Поиск

ДОМ или ШКОЛА

07/11/2010
КОРШУНОВА Наталья
471

Добрая половина горожан с удовольствием расселилась бы по привольным и живописным окрестностям, если бы не дети.

Наши друзья строят дом. Можно сказать, уже построили, осталось всего-ничего. Дом этот — мечта любого нормального человека. Большой, красивый, удобный. С паровым отоплением и магистральным газом. С множеством подсобок и кладовок. С видом из окон на лес и речку.


Недавно мы к ним заезжали, все облазили, оценили, задали кучу вопросов. Один из вопросов, естественно, касался ребенка.
— Вы Саньку в деревенскую школу отдадите или будете каждый день в Москву возить?
Оказалось, из-за Cанькиной учебы вся сельская идиллия может рухнуть. А прекрасный дом, построенный для нормальной жизни, рискует превратиться просто в теплую дачу. Домом же как была, так и остается тесная неудобная квартира в «хрущевке» — с ободранным подъездом, вонючим мусоропроводом и прочими «радостями». Потому что ребенку каждое утро нужно в школу. И не в какую-нибудь, а в ту, которая этому ребенку подходит — по его  силе, способностям и амбициям. Каждый родитель понимает, что слабая школа для сильного ребенка губительна. Он будет там получать «пятерки» ни за что и вырастет лентяем. Завышенная
самооценка грозит ему тяжелыми разочарованиями в будущем. В общем, это не шутка.


Вам нравится городская жизнь?
Не очень-то? Чем безнадежнее пробки на улицах и чем хуже воздух — тем меньше остается фанатов урбанизма. Особенно среди семейных людей, у которых есть дети. Город — это враждебная жизни среда, и меньше всего она подходит для детей. Парадокс же в том, что именно из-за них мы в городе и живем. Добрая половина горожан с удовольствием расселилась бы по привольным и живописным окрестностям, если бы не дети.  Наши кормильцы готовы, так и быть, мотаться в город на работу ради того, чтобы семья жила на свежем воздухе. Но мотаться взад-вперед вместе с семьей — это уж слишком.
Сколько помню — из этой ситуации никогда не было выхода. По крайней мере, в нашей стране. Может, поэтому так поразила в свое время и запомнилась одна публикация в «National Geographic» — о жизни молодой американской семьи, уехавшей на Аляску. Они обнаружили, что оба не любят «цивилизацию» — и решили жить среди дикой природы. Поселились, построили дом, растят двоих детей. Общаются с соседями. Соседи — в основном такие же молодые пары с детьми. По взаимной договоренности дом от дома строится на расстоянии оружейного выстрела. Чтобы глаза друг другу не мозолить, но если что — услышать.


Советского человека не могла не потрясти такая свобода в выборе образа жизни. Отдельно поражали бытовые подробности. Но не такие, как сложенные в стопку круги (точнее, диски) замороженного молока. Или подвешенные на дереве лосиные туши. Это нам как-то легче представить. А вот заказ — прямо из этой глуши — всех необходимых в хозяйстве вещей по каталогам — такое впечатляло. Но больше всего поразила система заочного обучения для детей — с самого начала, прямо с пяти лет (или с четырех, кому как нравится). Причем, удивляло не то, что образованные мамы сами брались учить своих детей. А то, что в стране была на этот случай вполне отработанная система: программы, тесты, консультанты, специальные тетрадки и, наконец, возможность по окончании каких-то этапов обучения сдавать экзамены.
С тех пор прошло лет пятнадцать. Системой домашнего обучения пользуются не только жители Аляски и прочих глухих уголков. Она исключительно популярна в Америке, где все больше родителей хотели бы оградить своих детей от влияния школы и общества. Обеспечить им индивидуальный подход. Сохранить их физическое и психическое здоровье. Наконец, просто более эффективно и качественно учить их, чем это делает школа.
Существует мощная, разветвленная структура для содействия таким семьям. Выходят специализированные газеты и журналы, посвященные домашнему обучению. Есть множество пособий, в том числе и компьютерных, сайты в Интернете, диски CD-Rom... Вообще, с появлением компьютерной сети отпали, кажется, все проблемы. Можно закончить школу, поступить в колледж, сдавать сессии, не вылезая из своего уютного захолустья...
Но самое замечательное, что эти возможности сегодня есть и у нас с вами. Мы  можем сами учить своих детей, получать необходимые консультации, сдавать положенные экзамены. И для этого сегодня уже не требуется справка, что ребенок тяжело болен и не встает с постели. Теперь обучение — это наш выбор и наша ответственность.


Ирина и  ребята
Семья Басковых пришла к домашнему обучению примерно от той ситуации, которая описывалась вначале. Купили загородный дом, переехали с детьми, которых уже было пятеро, а  потом стали думать, как малышей учить. Дочь даже закончила четвертый класс, старшему сыну как раз пора было в первый. Друзья не советовали отдавать их в деревенскую школу. Вы — говорят, — представьте, как они в осеннюю слякоть, темень, холод будут каждое утро туда добираться. Басковым повезло: как раз в это время выяснилось, что учиться можно разными способами. Например, дома с мамой. Они бы, возможно, не решились на такой необычный, смелый шаг, если бы не Володя — тот самый мальчик, которому как раз предстояло идти в первый класс. В отличие от большинства детей, никакой радости он по этому поводу не испытывал. Может быть, детский сад, которого он терпеть не мог, отбил у него охоту к жизни в коллективе. В свое время мама сдалась и забрала его оттуда. Теперь сдалась еще раз — и не отправила в школу.
...Тогда уже появились не только семьи, желающие сами учить своих детей, но и те, кто мог им в этом помочь. Судьба была благосклонна и свела Ирину с Чапковскими. Точнее, сначала ее муж Алексей познакомился с Игорем Моисеевичем. На почве авторемонтных дел. А потом оказалось, что этот, даже внешне необычный человек, вместе с женой занимается проблемами домашнего обучения. То есть, именно тем, что так конкретно интересовало Ирину. И стали ее дети учиться дома, ездить с мамой в Москву раз в три недели на консультации. И все были довольны...


Звучит благостно, как финал сказки: «стали жить-поживать...». На самом деле в этом месте Ирина начинает волноваться:
...Я же не педагог по образованию. Ничего не умела, мало знала, столько ошибок наделала! Главной ошибкой было то, что я пыталась всех детей учить одинаково. Как мать я знала, что они у меня все разные. Но как учитель пыталась пользоваться одними и теми же приемами. Причем, упорно стояла на своем: если со старшим что-то получилось, значит должно и со следующим. «Все дети разные» — это общее место. Но одно дело знать, другое — понять и прочувствовать. Этот процесс у Ирины занял годы — и все еще продолжается:
...Если тебе кажется, что тут все понятно, а ребенок говорит, что не понимает, нужно ему верить и не раздражаться. У Володи были трудности с математикой и особенно с письмом, так как он левша. Только почитав специальную литературу о левшах, я поняла: это действительно другие люди. Теперь я с этим считаюсь...


А может ли с этим считаться учитель в школе, у которого в каждом классе по 35 человек?
Дети Ирины один и тот же предмет  проходят по разным учебникам — каждому Чапковские подбирают индивидуально то, что ему больше подходит. О трудностях домашнего обучения можно написать отдельную статью. Еще одну — о противопоказаниях. Этот способ далеко  не всем подходит. И не каждая мама
на это пойдет. И не каждый ребенок будет доволен.
Старшей дочери Ирины переход на домашнее обучение давался тяжело. Он попал на самый «социальный» возраст — пятый класс и старше — когда дети ходят в школу не столько учиться, сколько общаться.  Да и учиться самостоятельно — дело непростое, требующее от ребенка определенных свойств характера. В какой-то момент она запросилась в обычную школу. Мама не возражала. Однако в итоге все экзамены за восьмой класс девочка сдавала экстерном...
Остальные дети еще учатся. Свободный график позволяет каждому уделять больше времени своим увлечениям. Одиннадцатилетняя Женя, например, почти все время тратит на музыку. Недавно стала лауреатом районного конкурса. Мама считает: это только благодаря домашнему обучению. Если в школу не ходить — освобождается масса времени для любимого занятия. У Жени обнаружились также хорошие способности к языкам, недавно взяли второй иностранный, так что дел хватает...
Как хорошо, что это у нас есть. Как хорошо, что мы теперь имеем выбор. По сравнению с этим все трудности и накладки несущественны. Дело молодое, утрясется.


Чапковские
«Говорят, наши дети — тепличные, учатся с мамой, к трудностям не готовы...
Да они с пятого класса экзамены сдают — и не своим учителям, как в школе, а совершенно незнакомым людям. Это знаете, какая закалка?..», — говорит Игорь
Чапковский — создатель и лидер ассоциации родителей, созданной для содействия семейной форме обучения.
Ассоциация имеет консультационный центр, фактически — школу, куда дети ходят для получения заданий и проверки знаний. Сначала с родителями, потом без них. Сначала редко, потом все чаще. Учащиеся первой ступени приходят один-два раза в месяц. Хотя можно и чаще, если возникают проблемы. С пятого класса — раз в неделю. С седьмого класса многие ходят два раза, с восьмого это уже обязательно. Те, кто учится дома с самого начала, к этому времени уже вполне овладели искусством самостоятельной работы.
На первый взгляд кажется, что при таком свободном режиме детей невозможно контролировать.  На самом деле в этой системе контроль стопроцентный. «Это в школе, если тебя спросили, можно месяц не учить предмет. А тут учитель проверит все, что было пройдено за время между консультациями, каждую тему, каждое задание...».


Одна американская школа, предоставляющая все услуги по домашнему обучению аж с 1906 года, пишет в своем рекламном листке: «Школа, которая сама приходит к вам — идеальное решение для детей, которые часто переезжают, живут за рубежом, не могут посещать местную школу — и просто для семей, ищущих лучшего образования для своих детей».


А на кого рассчитана Ассоциация и школа Чапковских?
— Самая обширная группа — те, кого мы называем «спортсмены-музыканты». Это дети с ранней профориентацией, которым просто некогда ходить в обычную школу и проводить там целые дни. Они тратят лучшие часы на свое основное занятие. Их задача — в минимальном объеме пройти школьную премудрость и сдать экзамены.
Есть дети, которым по той или иной причине лучше заниматься индивидуально. Может быть, у них свой темп, может быть, общество других детей их возбуждает, отвлекает. У нас есть девятилетний мальчик, который проходит программу седьмого класса. Он довольно нервный, ему трудно было бы в обычной школе. Да и просто по возрасту он в свои девять с половиной не может и не должен столько сидеть, сколько сидят семиклассники.
Есть девочка, которая за первый год прошла четыре класса. Никто ей такую задачу не ставил. Просто опытным путем определяли: этой нагрузки ей мало, нужно добавить. Потом еще добавить. Вообще-то, я не сторонник раннего обучения иностранным языкам. Считаю, что оптимально — с 11 лет. Но тут, против правил, посоветовал родителям ввести английский. Полгода позанималась — хорошо тянет. Ввели второй язык — французский. При этом писать она только еще учится. Тут у нее никакого опережения нет. Вы понимаете, что такому ребенку нечего делать в обычной школе, если он по одному предмету в первом классе, по другому — в пятом...


Часто к ним приводят детей, уже обжегшихся на обычной школе — с неврозами, с учебными проблемами. Не со всякими, конечно. Домашнее образование — оно все-таки для хороших детей. А главное — для хороших родителей. От родителей требуется много собранности,  серьезности. Ведь они тут — главные учителя.
Они должны ежедневно с ребенком заниматься. Плюс организовать его жизнь.  При мне была мама, которую беспокоит чрезмерное усердие дочери. «Она такой человек, что привыкла делать все, что велят. И все делать хорошо. В младших классах это еще возможно. Но теперь она каждый день сидит до поздней ночи.
Мы беспокоимся за ее здоровье...». Мама хочет перевести девочку на надомное обучение, чтобы снизить учебные нагрузки, сберечь здоровье. Маму можно понять.


Наша общеобразовательная школа действительно не рассчитана на добросовестных учеников. Программа по каждому предмету построена так, что позволяет подготовиться в соответствующий вуз. При этом ученик должен освоить и сдать все эти предметы. Он не может выбрать те, что  ему нужнее, а остальные изучать в сокращенном объеме.
В результате — большинство детей осваивает в школе главную науку: науку выживания. Тут списал, тут подсказали, этот предмет пока можно не учить — недавно вызывали... И не упрекнешь их — это инстинкт самосохранения. Ведь если все делать — до аттестата не дотянешь.  Это не частная школа
Хотя консультации платные, Ассоциация не похожа на частную школу. Частные школы существуют, чтобы за деньги снять с родителей заботы о ребенке. Поэтому практически все они предлагают забрать его на полный день, до вечера. А некоторые и на полную неделю. На эти услуги устойчивый спрос. Ну плохо ли: воспитатель с твоим ребенком погуляет, проверит, не мокрые ли ноги, покормит — и еще уроки с ним приготовит. И хором споет, и мягкую игрушку сошьет.
— Наш способ обучения мало кому подходит, — говорит Игорь Моисеевич. — Как правило, многие родители с трудом выносят общество своих детей. Школьные каникулы для них — просто бедствие, ждут, скорее бы кончились... К нам приходят другие. Те, кому дети — в радость. Кто старается провести как можно лучше то короткое время, когда ребенок еще наш, еще с нами, не отдалился. Когда наше общество ему приятно, интересно. Это ведь быстро проходит... Ассоциация вовсе не ставит своей целью дать какое-то особое, элитарное образование. Она объединяет родителей, которые просто любят своих детей, не хотят отпускать их от себя раньше срока, готовы уделять им свое время ежедневно — и делают это с радостью.


Обычно платные школы стараются перещеголять друг друга разнообразием и элегантностью образовательных услуг. Информатика с первого класса. Два языка. Три языка. Четыре... Кто больше?.. Большой теннис. Верховая езда. Горные лыжи... Двадцать предметов обязательных и тридцать факультативов. Все достижения цивилизации — на службу родительскому тщеславию.
Родители, входящие в Ассоциацию, в большинстве своем, гораздо реалистичнее подходят к учебным делам. Поскольку они сами сидят с ребенком за уроками — и видят, каким боком им выходит эта латынь и информатика. Они озабочены чрезмерной загрузкой детей ненужной премудростью — и ищут возможности эту
нагрузку облегчить.
Мы уже упоминали, что Чапковские — не сторонники раннего обучения языкам. Они считают, что лучший возраст для знакомства с иностранным языком — 10-11 лет. Что же касается компьютера, то его «проходят» вообще в девятом классе. «Все, чему нужно обучить ребенка, севшего за компьютер — убежден Игорь Моисеевич, — это печатать «слепым» методом. Остальному он научится сам. А в школе вместо этого проходят предмет под названием «информатика» — три толстенных тома. Ни прочесть, ни понять это невозможно».
Действительно, от одного вида этих книг исчезает интерес не только к компьютерам, но и к жизни вообще. Поэтому Игорь Моисеевич потратил немало времени на поиски приемлемой альтернативы. И был совершенно счастлив, найдя брошюру страничек в пятьдесят, в которой содержались самые общие сведения по той же информатике. По которой теперь дети и готовятся. И успешно сдают этот загадочный предмет.


Трудный выбор
Еще к ним приходят родители, которые стремятся сохранить в своем ребенке природное любопытство, интерес к миру. Школа виртуозно умеет это любопытство убивать. Так говорит Чапковский.
Да, это нам известно. Это мы в своей семье проходили... Природа наградила наших детей огромным, десятикратным запасом любопытства, которое не так-то просто было убить. В чем школа преуспела — так это в вытеснении этого любопытства за пределы школьных предметов. Детям было по-прежнему интересно все на свете — кроме того, что проходили в школе. Их любопытство аккуратно обтекало границы территории, занятой школой — и привольно растекалось на незанятых пространствах.
В итоге получилось что-то вроде домашнего обучения, только не по школьной программе, а за ее пределами. Занимательная физика. Занимательная химия и особенно занимательная пиротехника. Занимательная математика нон стоп — с дошкольного возраста и на много лет — лишь бы попалась интересная задачка.
Минералогия. Орнитология. Астрономия. Уроки живой природы, сбор лекарственных растений, лепка из глины, строительство шалашей и плотов... И, параллельно с этим, в школе — «двойки» и «тройки», замечания, вызовы к завучу, мучительные родительские собрания: «ребенок не тянет», «саботирует», «сам не учится и другим мешает» и, наконец, «опаздывает в класс с каждой перемены», «прогуливает», «до  аттестата не дотянет»...
В школе они учили немецкий шесть лет — и не выучили. Дома мы взяли учебник английского за пятый класс — и прошли его за один летний месяц. За следующий месяц прошли шестой... При поступлении в университет они оба сдавали английский, которым никогда в жизни не занимались с учителем — только немножко в каникулы дома с мамой.
С тех пор в моем сердце сидит заноза. С тех пор я не пропускаю ничего, что касается домашнего обучения. Почему этого не было, когда росли мои дети? Как изменилась бы их жизнь, если бы можно было учиться дома? Какими выросли бы они? — на эти вопросы нет ответа, можно только гадать. Интересно, что они сами думают по этому поводу?


Что они думают?
Сын: «Наверное, это было бы неплохо. Помнишь, мы ездили с отцом в санаторий в сентябре? Взяли в школе задание и уехали. Целыми днями купались в море, лазили по горам. А после обеда садились в тенечке возле ящика винограда и два часа занимались. Потом вернулись — и оказалось, что я по программе всех обогнал».
Дочь: «Ну, не знаю. Я вообще-то школу добром вспоминаю. Все подружки оттуда. У нас такая была активная параллельная жизнь: пели, спек- такли ставили, сочиняли истории. И с учителями повезло, все были колоритные, интересные люди... Не могу сказать, что много времени в школе зря потеряла. Я аудиал, лучше воспринимаю со слуха, так что запоминала все прямо в классе. В учебники можно было не заглядывать... В общем, это хорошее было время, я о нем не жалею».
Таким образом, мнения разделились. Но мечта об уютной домашней школе продолжает греть душу... Вот если бы дети снова стали маленькими. И если бы вдобавок у нас был такой большой, удобный дом на горе, как у Саньки... Тогда бы мы точно попробовали.
А Санька, между тем, живет в своей «хрущевке».  Живет по уважительной причине: ребенку ведь каждый день нужно в школу.


 

Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Расстройство пищевого поведенияЧитать статью
Время для отношенийЧитать статью
Актуальные предложения и промокодыЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.