Поиск

ФОРМУЛА успеха

09/02/2015
КОВИНЬКО Луиза
326

школа

 

Призыв школы «Поможем детям научиться учиться», обращенный к семье, родителями понимается неоднозначно. Одни видят в нем требование домашнего контроля за приготовлением уроков. Другие — призыв помочь ребенку приспособиться к резко изменившемуся распорядку дня. Третьи спокойны: «продленка» все сделает. Иные усматривают в этом призыве попытку школы переложить на семью «свои обязанности». В семьях, где дети все схватывают «на лету», порой безмятежны — оценки хорошие, ребенок не утомляется. А в самом призыве многими бывает услышано лишь «помогите учиться!». Вот и помогаем в меру своего разумения...

Чаще всего пик родительского энтузиазма приходится на первый год учебы ребенка. Затем, особенно если дела в школе идут благополучно, родительский интерес к учебе не ослабевает, конечно, но как бы теряет трепетность. И крепнет уверенность: чем скорее ребенок станет самостоятельным в учебных своих делах, тем лучше для него, контроль нужен лишь внешний, «чтобы отметки были хорошие».

Но что означает эта самостоятельность в учебе? Когда малыш становится самостоятельным? И каждый ли становится? Что делает и что может сделать для этого семья?..

В повседневной речи слово САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ означает для нас СОВЕРШАЕМЫЙ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ, БЕЗ ЧУЖОЙ ПОМОЩИ. И самостоятельность — в поступках ли, в мыслях — зиждется на основательной либо безосновательной уверенности в своих силах. Не упустим отмеченное В.И.Далем значение слова «сам»: местоимение это употребляется «для придания особой важности личной деятельности».

Школа под учебной самостоятельностью ребенка понимает прежде всего его личную деятельность в освоении культуры учебного труда. На язык школьного обихода эта целевая образовательная установка переводится как призыв, обращенный к школьнику: «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!»

Опыт педагогический, да и житейский, показывает, что развитое умение учиться (учить СЕБЯ) — сложная, но доступная, неврожденная способность. Специальные исследования подтверждают это, питая оптимизм родителей и педагогов. Воспитание, взращивание этой способности — дело небыстрое, но посильное каждой семье, осознанно сотрудничающей со школой.

Осознанное сотрудничество со школой стоит на трех китах: постоянном контакте с педагогами, целенаправленном родительском самообразовании, развитии способности родителей к осмыслению собственных педагогических поступков.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Успешное учение — основа самоутверждения малыша, залог его душевного равновесия. Ребенок стремится к этому равновесию, но без помощи семьи, определенного домашнего уклада, сочувствия близких, их грамотной помощи ему не одолеть принципиально новой для него деятельности — учебной.

Нет успешного учения без необходимых умений, равно важных для изучения любого школьного предмета. Они так и называются — «общие учебные умения школьника». И начальная ступень обучения закладывает фундамент таких умений, обеспечивающих прочность и красоту учения, дающих основание уверенности в своих силах, — умений, на которых строится самостоятельность в учении.

Классный руководитель или завуч начальной школы должен познакомить родителей с конкретными требованиями учебных программ к формированию общих учебных умений ребенка. Они включают умения, связанные с организацией учебного труда; с работой над определенным кругом источников информации и образных представлений, где печатное слово, книга — в центре внимания; с культурой устной и письменной речи, культурой мышления. Шаг за шагом, по годам обучения прослежена перспектива и указаны координаты формирования общеучебных умений.

Родительское самообразование — важный залог успеха в воспитании у ребенка учебной самостоятельности. Особенно подчеркну цель такого самообразования, ибо смещение акцентов во многом становится причиной родительских неудач.

Да, важно знать, чему и как учит школа, какие задачи ставит она перед ребенком. Но ваш малыш уникален. Это человек с определившимся темпераментом, биоритмическими особенностями и особенностями внимания и памяти, волевых проявлений, с определенным житейским опытом и культурной одаренностью...

Знаете вы это о своем ребенке? Без такого знания ваша помощь в обретении им самостоятельности будет весьма проблематичной, а может быть, и осложняющей развитие ребенка. Именно это узнавание становится важнейшей целью родительского самообразования для того, чтобы действовать в согласии с природой ребенка, способствовать проявлению ее милостей и мягко нейтрализовать ее оплошности.

Что же может сделать семья для воспитания учебной самостоятельности малыша? В последующих публикациях мы познакомим вас с рекомендациями специалистов, психологов и педагогов, родительским опытом по воспитанию учебной самостоятельности младшего школьника.

Начнем же с главного — домашней психотерапии неуспеха ребенка. Отнеситесь к нижеследующим правилам с позиции трех китов осознанного сотрудничества со школой.

Правило первое. Не бейте лежачего. Отметка, расстроившая малыша, уже сама по себе наказание, и не стоит лишний раз попрекать его.

Правило второе. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их «не более одного в минуту». По возможности выберите из множества недостатков тот, который для вас сейчас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.

Правило третье. Не гонитесь за семью зайцами... Беритесь одолевать вместе те учебные трудности, которые наиболее значимы для вашего наследника. Если беспокоит скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и т.п.

Правило четвертое. Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение. Это правило — центральное! Учитель оценивает работу по школьным нормам. Ребенок же склонен любую отметку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность.

Правило пятое — самое трудное правило. Оценка родительская и школьная отметка не должны совпадать! Домашняя оценка (в суждениях, в маленьких праздниках, а не в баллах!) сравнивает сегодняшние успехи малыша с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания, как это делает учитель, выставляя отметку, и не с успехами других детей.

Правило шестое. Не скупитесь на похвалу, строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого неудачника, которого не за что было бы похвалить.

Правило седьмое. Учитесь выделять в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных действий. Оценивать учебный труд надо очень дробно, дифференцированно (и умение решать задачи такого типа, и правильность вычислений, и грамотность записи, и внешний вид работы...). При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило восьмое. Дифференцированная оценка учебного труда поможет поставить перед малышом предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Попробуйте (с помощью учителя) определить «составляющие» не удавшейся ребенку работы и начните последовательно и систематично продвигаться к успеху.

Правило девятое. Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. «Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей. Самооценка ребенка не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и вырастает на них», — отмечает психолог. Самооценка же ребенка, вырастающая на почве приведенных правил, поможет относиться к школьным отметкам (довольно несовершенная система, к сожалению) без стресса, но осознанно.

Подробнее ознакомит с психотерапией неуспеваемости, с трудностями научения учиться умная и человечная книжка психолога Г.А.Цукерман «Школьные трудности благополучных детей», откуда и взяты эти правила.

Психотерапия неуспеха поможет эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, менять отношение ребенка к своему учебному труду. Именно так обретает малыш уверенность в собственных силах — основе учебной самостоятельности.

 

Любовь НИКОЛАЕВА, кандидат педагогических наук

Вам также будет интересно
Нужен ли крем под подгузникЧитать статью
Почему во время беременности женщина становится раздражительной? Читать статью
Сделать прививку вовремяЧитать статью
Ухаживаем за телом и кожей во время беременностиЧитать статью
Во что играть с трехлеткой? Читать статью
Лучшая корейская косметикаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.