Товарно-денежные отношения в семье
14/01/2009
КОЖЕВНИКОВА Марина
159

Не секрет, что в последние годы родители довольно часто «хвалят» своего малыша деньгами. Так проще, так все в выигрыше.  Правильно это или нет – вопрос спорный и сложный.
Попробуем по порядку все разобрать.

Что было до денег?
В различных регионах мира существовали различные заменители денег: на островах Океании деньгами служили ракушки, в Новой Зеландии в качестве денег использовались огромные валуны с отверстиями в середине, во многих странах использовался скот и шкуры животных, а на Руси помимо всего прочего могли использоваться соляные бруски.

Учиться на ошибках
Малыш помог с уборкой квартиры, поиграл с младшей сестренкой или принес пятерку за сложную контрольную… Неважно, все эти факты вызывают одобрение и гордость у родителей и так хочется похвалить ненаглядное чадо, сделать что-то приятное, донести до него свою любовь и восхищение. Знакомо?
Однозначно, отмечать всевозможные успехи, и маленькие, и большие, необходимо. У малыша останется приятный осадок от сделанного, что само по себе уже является хорошим стимулом закрепить это поведение. Однако проблема в том, что если не задумываясь хвалить и совать сласти и монеты в копилку, то очень скоро мотивом подобного положительного поведения станет банальное желание заработать, что-то получить, что-то попросить…И вот уже перед нами не чудо-ребенок, а хитрый и расчетливый субъект товарно-денежных отношений. Можно ли этого избежать?
Безусловно, да.
Однако надо помнить одно золотое правило, которое очень просто и про которое родители частенько забывают.  Все приемы, которые работают со взрослыми, не годятся для ребенка. Что я имею в виду?
Давайте вспомним себя. Мы работаем, получаем полагающееся жалование и… очень рассчитываем  на премии, хотя бы раз в год. Если за успешно проделанную работу нам платят вознаграждение, то мы рады и впредь стараемся работать по полной программе, вроде как по инерции, особо не надеясь, что нам теперь будут всегда доплачивать за лишний исписанный лист или на три дня раньше законченный отчет.  Дети при неправильной стимуляции денежными средствами теряют интерес к тому, за что их наградили. А на первый план выходит жажда награды, сужение круга интересов до заработка, жадность и т. д. Конечно, так происходит не всегда и не у всех детей. Но зачем ждать проявления таких негативных черт у своего малыша, лучше уяснить, как и когда правильно поощрять малыша, не разрушая, а создавая его личность.


Действуем правильно
Для начала давайте поговорим с малышом и выясним его желания.  Раз уж вы решили поощрять ребенка материально, то будет глупо навязывать свою волю в выборе покупки. Предоставьте малышу свободу, дайте почувствовать себя самостоятельным и ответственным. Конечно, не сразу, но таким образом он уяснит способы обращения с деньгами, их цену.  
Награждая малыша, уточните, хочет ли он что-то приобрести сейчас или имеет долгосрочную цель, на которую намерен накопить. Примером правильного поведения тут может служить такое обращение:
«Ты хорошо учился в этой четверти, и я знаю, что ты хочешь новую электронную игру, вот, кладу тебе в копилку половину ее стоимости, молодец!»
В этом случае очень важно, что- бы цель было точно поставлена, а денежное поощрение шло именно на ее реализацию. Если  ваше вложение пойдет на что-то по настоящему очень желаемое, то и финансовый урок будет усвоен  как следует.
Ни в коем случае не следует давать деньги просто так, абстрактно: «Купи себе что-нибудь потом…» Ребенок пока не умеет обращаться с  деньгами. Если не оказывается рядом какой-то цели, то средства будут потрачены бездарно, не принося пользы и радости ребенку. Лишние деньги «жгут» руки, их просто хочется потратить  и как можно быстрее.
Если вы видите, что какой-то глобальной цели у малыша пока нет, ему можно помочь с ее постановкой. Обсудите его хобби, чего бы малышу хотелось, что для этого может понадобиться и т. д. Заинтересуйте, одним словом, а уж после этого торжественно вручайте вознаграждение.


Как в аптеке
Что касается суммы вознаграждения, то она зависит от многих факторов. В первую очередь от достатка семьи и, конечно, от достигнутого положительного результата, собственно, за что вы награждаете малыша. Совершенно понятно, что помощь в выходные с уборкой или отличные годовые отметки – это вещи несколько разные, соответственно и награждаться должны тоже по-разному. В противном случае у  ребенка не сформируется того самого понимания награды за результат.
Поощрять можно и следующим образом: приурочивая награду к какому-либо событию, празднику. Однако тут вы обязательно должны напоминать ребенку, за что он награжден («Ты добился хороших результатов в музыкальной школе в этом полугодии, на день рождения мы сможем выбрать тебе коньки, которые ты так хотел»).
И все-таки этот вид награды хорошо работает с детьми постарше. Маленький ребенок еще не может достаточно хорошо помнить  и держать связь между успехом и отсроченной наградой.
Поощрять материально можно непосредственно, как мы разобрали выше, и опосредованно. Например, ребенок давно хочет какую-то игрушку или одежду. Вы не даете конкретно деньги в руки малыша, а заранее оговариваете сумму, на которую он смело может рассчитывать, и отправляетесь в магазин. Важно опять же помнить, ребенок делает свой выбор только сам и он четко представляет, что это награда за его определенные успехи. Что он очень старался и в итоге заслужил поощрение. Что он – молодец!


Деньги могут быть поощряющим элементом, главное, чтобы это было сделано правильно и разумно. В этом случае у ребенка не пострадает мотивация. Он будет хорошо учиться, помогать, достигать и стараться, и у него не пропадут реальные цели, но он поймет, что за определенные достижения и внутренние положительные изменения родители смогут его вознаградить, как взрослого. И поймет, что награда не дается даром.

Вам также будет интересно
Миф о трехразовом питанииЧитать статью
Повышение спроса на противопростудные препаратыЧитать статью
Советы от стилиста Александра Рогова. Как грамотно развесить свою одеждуЧитать статью
Дистанционное обучение: почему студентам стало сложнееЧитать статью
Пошаговая чистота: план уборки на неделюЧитать статью
Обучение английскому детей с 3 лет | Особенности курсов иностранного языкаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.