Школьные проблемы: покупка или прокат?
07/10/2008
АРИНИНА Ирина
153

Школьные учебники и проблемы, с ними связанные...

О школьных учебниках

Умный в гору не пойдет...

«Каждый год, примерно в середине апреля, получив от классного руководителя список необходимой литературы, мы едем на склад одного из издательств и покупаем оптом на класс все, что понадобится детям в следующем учебном году», – рассказывает Катя, глава родительского комитета 3 класса одной из московских школ. «Нам страшно повезло, – считает она. – Во-первых, в нашем классе есть сознательный папа, который берет отгул и на собственной машине едет на склад, стоит в очереди, а потом все тщательно пересчитывает, грузит и отвозит в школу. Во-вторых, наученный горьким опытом преподаватель заблаговременно посоветовал нам подобную систему и издательство». «Возможно, это неправильно, и надо пытаться расшевелить школьного библиотекаря и руководство в целом, требуя обеспечить ребят всем необходимым. Но один раз в году съездить и «отстреляться» – реально проще и удобнее. Иначе получиться, как у «ашек», которые в сентябре узнают, что необходимо докупить какой-то учебник и по одиночке несутся в «Книжный», а там в сентябре, сами знаете, какая очередь! Потом еще оказывается, что кто-то вообще не смог достать учебник, а у «счастливчиков» – разные издательства и годы выпуска – просто кошмар! Родители беленеют, дети ревут… В лучшем случае, они занимаются по ксерокопиям».

«Я работаю в гимназии, куда привели своих детей люди, ориентированные на то, чтобы вкладываться в образование, – рассказал учитель истории гимназии № 1543 Леонид Кацва («Эхо Москвы», сентябрь 2006 года). – Мы говорим: «Товарищи родители, очень просим учебники – а) купить и б) завещать по окончании года школе. Практически никогда не было возражений».


Точки над «i»

Какова же официальная позиция городских властей? Представитель столичного Департамента образования Александр Гаврилов считает проблему учебников в столице решенной. Он заверил, что «в каждой школе в наличии есть учебники по всем общеобразовательным предметам, на это правительством Москвы выделяются солидные целевые средства». «Схема очень проста, – продолжил Александр Гаврилов. – Существует обширный перечень, внешне напоминающий толстый каталог, со списком учебников, рекомендованных министерством, по всем предметам. Этот «бланк заказа» присылается в каждую школу. ГОУ СОШ, в зависимости от той программы, по которой она осуществляет свою деятельность, подбирает учебники и заполняет бланк с указанием числа экземпляров. При этом на случай формирования в школе, например, дополнительного класса, в департаменте образования существует резерв учебников, откуда они в необходимом объеме незамедлительно будут «переброшены».

«Никакого диктата в отношении выбора литературы со стороны властей нет: школа может выбрать любой из рекомендованных министерством учебников», – отметил эксперт. «Итак, заполненный бланк направляется в округ, оттуда – в департамент, где и формируется городской заказ. Его отправляют генподрядчику (ОАО «Московские учебники и картолитография»), который заключает договоры с издательствами, покупает у них права на изготовление, получает пленки и печатает учебники». «Москва – город большой, заказ целевой – отсюда и цена получается меньше, – отметил Александр Гаврилов. – Небольшие издательства, правда, не передают права на свои учебники: в результате закупается готовый продукт. Затем заказ комплектуется и до 15 августа в каждую школу развозят все заказанные учебники. Процедура максимально упрощена: школе необходимо лишь заказать книги, а затем расписаться в их получении».

Дабы расставить все точки над «i», представитель департамента подробно рассказал о том, в каких случаях школа просит у родителей приобрести необходимые для занятий издания. «Бывает, что учитель «прошляпил»: нужный учебник не был внесен в бланк заказа. Он боится получить нагоняй, поэтому просит родителей купить, – пояснил эксперт. – Но в таких случаях надо лишь обратиться в окружное управление образования – мы обеспечим детей учебниками за счет резерва».

Что же получается, причиной трат является лишь пассивная позиция родителей, не удосужившихся ознакомиться с правами своих детей? Но, все не так просто. «Свое мнение школам диктуют методические центры, от которых мы все зависим, – рассказал учитель столичного Центра образования номер 1404 Андрей Курбатов (20 сентября 2007 года, Госдума, «круглый стол» «Качество и доступность современных учебных пособий»). – Но даже если кто-то и противится «силовым методам» распространения учебников, то попадает в экономическую ловушку: оказавшись в меньшинстве, такие школы не могут обеспечить заказ, выгодный издателю». В то же время именно школа в конечном итоге несет ответственность перед родителями за качество обучения. Как рассказал в одном из интервью директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, бывает, школам навязывают учебники. Приходится складировать в подвале «спущенную сверху» негодную учебную литературу, которая со временем просто списывается или дарится малоимущим СОШ.


Школьные поборы?

Однако существуют в современной системе школьного образования и обязательные официальные расходы. «Родители часто обращаются с требованиями прекратить поборы, уточняя, что их попросили купить контурные карты, рабочие тетради и атласы, – рассказал Александр Гаврилов. – Однако все то, в чем ваш ребенок рисует и пишет – прописи, рабочие тетради, контурные карты – одноразовое, не является учебником и не приобретается за счет государства». «Есть ряд учебников, который предполагает наличие рабочих тетрадей, в основном это касается начальной школы: учитель вправе требовать наличие у ребенка данных тетрадей», – признал он.

«Еще один момент касается школ с углубленным изучением иностранного языка, – добавил специалист. – Ряд учителей просит родителей купить зарубежные учебники (скажем, Oxford, если речь идет об английском языке). В этом случае департамент ничего не может сделать: во-первых, данного учебника нет в перечне министерства; во-вторых, специалисты, которые занимаются преподаванием иностранного языка, считают, что по такому учебнику заниматься не стоит, так как он не адаптирован под русскоговорящего учащегося».


Bodybuilding поневоле

Ежедневное ношение портфеля ребенка моя приятельница в шутку называет вынужденным бодибилдингом. «В ранце килограммов семь, не могу же я вешать это на неокрепший позвоночник», – говорит она. К сведению родителей. В соответствии с санитарным законодательством (СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования»), вес учебника не должен превышать: 300 г – для 1-4 классов, 400 г – для 5-6 классов, 500 г – для 7-9 классов, 600 г – для 10-11 классов. Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе – не более 500 г. Согласно гигиеническим рекомендациям, вес учебников из расчета на один день (без веса ранца и письменных принадлежностей) не должен превышать допустимых уровней переноса учебных комплектов: 1-2 классов – до 1,2 кг, 3-6 классов - до 2,2 кг, 7-8 классов – до 3,2 кг, 9-11 классов – от 3,2 до 3,7 кг. С физиологической точки зрения вес портфеля с учебниками не должен оказаться больше 10% массы тела школьника.

Помнится, году в 2004 мэр столицы Юрий Лужков попробовал поднять портфель первоклассника и незамедлительно распорядился снизить вес школьных учебников. «Уже три года в Москве реализуется программа по внедрению облегченных учебников, разбитых по полугодиям, а в ряде случаев – и по четвертям», – подтвердил Александр Гаврилов, напомнив, что каких-то 20 лет назад некоторые учебники были, наоборот, рассчитаны на два и даже три класса. «Понятно, это делалось из-за удешевления производства, – добавил он. – Теперь же пошли по принципу разделения. Более того, вес учебника существенно уменьшен в результате отказа от жесткой обложки: в настоящее время она не просто мягкая – из легкого крепкого и недорогого картона, уголки обложки закруглены, то есть она – травмобезопаснее. Вес нового учебника не превышает 100-150 граммов, а прослужит он 3-4 года. В прошлом учебном году, по словам специалиста, такими учебниками были обеспечены школьники 1-5 классов, в этом – по 8 класс, а в течение ближайших двух лет Москва полностью перейдет на облегченные учебники. Это чуть дороже. Но когда речь идет о здоровье детей, торг не уместен.

Если же до вашей школы сие нововведение так и не дошло и ребенок таскает в портфеле изо дня в день кучу «добра», стоит вежливо напомнить учителю, что школьник – не ломовая лошадь. Неплохо также ненавязчиво намекнуть – металлические подставки и конструкторы, деревянные математические наборы, коробки с гуашью и пластилином, «на всякий случай, чтобы не влетело» удобно хранить в классном шкафу. В идеале – завести и по два комплекта учебников: один для школы, другой – для дома. И пусть выражение «багаж полученных знаний» останется для наших детей всего лишь метафорой.


Вам также будет интересно
До трех еще раноЧитать статью
Как выбрать пальто на зиму?Читать статью
«Медленные» дети. Советы психологаЧитать статью
Быстрая доставка продуктов на домЧитать статью
Что подарить детям на Новый год 2021Читать статью
Такая женская мигреньЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.