Поиск

Знайки в солнечном городе

07/10/2008
ЛИТВИНОВА Анастасия
582

Занятия летом с детьми

Конечно, занятия летом очень трудно организовать. Поэтому к этому сложному делу надо подходить и ответственно, и творчески, а также стоит помнить о том, что:

- Очень важно рационально подойти к планированию отдыха, особенно летнего. В обсуждении планов должен участвовать каждый член семьи.

- В каждом возрастном периоде существует своя специфика взаимодействия с ребенком в плане его обучения. Так, например, если для дошкольника хорошей мотивацией является игра, то для младшего школьника, а тем более – для подростка, необходимы совсем другие способы мотивирования.

- Применение насилия – это жест отчаяния. Хоть это и просто, но ничего хорошего таким способом добиться нельзя.

- Эффективность «концентрического» подхода (или «метода снежного кома») к изучению и повторению материала еще никто не отрицал: можно учить что-то понемногу, постоянно возвращаясь и повторяя пройденный материал.

- Нужно учитывать склонности и способности каждого ребенка. Для занятий можно использовать любимые игрушки, знакомые виды деятельности, чтобы малыш чувствовал себя «в своей тарелке».

- Важно учитывать тип темперамента вашего ребенка. Если к холерику один подход – занятия недолгие, с элементами бодрых игр, то с флегматиком так не поступишь. Он предпочитает размеренность и стабильность.

- Необходимо находить аналогии между учебой и настоящей жизнью, стараться применять знания на действительности. Например, сочетать навыки устного счета и поход в магазин.


Это интересно!

Каникулы — период, свободный от учебы или основной деятельности (школьные каникулы, студенческие каникулы, парламентские и т. д.). Латинское название звезды Сириус – «Каникула» – означает «маленькая собачка»; римский сенат объявлял дни отдыха в самое жаркое летнее время, когда эта звезда появлялась на утреннем небе; отсюда и происходит слово «каникулы».


Зубрежке – нет!

Эффективность «зубрежки» – огромное заблуждение родителей и многих учителей. Она полезна лишь в той ситуации, когда нужно сдать и забыть. Поэтому, повторяя пройденный материал, не надо «вдалбливать» его в ребенка, особенно летом, когда вокруг так много соблазнов.

Нужно уметь вовремя останавливаться: если видно, что ребенок уже устал, начал спотыкаться в каждом слове и отвлекаться, нужно радикально сменить вид деятельности. Вернуться к занятию можно даже не в этот день – ведь речь идет о лете, а значит, время позволяет. Таким «снежным комом» и регулярными занятиями можно довести знания практически до совершенства.

Формальное воспроизведение текста (или, допустим, другого задания) – это очень скучно. Чтобы ребенка привлечь к занятиям, надо сделать их интригующими. Самое простое – это попытаться «летний урок» обыграть. Это может понравиться и первоклашкам, и старшим школьникам.


Бонус!

Не стоит забывать хвалить детей и поощрять их. Им будет приятно получать маленькие «бонусы»: конфетку за самый удачный пересказ, новый мячик за цикл правильно решенных задач. Правда, здесь важно не перейти тонкую грань: ребенок не должен учить что-то только ради поощрения, главной мотивацией все-таки должен быть интерес.

Кстати, семья В.И. Ленина была немаленькой, а девочек было больше, чем мальчиков. Мама учила их вязанию. Навык, конечно, сложный и требующий времени и терпения, но полезный во всех отношениях. Мама-педагог заматывала в клубочки всевозможные сладости и поощрения. И когда девочка вязала и вдруг обнаруживала подарок, то ей, конечно, становилась интереснее, и она начинала быстрее и больше вязать. Согласитесь, хорошая мотивация? Благодаря такому ненавязчивому поощрению, детям хотелось трудиться больше и усерднее. Кроме того, это было построено в форме игры, что тоже является отличным способом стимуляции полезной деятельности ребенка.


Великая сила соревнования

Для подростков неплохо срабатывает мотивация «а слабо?». Дети в таком возрасте всеми способами хотят самореализоваться. Конечно же, родители должны им составить соответствующую конкуренцию, будь то задание «выучить стихотворение Гумилева за 5 минут» или «решить логарифмическое уравнение». Здесь в первую очередь требуется колоссальное родительское искусство вовлечь ребенка в эту «игру», уметь ее поддержать и вовремя остановиться.


Правильно поощрить

Обычно для летних занятий (как, впрочем, и для школьных) родители создают определенные временные рамки. Но даже время может стать вашим помощником. Например, если ребенок обычно занимается 20 минут в день, а сегодня позанимался 22 минуты, то родители должны проявить свои актерские таланты. Если мама прибежит в комнату и взволнованно скажет «ты зашкалил уже на целых две минуты!!! Срочно заканчивай!». Ребенок просто из чувства противоречия будет стараться сделать то же самое и на следующий день, чтобы увидеть такую необычную реакцию мамы: «Как же это так? Меня осуждают то, за что раньше хвалили».


На личном опыте…

Е.А. Екжанова: Мой ребенок как-то выучил 12 стихотворений за 12 дней летом на отдыхе. Мы играли в лото (развивает память, внимание, реакцию), проигравший выбирал стихотворение и должен был на следующий день его рассказать наизусть. Потом мы стали даже соревноваться, кто выучит быстрее: сначала с 5 прочтений, потом с 4, с 3… Получилось настоящее соревнование. Самое интересное, что стихи учили не только выигравшие, но и проигравшие – ради собственного интереса. Причем, и взрослые, и дети соревновались наравне. Подобные совместные игры могут служить отличным способом стимуляции «учебной деятельности».


Делу – время

Если говорить о летних занятиях, то важно правильно рассчитать время, когда ребенок может заниматься. Если будет получаться так, что родители будут сажать его за книжки за десять минут перед тем, как к нему должны прийти друзья, то понятно, что от такого учения проку будет мало. Режимные моменты очень важны. Но и здесь надо учитывать возраст малыша. Если первоклашку можно посадить за счетные палочки или книжку, то ему будет это интересно делать до того времени, пока он не устанет. Его довольно легко привлечь к занятиям, заинтересовать – строгий график и не понадобится. Если же подростка отпустила гимназия с длиннющим списком литературы, то тут нужна система и договор. Разумеется, родители не смогут полностью контролировать, сколько он прочел и когда, но ведь можно и вечером просто обсудить прочитанное? Это даже лучше: ребёнок будет еще и учиться выражать свои мысли и отстаивать свою позицию.


Теория общественного договора

Договор, правила – это тоже мотивация к учению, особенно в летнее время. Интересно, что правилам детей тоже учит игра, именно в ней они впервые сталкиваются с этим понятием, осваивают ролевые формы поведения. Это способ самоорганизации, а она особенно важна в каникулы, чтобы не растрясти весь багаж знаний, полученный за год.


Найди сам

Не обязательно обращаться к знаниям напрямую. Надо научиться подталкивать ребенка к их добыванию. Настолько быстро меняется мир, что возможно, знания родителей не пригодятся их детям. И поэтому будет хорошо, если они сами начнут эти знания добывать. Благо, для этого сейчас есть все возможности. Поиск опыта – отличная мотивация к учению. И учить этому надо с раннего детства. Например, малыш идет с кастрюлькой в руках. Естественное желание любой мамы – побежать открыть дверь. Но лучше постараться сделать вдох и посчитать про себя до трех, чтобы не помешать ребенку сделать открытие – как пройти через закрытую дверь с занятыми руками.

Если вовремя привить ребенку тягу к познанию и открытиям, то вам, уважаемые родители, не придется его заставлять мучительно грызть гранит науки в летнее время. Он будет делать все сам и с удовольствием. И помните, что творчество – ваш лучший помощник.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.