Поиск

Школьные проблемы: покупка или прокат?

07/10/2008
АРИНИНА Ирина
652

Школьные учебники и проблемы, с ними связанные...

О школьных учебниках

Умный в гору не пойдет...

«Каждый год, примерно в середине апреля, получив от классного руководителя список необходимой литературы, мы едем на склад одного из издательств и покупаем оптом на класс все, что понадобится детям в следующем учебном году», – рассказывает Катя, глава родительского комитета 3 класса одной из московских школ. «Нам страшно повезло, – считает она. – Во-первых, в нашем классе есть сознательный папа, который берет отгул и на собственной машине едет на склад, стоит в очереди, а потом все тщательно пересчитывает, грузит и отвозит в школу. Во-вторых, наученный горьким опытом преподаватель заблаговременно посоветовал нам подобную систему и издательство». «Возможно, это неправильно, и надо пытаться расшевелить школьного библиотекаря и руководство в целом, требуя обеспечить ребят всем необходимым. Но один раз в году съездить и «отстреляться» – реально проще и удобнее. Иначе получиться, как у «ашек», которые в сентябре узнают, что необходимо докупить какой-то учебник и по одиночке несутся в «Книжный», а там в сентябре, сами знаете, какая очередь! Потом еще оказывается, что кто-то вообще не смог достать учебник, а у «счастливчиков» – разные издательства и годы выпуска – просто кошмар! Родители беленеют, дети ревут… В лучшем случае, они занимаются по ксерокопиям».

«Я работаю в гимназии, куда привели своих детей люди, ориентированные на то, чтобы вкладываться в образование, – рассказал учитель истории гимназии № 1543 Леонид Кацва («Эхо Москвы», сентябрь 2006 года). – Мы говорим: «Товарищи родители, очень просим учебники – а) купить и б) завещать по окончании года школе. Практически никогда не было возражений».


Точки над «i»

Какова же официальная позиция городских властей? Представитель столичного Департамента образования Александр Гаврилов считает проблему учебников в столице решенной. Он заверил, что «в каждой школе в наличии есть учебники по всем общеобразовательным предметам, на это правительством Москвы выделяются солидные целевые средства». «Схема очень проста, – продолжил Александр Гаврилов. – Существует обширный перечень, внешне напоминающий толстый каталог, со списком учебников, рекомендованных министерством, по всем предметам. Этот «бланк заказа» присылается в каждую школу. ГОУ СОШ, в зависимости от той программы, по которой она осуществляет свою деятельность, подбирает учебники и заполняет бланк с указанием числа экземпляров. При этом на случай формирования в школе, например, дополнительного класса, в департаменте образования существует резерв учебников, откуда они в необходимом объеме незамедлительно будут «переброшены».

«Никакого диктата в отношении выбора литературы со стороны властей нет: школа может выбрать любой из рекомендованных министерством учебников», – отметил эксперт. «Итак, заполненный бланк направляется в округ, оттуда – в департамент, где и формируется городской заказ. Его отправляют генподрядчику (ОАО «Московские учебники и картолитография»), который заключает договоры с издательствами, покупает у них права на изготовление, получает пленки и печатает учебники». «Москва – город большой, заказ целевой – отсюда и цена получается меньше, – отметил Александр Гаврилов. – Небольшие издательства, правда, не передают права на свои учебники: в результате закупается готовый продукт. Затем заказ комплектуется и до 15 августа в каждую школу развозят все заказанные учебники. Процедура максимально упрощена: школе необходимо лишь заказать книги, а затем расписаться в их получении».

Дабы расставить все точки над «i», представитель департамента подробно рассказал о том, в каких случаях школа просит у родителей приобрести необходимые для занятий издания. «Бывает, что учитель «прошляпил»: нужный учебник не был внесен в бланк заказа. Он боится получить нагоняй, поэтому просит родителей купить, – пояснил эксперт. – Но в таких случаях надо лишь обратиться в окружное управление образования – мы обеспечим детей учебниками за счет резерва».

Что же получается, причиной трат является лишь пассивная позиция родителей, не удосужившихся ознакомиться с правами своих детей? Но, все не так просто. «Свое мнение школам диктуют методические центры, от которых мы все зависим, – рассказал учитель столичного Центра образования номер 1404 Андрей Курбатов (20 сентября 2007 года, Госдума, «круглый стол» «Качество и доступность современных учебных пособий»). – Но даже если кто-то и противится «силовым методам» распространения учебников, то попадает в экономическую ловушку: оказавшись в меньшинстве, такие школы не могут обеспечить заказ, выгодный издателю». В то же время именно школа в конечном итоге несет ответственность перед родителями за качество обучения. Как рассказал в одном из интервью директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, бывает, школам навязывают учебники. Приходится складировать в подвале «спущенную сверху» негодную учебную литературу, которая со временем просто списывается или дарится малоимущим СОШ.


Школьные поборы?

Однако существуют в современной системе школьного образования и обязательные официальные расходы. «Родители часто обращаются с требованиями прекратить поборы, уточняя, что их попросили купить контурные карты, рабочие тетради и атласы, – рассказал Александр Гаврилов. – Однако все то, в чем ваш ребенок рисует и пишет – прописи, рабочие тетради, контурные карты – одноразовое, не является учебником и не приобретается за счет государства». «Есть ряд учебников, который предполагает наличие рабочих тетрадей, в основном это касается начальной школы: учитель вправе требовать наличие у ребенка данных тетрадей», – признал он.

«Еще один момент касается школ с углубленным изучением иностранного языка, – добавил специалист. – Ряд учителей просит родителей купить зарубежные учебники (скажем, Oxford, если речь идет об английском языке). В этом случае департамент ничего не может сделать: во-первых, данного учебника нет в перечне министерства; во-вторых, специалисты, которые занимаются преподаванием иностранного языка, считают, что по такому учебнику заниматься не стоит, так как он не адаптирован под русскоговорящего учащегося».


Bodybuilding поневоле

Ежедневное ношение портфеля ребенка моя приятельница в шутку называет вынужденным бодибилдингом. «В ранце килограммов семь, не могу же я вешать это на неокрепший позвоночник», – говорит она. К сведению родителей. В соответствии с санитарным законодательством (СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования»), вес учебника не должен превышать: 300 г – для 1-4 классов, 400 г – для 5-6 классов, 500 г – для 7-9 классов, 600 г – для 10-11 классов. Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе – не более 500 г. Согласно гигиеническим рекомендациям, вес учебников из расчета на один день (без веса ранца и письменных принадлежностей) не должен превышать допустимых уровней переноса учебных комплектов: 1-2 классов – до 1,2 кг, 3-6 классов - до 2,2 кг, 7-8 классов – до 3,2 кг, 9-11 классов – от 3,2 до 3,7 кг. С физиологической точки зрения вес портфеля с учебниками не должен оказаться больше 10% массы тела школьника.

Помнится, году в 2004 мэр столицы Юрий Лужков попробовал поднять портфель первоклассника и незамедлительно распорядился снизить вес школьных учебников. «Уже три года в Москве реализуется программа по внедрению облегченных учебников, разбитых по полугодиям, а в ряде случаев – и по четвертям», – подтвердил Александр Гаврилов, напомнив, что каких-то 20 лет назад некоторые учебники были, наоборот, рассчитаны на два и даже три класса. «Понятно, это делалось из-за удешевления производства, – добавил он. – Теперь же пошли по принципу разделения. Более того, вес учебника существенно уменьшен в результате отказа от жесткой обложки: в настоящее время она не просто мягкая – из легкого крепкого и недорогого картона, уголки обложки закруглены, то есть она – травмобезопаснее. Вес нового учебника не превышает 100-150 граммов, а прослужит он 3-4 года. В прошлом учебном году, по словам специалиста, такими учебниками были обеспечены школьники 1-5 классов, в этом – по 8 класс, а в течение ближайших двух лет Москва полностью перейдет на облегченные учебники. Это чуть дороже. Но когда речь идет о здоровье детей, торг не уместен.

Если же до вашей школы сие нововведение так и не дошло и ребенок таскает в портфеле изо дня в день кучу «добра», стоит вежливо напомнить учителю, что школьник – не ломовая лошадь. Неплохо также ненавязчиво намекнуть – металлические подставки и конструкторы, деревянные математические наборы, коробки с гуашью и пластилином, «на всякий случай, чтобы не влетело» удобно хранить в классном шкафу. В идеале – завести и по два комплекта учебников: один для школы, другой – для дома. И пусть выражение «багаж полученных знаний» останется для наших детей всего лишь метафорой.


Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.