Призыв школы «Поможем детям
научиться учиться», обращенный к семье, родителями понимается неоднозначно.
Одни видят в нем требование домашнего контроля за приготовлением уроков. Другие
— призыв помочь ребенку приспособиться к резко изменившемуся распорядку дня.
Третьи спокойны: «продленка» все сделает. Иные усматривают в этом призыве
попытку школы переложить на семью «свои обязанности». В семьях, где дети все
схватывают «на лету», порой безмятежны — оценки хорошие, ребенок не утомляется.
А в самом призыве многими бывает услышано лишь «помогите учиться!». Вот и
помогаем в меру своего разумения...
Чаще всего пик родительского
энтузиазма приходится на первый год учебы ребенка. Затем, особенно если дела в
школе идут благополучно, родительский интерес к учебе не ослабевает, конечно,
но как бы теряет трепетность. И крепнет уверенность: чем скорее ребенок станет
самостоятельным в учебных своих делах, тем лучше для него, контроль нужен лишь
внешний, «чтобы отметки были хорошие».
Но что означает эта
самостоятельность в учебе? Когда малыш становится самостоятельным? И каждый ли
становится? Что делает и что может сделать для этого семья?..
В повседневной речи слово
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ означает для нас СОВЕРШАЕМЫЙ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ, БЕЗ ЧУЖОЙ
ПОМОЩИ. И самостоятельность — в поступках ли, в мыслях — зиждется на
основательной либо безосновательной уверенности в своих силах. Не упустим
отмеченное В.И.Далем значение слова «сам»: местоимение это употребляется «для
придания особой важности личной деятельности».
Школа под учебной
самостоятельностью ребенка понимает прежде всего его личную деятельность в
освоении культуры учебного труда. На язык школьного обихода эта целевая
образовательная установка переводится как призыв, обращенный к школьнику:
«УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!»
Опыт педагогический, да и
житейский, показывает, что развитое умение учиться (учить СЕБЯ) — сложная, но
доступная, неврожденная способность. Специальные исследования подтверждают это,
питая оптимизм родителей и педагогов. Воспитание, взращивание этой способности
— дело небыстрое, но посильное каждой семье, осознанно сотрудничающей со
школой.
Осознанное сотрудничество со
школой стоит на трех китах: постоянном контакте с педагогами, целенаправленном
родительском самообразовании, развитии способности родителей к осмыслению
собственных педагогических поступков.
Учебная деятельность в младшем
школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Успешное учение
— основа самоутверждения малыша, залог его душевного равновесия. Ребенок
стремится к этому равновесию, но без помощи семьи, определенного домашнего
уклада, сочувствия близких, их грамотной помощи ему не одолеть принципиально
новой для него деятельности — учебной.
Нет успешного учения без
необходимых умений, равно важных для изучения любого школьного предмета. Они
так и называются — «общие учебные умения школьника». И начальная ступень
обучения закладывает фундамент таких умений, обеспечивающих прочность и красоту
учения, дающих основание уверенности в своих силах, — умений, на которых
строится самостоятельность в учении.
Классный руководитель или завуч
начальной школы должен познакомить родителей с конкретными требованиями учебных
программ к формированию общих учебных умений ребенка. Они включают умения,
связанные с организацией учебного труда; с работой над определенным кругом
источников информации и образных представлений, где печатное слово, книга — в
центре внимания; с культурой устной и письменной речи, культурой мышления. Шаг
за шагом, по годам обучения прослежена перспектива и указаны координаты
формирования общеучебных умений.
Родительское самообразование —
важный залог успеха в воспитании у ребенка учебной самостоятельности. Особенно
подчеркну цель такого самообразования, ибо смещение акцентов во многом
становится причиной родительских неудач.
Да, важно знать, чему и как учит
школа, какие задачи ставит она перед ребенком. Но ваш малыш уникален. Это
человек с определившимся темпераментом, биоритмическими особенностями и
особенностями внимания и памяти, волевых проявлений, с определенным житейским
опытом и культурной одаренностью...
Знаете вы это о своем ребенке?
Без такого знания ваша помощь в обретении им самостоятельности будет весьма
проблематичной, а может быть, и осложняющей развитие ребенка. Именно это
узнавание становится важнейшей целью родительского самообразования для того,
чтобы действовать в согласии с природой ребенка, способствовать проявлению ее
милостей и мягко нейтрализовать ее оплошности.
Что же может сделать семья для
воспитания учебной самостоятельности малыша? В последующих публикациях мы
познакомим вас с рекомендациями специалистов, психологов и педагогов,
родительским опытом по воспитанию учебной самостоятельности младшего школьника.
Начнем же с главного — домашней
психотерапии неуспеха ребенка. Отнеситесь к нижеследующим правилам с позиции
трех китов осознанного сотрудничества со школой.
Правило первое. Не бейте
лежачего. Отметка, расстроившая малыша, уже сама по себе наказание, и не стоит
лишний раз попрекать его.
Правило второе. Чтобы избавить
ребенка от недостатков, замечайте их «не более одного в минуту». По возможности
выберите из множества недостатков тот, который для вас сейчас особенно
непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите
только о нем.
Правило третье. Не гонитесь за
семью зайцами... Беритесь одолевать вместе те учебные трудности, которые
наиболее значимы для вашего наследника. Если беспокоит скорость чтения, не
требуйте одновременно и выразительности и т.п.
Правило четвертое. Хвалите
исполнителя, критикуйте исполнение. Это правило — центральное! Учитель
оценивает работу по школьным нормам. Ребенок же склонен любую отметку
воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность.
Правило пятое — самое трудное
правило. Оценка родительская и школьная отметка не должны совпадать! Домашняя
оценка (в суждениях, в маленьких праздниках, а не в баллах!) сравнивает
сегодняшние успехи малыша с его собственными вчерашними неудачами, а не только
с государственными нормами оценивания, как это делает учитель, выставляя
отметку, и не с успехами других детей.
Правило шестое. Не скупитесь на
похвалу, строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у
школьных отметок. Нет такого неудачника, которого не за что было бы похвалить.
Правило седьмое. Учитесь
выделять в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская
вера в себя и в успех своих учебных действий. Оценивать учебный труд надо очень
дробно, дифференцированно (и умение решать задачи такого типа, и правильность
вычислений, и грамотность записи, и внешний вид работы...). При
дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения
полной неудачи.
Правило восьмое.
Дифференцированная оценка учебного труда поможет поставить перед малышом
предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Попробуйте
(с помощью учителя) определить «составляющие» не удавшейся ребенку работы и
начните последовательно и систематично продвигаться к успеху.
Правило девятое. Ребенок должен
быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно
оценивать свои достижения. «Умение себя оценить является необходимым
компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей.
Самооценка ребенка не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и
вырастает на них», — отмечает психолог. Самооценка же ребенка, вырастающая на
почве приведенных правил, поможет относиться к школьным отметкам (довольно
несовершенная система, к сожалению) без стресса, но осознанно.
Подробнее ознакомит с
психотерапией неуспеваемости, с трудностями научения учиться умная и человечная
книжка психолога Г.А.Цукерман «Школьные трудности благополучных детей», откуда
и взяты эти правила.
Психотерапия неуспеха поможет
эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, менять отношение ребенка
к своему учебному труду. Именно так обретает малыш уверенность в собственных
силах — основе учебной самостоятельности.
Любовь НИКОЛАЕВА, кандидат
педагогических наук