Поиск

А теперь они пошли в школу...

07/10/2008
МОРОЗОВ Дмитрий
521

"Я никогда до Китежа не смеялся на уроках!» - Валентин (7-й класс) после недели пребывания в Китеже.

Знакомство с обществом, выстроенным в систему, начинается у детей со школы. Обстановка в классе становится проекцией огромного мира, фундаментом для всех выводов и обобщений, которые сделает маленькая личность на будущее. Так формируется отношение к учебе, школе, в широком смысле – к постижению Мира. Для многих детей здесь же начинаются первые серьезные вопросы: "Где мое место в мире детей и мире взрослых".

Возраст с 6 до 11 лет - золотой период. На этой стадии особенно ярко проявляются трудолюбие, чувство долга и стремление к достижению успеха. Ребенок все еще хочет учиться в школе, если, конечно, взрослые не предпринимают специальных усилий, чтобы подавить это стремление. На этой стадии ребенка не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное одобрение. Его личность растет в испытаниях, питается одобрением значимых для него людей. Ребенок замечает, что его окружает ОБЩЕСТВО и начинает строить свои отношения с этой новой для него сущностью. Откуда он получает информацию? Из личного опыта и разговоров родителей. Поэтому в такой момент родители просто не имеют права допускать различия в оценках, двойной стандарт. Это может запутать растущую личность, поселить неуверенность и безверие. За каждым серьезным достижением должно следовать четкое подкрепление одобрением. Фраза родителя: "Я не привык хвалить", - является "должностным" преступлением.

Для большинства детей, попавших в Китеж из детского дома, главная проблема – неумение заставить себя учиться. В их сознании успехи в учебе связаны с затратами сил, которые не компенсируются радостью или удовлетворением от победы. Мы пытаемся сделать все, чтобы процесс учебы не вызывал страха или отвержения. Школа должна притягивать и успокаивать, учитель – вызывать доверие и любовь.

Ох, как много зависит от первого школьного учителя! Для тех, кто верит только в дидактические и раздаточные материалы, приведу цитату из книги Ш.Амонашвили «Школа жизни»: «Школа (скале) есть …ступеньки лестницы восхождения души. А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нем…» и далее «Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации».

Мой совет родителям – каждый день интересуйтесь тем, что происходит в школе не уроках. Не поленитесь сходить и познакомиться с учителями, особенно в начальных классах.

Задача учителя – производить впечатление. Чем ярче впечатление, тем четче образ, оставшийся в сознании ученика. Создать связь между образом и силой, которая этот образ питает - функция учителя (не великого и единственного, а каждого человека, который занят воспитанием детей). Нормальный ребенок требует именно взаимодействия с учителем. Он не хочет быть пассивным слушателем. Вернее так, если ребенок не втянут во взаимодействие с учителем, то он ничего и не берет из урока.

Где-то в 5-м классе (плюс минус два года), растущая личность входит в новый этап взросления. Он характеризуется тем, что вырастает значимость оценки коллектива по сравнению с оценкой, даваемой родителями. Мальчики и девочки начинают самоутверждаться, бороться за место в иерархии, и тут очень многое зависит от культурных ценностей, принятых в среде сверстников.

В интеллектуальной среде, где авторитет зависит от успехов в школе и широты кругозора, каждый подросток стремится добиться признания в рамках общепринятых ценностей. Если же среда смешанная, то неуспешный ученик может попытаться отстоять свое место прямо противоположными способами. Он будет доказывать, прежде всего, самому себе, а потом уже и окружающим, что ему “плевать на отметки в школе”. Соответственно, он будет пытаться поднимать свой авторитет в системе других норм, принятых, например, в компании во дворе или в кругу таких же неуспешных учеников.

А те, кто не могут поднять авторитет ни одним из возможных способов, свыкаются с подчиненным положением и стараются уйти из неприятной реальности. Пятиклассница начинает сосать палец и говорить с детской шепелявостью от страха перед сложной задачей. Она принимает облик грудного младенца, которому слабость служит лучшей защитой. А учитель в этот момент говорит с ней языком, рассчитанным на понимание взрослыми учениками. Он злится, а девочка еще глубже закапывается в спасительное непонимание и безответственность младенческого периода.

Тут-то у многих детей и начинается первое разочарование. Социум берет их в свои объятия и заставляет, не столько отвечать на свои внутренние стимулы, сколько на внешнее стимулирование. Эти вызовы (указания учителей, домашние задания, необходимость подчиняться распорядку) редко отвечают их внутренним потребностям.
Представьте себя на их месте. Вам хочется изучить новый рецепт японской кухни, а кто-то свыше заставляет вас в этот момент читать книгу. Вы подчинитесь, но даже если это ваша любимая книга, ваше чтение будет восприниматься как выполнение обязанности. А у принудительного труда КПД невысок. Вообще, любой взрослый прекрасно понимает, как важно делать именно то, что хочется. И уж конечно, только при таких условиях возможно вдохновение, полная концентрация.

Ребенка же с первых дней в школе заставляют делать не то, что хочется, а то, что надо, то, что положено по школьной программе. Посопротивлявшись, он привыкает подчиняться, а попутно обучается раздваивать свое внимание. Он рассеянно наблюдает за учителем, более- менее пытаясь соответствовать образу прилежного ученика, одновременно прокручивая на запасном экране своего сознания разные интересные истории, мечты и воспоминания.

Мы думаем, что в идеале в дошкольный период и в младших классах было бы полезно больше следовать индивидуальным запросам детей. Вы же понимаете, что ребенок будет внимательно слушать только ответ на тот вопрос, который его волнует в данную минуту. Заставить его набирать информацию, в которой он не ощущает потребности, очень трудно. Конечно, понемногу создается привычка учиться. дети становятся, может быть, и менее любознательны, зато более сознательны и организованы. И, конечно, учитель не может подходить индивидуально к вопросам каждого ребенка, особенно если в классе 30- 40 человек. Если же внешним стимулированием будут злоупотреблять родители или воспитатели детского учреждения в дошкольный период, то дети приучатся к пассивному сопротивлению, лишаясь возможности и потребности свободно самовыражаться.

Наши ученики, увы, мотивированы чаще всего только пассивно сидеть на уроке. У одного это происходит из-за недостатка энергии, особенностей темперамента, у другого из-за недостатка стимулов из-за пониженных потребностей. Например, одному учится интересно, то есть весело, а другому скучно. И развеселить не удастся…

Знаете, что должны делать заботливые родители в таком случае? ЗАСТАВЛЯТЬ. Но, заставляя, вы навязываете свою программу и даете ребенку право на обиду.

Новая информация, вбитая посредством насилия, переваривается плохо, как пища, скушанная без аппетита.
Работа с детьми открыла мне простую истину: человек тем охотнее учится новому, чем меньше усилий это требует. По крайней мере, усилия должны быть незаметными, как в игре. Дети могут играть днями напролет, генерируя огромную энергию без всякого напряжения и внутренних блоков. Но посадить их учиться и через пол часа они потеряют интерес и силы, а вы получите сопротивление и капризы.

Мы готовим детей к жизни в большом и таком непонятном даже для взрослых мире. А чтобы выжить в нашем обществе, надо иметь хорошие мозги. В хорошей школе учеба почти тождественна интеллектуальному развитию. Образование дает ребенку великое право выбора будущего пути, делая его хозяином собственной судьбы и сознательным гражданином. Отсутствие образования превращает личность в беззащитного, закомплексованного обывателя. Развитое воображение помогает строить жизненные планы, научное познание – воплощать эти планы в реальность. У тех детей, кто оказался предрасположенным к интеллектуальному развитию, обучение становится способом повышения самооценки и получения удовольствия.

Факты надо не просто зазубривать, их надо научиться обрабатывать и применять на практике в реальной жизни. А научиться этому можно, если только каждое «знание» понято, пережито и усвоено как свое. Для этого ребенок должен ХОТЕТЬ работать с этим «знанием». Путь к «охоте» лежит через радость, через стремление повторить удовольствие. Ребенок должен почувствовать вкус к постоянному переживанию открытий.

Это, конечно, не модные в психологии «инсайты», а эмоционально окрашенные мгновения маленьких прозрений. К ним должен подводить взрослый, подводить и обращать внимание, так чтобы в зависимости от уровня культуры ребенок сказал или «У, блин!», или «Эврика!»

Некоторые дети обладают этой счастливой способностью с рождения. Но и в этом случае взрослый должен оказывать постоянную моральную поддержку ребенку, показывая, что разделяет радость и удивление. На первых порах нелишне и специально обратить внимание ребенка на сложные задачи в учебнике или жизни. Важно, что ребенок обучается замечать их, искать решения и в конечном счете воспринимать поиск решений как гимнастику для ума, как вызов и радость.

Взрослый подбрасывает задачи – ну-ка попробуй, ты же справишься, а вот это тебе еще не встречалось, сможешь? Такой подход помогает установить отношения сотрудничества и не выглядеть в глазах ребенка занудой. Помните сетования фрекен Бок в «Малыше и Карлсоне»: «Ух, какая это мука воспитывать!» Взрослый должен тонко и кратко ставить акценты: «Молодец… как ты ловко подметил!» Еще лучше действует непрямая похвала: «Полюбуйся, дорогая жена, какую картину нарисовал наш мальчик, почти профессионально». Замечания такого рода позволяют ребенку сохранить независимость, но при этом сравнить свой взгляд со взглядом родителей.

ПЕДАГОГИКА БЕЗ БОЛИ
Теперь мы перестали удивляться, что дети, попадающие к нам в кризисных ситуациях, будь то выходцы из благополучных семей или из детских домов, одинаково плохо усваивают новый материал на уроках. Часть энергии, которая могла бы помочь концентрации на уроках, увеличить объем памяти, уходит на то, чтобы подавлять страхи, полученные в раннем детстве.

Ребенок слушает учителя, но для того, чтобы хоть что-то запомнить, он должен сделать несколько усилий в своем сознании – захотеть запомнить, эмоционально окрасить услышанное, несколько раз повторить его внутри своего сознания. А у того, кто еще недавно потерял родителей, кто сражался за свою жизнь, в голове совершенно реальные для него картины из прошлого, фантастические планы как отомстить, разбогатеть, убежать. И эти воспоминания и мечты куда реальнее и красочнее, чем все, что происходит вокруг.

Если он в этот момент решает собственные психологические проблемы, то он все равно не впустит в себя новую информацию. Вспомните, каких неимоверных усилий требует от вас самих попытка переключиться после неприятностей на работе на милую воркотню супруги. Что уж говорить про подростка. Тут и новые задачи, которые надо решать со сверстниками и новые ощущения, которые порождает в теле гармонная перестройка, и переоценка своего места в мире.

Растущая личность находится во власти образов, которые непрерывно всплывают откуда-то из глубин тела и сознания. Представьте себе, что вы лежите в окопе под бомбами, а какой- то тип пытается втолковать вам про зиготы или косинусы. Много из услышанного имеет шанс осесть в вашей памяти?

Учитель объясняет, ребенок слушает, но на промежуточной части экрана перед внутренним взором видится что-то совсем иное – то, что осталось из детства, то, что лежит в области не достигнутых целей.

Как отключить внутренний экран сознания, как направить внимание во вне, сделать его нашим союзником – то есть средой передающей непосредственно информацию от учителя? Для этого нужна потребность, то есть должны работать сильные чувства, которые усиливают концентрацию и дают дополнительную энергию.

Редкий школьник будет учить уроки просто потому, что ему интересен сам процесс. (Хотя бывают и такие самородки.)
У каждого свой мотив. Вам повезло, если ребенок учится для того, чтобы доставить радость родителям или занять престижное положение среди сверстников. Но бывает и наоборот!

История, рассказанная 17-летним студентом МВТУ, проходившем практику в Китеже:
«Я выучил таблицу умножения, можно сказать назло родителям. Пришли гости, я хотел быть с ними, а они загнали меня учить таблицу умножения, ну, я ее за час и выучил, хоть и не понимал, зачем. Это, чтоб меня к гостям пустили. Но все равно родители меня игнорировали. Дедушке я благодарен за свое полное детство. Он разнообразил жизнь. Бабушка пеклась и не отпускал на двор. Родителям было не до меня…А дедушка ходил со мной по пригороду, по заброшенным местам. Помню мосты, руины. Я до сих пор люблю картины разрушения, конец цивилизации. Я понял, что мир познаваем и самое классное в нем – это путешествия. Лето – время свободы. Дедушка брал меня на стадион, он играл в шахматы а я гулял, но внутри забора. Эту свободу мне предоставлял дедушка. Во втором классе одноклассник играл с пушкой из железа, и мне врезал ей по голове. Кровь…Я отлежался, вернулся в школу и получил несколько пятерок – и все в классе сказали: «ты не такой как мы». Я стал стараться держать марку, не быть как все. В 5 классе я понял, что круто, чтоб быть не таким как все. Я начал любить даже классическую музыку. Так я понял, что мир в большинстве своем ограничен людьми, которые мне не интересны. И только в восьмом классе я встретил друга, который был тоже не похож ни на кого, и стал держаться за него, чтоб не быть как все. Он и не дал мне раствориться… Я понял, что мир изменяем. Насчет родителей, я так решил проблему – они стали для меня друзьями. Им всегда было не до меня. Я готов служить им своей неординарностью, но быть, как они я не хочу и не буду».

Любовь к чтению – как способ терапии

Шестиклассница Наташа после чтения "Мцыри": "Я сегодня впервые, как-то по-особому читала книгу и почувствовала себя внутри. Там был герой… мальчик. Ну, мне показалось, что он - это я. Те же чувства, проблемы… Прожив немного в нем, я поняла лучше свою жизнь".

Семиклассник Андрей: "Я тоже ныряю в книгу. Сначала смотришь - буковки, буковки. А потом ты уже внутри и живешь чужой жизнью".

Рассказ детей о проникновении в пространство художественного произведения, в пространство книги надо воспринимать буквально. Мы говорим о таком состоянии человека, когда он забывает о своей материальной оболочке, о материальной реальности вокруг него, и перемещает свое сознание в пространство, созданное для него гениальным писателем. Ну, если и не гениальным, то обязательно талантливым. В бездарных произведениях нет пространства, туда нельзя нырнуть, они словно выталкивают тебя назад, в реальность.

В начале прошлого века те же мысли всерьез высказывал Н.А.Бердяев: "Я вижу смысл искусства в том, что оно переводит в иной, преображенный мир. Оно освобождает от гнетущей власти обыденности и тогда, когда художественно изображает обыденность. Я называю буржуа по духовному типу всякого, кто наслаждается и развлекается искусством как потребитель, не связывая с этим жажды преображения мира и преображения своей жизни... Моя оценка романа связана со способностью автора заставить меня войти в свой мир, иной, чем окружающая постылая действительность".

Человеческому сознанию дана уникальная способность входить в пространство книги, отождествлять себя с героями, сопереживать и т.д. Но, увы, далеко не все дети это умеют. Как мы говорим в Китеже: колесики сознания не зацепляются за чужую реальность. Ребенок читает слова и предложения, но не погружается в пространство произведения.

Мы уже говорили, что любой, даже чужой опыт может быть усвоен нашим сознанием, только если он эмоционально пережит. Не каждому дано делать выводы, просто наблюдая течение жизни, не каждый может за цепью событий увидеть закономерность и в таком виде освоить ее, обретести опыт. Талантливая книга – это специально подготовленная к потреблению эссенция чужого опыта. Настоящее произведение искусства пробуждает и чувства, и интеллект, то есть заставляет нас и мыслить, и переживать одновременно, а это и создает необходимые условия для правильного усвоения жизненных истин. Книга дает шанс прожить много жизней, примерить на себя чужие, несвойственные роли и судьбы, убедиться в приемлемости или неприемлемости для тебя лично того или иного жизненного сценария.

Но книга подобна пещере Алладина. Надо знать магическое заклинание, чтобы вход к сокровищам открылся. Каждый получает право на клад в соответствии со своим душевным строем и по мере своих сил. Более того, одна и та же пещера для разных людей оказывается то переходом в иную реальность, то экраном со множеством виртуальных миров, то просто складом информации, сродни библиотеке.

У некоторых детей, как и у Алладина, есть право крови на свободный доступ в пещеру. Других надо учить. Причем, для поверхностного взгляда между этими детьми нет никаких различий. Оба прилежно сидят с книжкой в руке. Но один может заплакать, отказаться идти спать, пока не дочитает, сказать про главного героя: "Я бы хотел оказаться на его месте". Это значит, ваш малыш начал путешествовать по мирам так же, как и лорд Корвин путешествовал по Теням Амбера. Это очень серьезно!

Десятиклассница Маша П. в сочинении после чтения фантастического романа "Дюна": "Я ухожу туда, к Муаддибу, всегда, когда мне особенно трудно. И вглядываясь в его жизненный путь, я вижу, что все мои проблемы меркнут на фоне испытаний, которые пришлось выдержать ему. Оставшийся без родных и близких, потерявший свой кров и привычный образ жизни, окруженный людьми, совершенно не понимающими его устремлений. Раз он победил в таких условиях, значит, можем победить и мы. Я черпаю силу и надежду из этой фантастической истории, так как в ней есть какая-то доля истины. Герберт уловил что-то очень важное в основных законах развития".

Из книги Дмитрия Морозова "Техника безопасности для родителей детей нового времени"

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.