущенными» бывают учебники, созданные для какого-то определенного класса (например учебник по алгебре для 7 класса или по географии для 9).

Как дальше складывается судьба нового учебника? Многое зависит от издательства, от успешности его рекламной кампании. Но главным образом, счастливая жизнь книги находится в руках институтов повышения квалификации, тех методистов, которые напрямую работают со школами, с учителями и подробно рассказывают об особенностях каждой новинки.

Если разъяснительная работа «на местах» была проведена удачно (и к тому же учебник хорош сам по себе), то тираж активно раскупается, приносит издательству прибыль, а детям – знания. Но бывает и так, что учебный комплект прошел все экспертизы, попал в Федеральный перечень, но несмотря ни на что, раскупается неохотно. В этом случае издательство прекращает выпуск невостребованного учебника.


Правильный учебник

Госсанэпиднадзор утвердил санитарно-гигиенические требования к школьным учебникам, тетрадям и прописям, которые, в частности, в постановлении главного санитарного врача России Геннадия Онищенко ограничили вес школьных пособий. По данным ГСЭН, книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, учебники для 5-6 классов – 400, для 7-9 классов – 500, а для выпускников – 600 граммов.

При этом любой учебник для первоклассника должен включать в себя программу одного учебного года.

Санитарные врачи потребовали от издателей должного оформления учебников и тетрадей. Текст в учебниках для младших классов разрешено выделять не более чем тремя красками, а в книгах для средней школы допускаются всего два цвета.

Совершенно недопустимы в печати «смазанные» тексты, склеенные страницы, пятна, царапины и типографские искажения, которые дополняют зрительную нагрузку во время чтения. Не приветствуется также использовать слишком тонкую, прозрачную и газетную бумагу для книжек. Кроме того, врачи запрещают печатать текст на цветном или сером фоне.


Кто доберется до финиша?

Побывав на книжном рынке, я была поражена: авторов, которые выдержали испытательно-проверочный марафон, оказалось слишком много. Одних только издательств, выпускающих учебники, включенные в Федеральный перечень, оказалось пятьдесят (!). Подавляющее большинство из них - московские, и только около десяти издательств – из других регионов (главным образом из Санкт-Петербурга, Самары, Смоленска, Томска). Наблюдать все разноцветье книг и учебных пособий по математике, чтению и окружающему миру, конечно, приятно. Но путаница в голове появляется страшная. Во-первых, существует три образовательных системы, у каждой из которых – свои комплекты учебников и, соответственно, свои авторы. Например, учебники по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, А.А. Вахрушева разработаны в рамках программы «Школа 2100» под руководством академика РАО А.А. Леонтьева. Учебники для традиционной системы начального образования таких известных авторов, как М. Моро и В. Горецкий, разработаны в рамках программы «Школа России» под руководством А.А. Плешакова. Всего в Федеральном перечне – 7 комплектов или 231 наименование учебных изданий для начальной школы.

Во-вторых, учебники переиздаются чуть ли не каждый год – с дополнениями, в новом дизайне, в другом формате. Так что на прилавке магазина вы можете встретить учебник одного и того же автора и за 2007 год, и за 2006 год и даже за 2005 год. Поскольку гриф «рекомендован», «допущен» присваивается сроком на пять лет, для переиздания учебника не требуется никаких дополнительных справок.


А на Гавайях...

В январе в Гавайском университете состоялась конференция «Русско-американский форум по элементарной математике». Она была посвящена сравнению двух систем – «эльконинско-давыдовской» и американской, и обсуждению первых результатов внедрения «русской методики» в местные школы. И вот на что обратили внимание западные педагоги: «Посещая уроки в экспериментальных классах, они были просто шокированы успехами детей и даже не представляли, что шестилетки и даже пятилетки (в первом классе там учатся дети от 5 до 6 лет) могут решать такие задачи и осваивать столь сложную науку, как математика».


Как выбрать учебник?

К счастью, перед большинством родителей такой вопрос не стоит. Потому что в школах, как правило, практикуется четкая система: учитель сам выбирает программу (а соответственно, и комплект учебников), по которой будет учиться его класс все четыре года, а родителям остается либо соглашаться с этим выбором, либо искать другого учителя.

Самые известные образовательные системы Л. Занкова, Д. Эльконина и В. Давыдова, «Начальная школа ХХI», «Школа 2100», «Гармония». Выбирая какую-то программу за основу, педагог старается следовать ей все четыре года. Но Министерство образования и науки РФ разрешило использовать учебники из разных программ, например «Математику» из одной системы, а «Русский язык» – из другой.

Выбор той или иной программы (а значит, и учебников) во многом зависит от того, какие дети собираются в классе. Подавляющее большинство школ выбирает в качестве основного комплекта проверенную временем традиционную систему обучения. Она, впрочем, настолько видоизменилась, что и сравнивать с прежней трудно. Кардинально поменялось содержание книг по чтению. Выброшены целые разделы, посвященные Ленину, Октябрю, а освободившееся место заняла русская и зарубежная литература. В учебниках по математике появилось много материала на развитие мышления, памяти, логики. Программы по русскому языку пополнились упражнениями на развитие речи, изложениями. Стали многофункциональными прописи. Существенно преобразилась структура классического учебника.


Американских детей учат «по-нашему»

Почти полувековую историю имеет уникальная система обучения и развития школьников, созданная нашими педагогами-психологами Даниилом Элькониным и Василием Давыдовым. Начатый ими в 1958 году эксперимент в конце 90-х годов вылился в целое направление в отечественной педагогической науке и стал авторитетной методической школой, в русле которой работают сегодня образовательные учреждения в России, странах СНГ и Балтии, и которую апробируют уже за океаном. В прошлом учебном году в США, штате Гавайи, открылись два класса, где обучение ведется по методике Эльконина-Давыдова.

С 1990-х годов началось массовое внедрение системы Эльконина-Давыдова в учебные учреждения. В разных регионах России 50 школ участвовали в эксперименте по пролонгированию системы развивающего обучения. А еще есть множество школ, в которых систему Эльконина-Давыдова используют в преподавании отдельных предметов.


О достоинствах и недостатках новых изданий

Достоинства

- Современные учебники радуют глаз необычайно. Они наполнены цветом, воздухом, изобилуют рисунками, графическими изображениями. Очень высокое качество печати, бумаги стало уже скорее правилом, чем исключением. В основном, конечно, отличаются внешним видом книги московских издательств. И первые из них – «Просвещение» и «Дрофа», которые контролируют сегодня более 70% рынка учебной литературы, и издательство «Баласс». Ничуть не отстает по качеству от москвичей «Ассоциация ХХI век» из Смоленска. Учебники некоторых других региональных издательств заметно хуже и своим дизайном напоминают книги 20-летней давности.

-Издатели ориентируются на выпуск учебников в нескольких частях. Прежде всего потому, что это приносит издательствам дополнительные доходы.

- Одно из главных достоинств новых учебников – лучшая систематизация и упорядочивание материала. Правила, задания, материал для повторения, вопросы, загадки – все выделяется шрифтом, цветом, особым обозначением, рисунком. И это, безусловно, облегчает восприятие информации.

- Авторы и издательства работают очень оперативно: постоянно прислушиваясь к мнению школьных учителей, методистов, они быстро вносят правку и переиздают многие учебники.

-Упор делается не на закрепление какого-то навыка, не на зазубривание, а на творческое освоение материала, на то, чтобы научить детей учиться.

Недостатки

-Красочность учебников имеет и свою обратную сторону: когда книга пестрит рисунками, это отвлекает внимание ребенка, мешает сосредоточиться на одном задании, увеличивает нагрузку на зрение. Поэтому некоторые издатели, поэкспериментировав с цветом, к счастью, отказались от пестроты в пользу минимализма.

-Не все учебники создаются учителями-практиками. Автор может быть прекрасным теоретиком, собравшим замечательный материал. Но часто оказывается, что дети не способны усвоить его в том объеме, который задуман автором. А создатель другого учебника может излишне увлекаться развивающими упражнениями в ущерб упражнениям на закрепление навыка, текстовым задачам. Все хорошо в меру.

- Появилось много тетрадей с печатной основой, в которых от ученика требуется самое малое: вписать правильный ответ, раскрасить готовый рисунок и т.п. Такой подход отучает ребенка работать с чистым листом бумаги, самостоятельно оформлять примеры и задачи, тренировать руку.

- С некоторыми важными темами распрощались опрометчиво быстро. Например, в современных учебниках практически отсутствуют такие темы, как военно-патриотическое воспитание, гражданственность, космонавтика.


Кто платит за книги?

Как известно, раньше основным источником финансирования при закупке учебных изданий являлись региональные и муниципальные бюджеты, а также внебюджетные (в первую очередь, родительские) средства. Если бюджет региона позволяет, то школа сама закупает своим учащимся комплекты учебников. В противном случае это приходится делать родителям. В государственных школах Москвы ученикам начальной школы полагается бесплатный комплект учебников. За свой счет родители должны покупать только учебные пособия одноразового пользования – прописи, тетради и учебники, в которых предусмотрена работа карандашами и ручками. Но на деле и это положение не всегда соответствует истине. Скажем, учитель заказал один полный комплект учебников (заказ принимается заранее, не позднее, чем за год до начала учебного года). А в течение этого года какой-то из учебников переиздали, он изменился в лучшую сторону, стал еще красочнее, удобнее в работе. Или появился учебник другого автора, необычайно учителя заинтересовавший. Что делать? Поскольку заказ отменить нельзя, учитель советуется с родителями, и те соглашаются заплатить деньги за новый учебник. Заказанные прежде бесплатные экземпляры пылятся в библиотеке, а дети работают с новыми книгами. И в общем, все довольны. Потому что родителям не жалко денег на хорошую книгу. Благо, учебников для начальной школы не так много нужно.


Где купить учебник?

Еще год-два назад было очевидно, что самые дешевые цены – на книжной ярмарке. Сегодня картина изменилась. Розничные цены солидных книжных магазинов и ярмарок не отличаются друг от друга.

Вот примерная стоимость некоторых учебников для 1 класса из самого популярного комплекта «Школа России» (приведены цены начала лета):

1. Прописи В. Горецкого (в 4 частях) – 63 рубля;

2. «Русская азбука» В. Горецкого – 120 рублей;

3. «Математика» М. Моро и др. в двух частях: 1 часть – 75 рублей, с приложением «Раз%D

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.