
«Нашему сынишке год и восемь. Гуляем с ним
в лесу. Мы с мужем с восхищением смотрим на стройные стволы сосен, затейливое переплетение корней на тропе. А
что же Андрюша? Он с увлечением собирает пластиковые бутылки, металлические
банки и пробки, которыми начинен наш
парк. Пытаюсь отвлечь его внимание, но тут взгляд сына падает на очередной
пластиковый трофей. С радостным криком он бросается к бутылке и с наслаждением
рассматривает ее. Потом он пытается насадить находку на торчащую рядом ветку.
Когда ему это удается, он, удовлетворенный, берет меня за руку, и мы продолжаем
путешествие…»
Из письма Ольги Максимовой, г.Томск
Манипуляция — это различные действия с
предметами, которые помогают маленьким исследователям узнавать и изучать их
свойства, а вместе с тем постигать и себя, как деятеля, создателя, способного
изменять практически все, что есть вокруг. В результате этого важного процесса
формируются определенные представления о предметном мире, в котором живет
ребенок, совершенствуется его рука — один из важнейших органов, дающий толчок
развитию речи и мышлению. Ближе к двум годам у детей появляется желание все
делать самому, родители часто слышат в ответ на предложение о помощи: «Я сам».
Чем больше ребенку предоставлена возможность проявлять себя в манипулировании с
предметами, тем лучше и разностороннее он будет развиваться.
Любопытство к шкафам, ящикам и комодам,
находящимся в доме, — это желание крохи найти нужные предметы для игры. Ребенок
3,5—4 лет, взяв, например, пробку, может представить ее машиной или куколкой,
заставить ее ездить, тормозить или танцевать, а малыш от года до трех лет будет
стараться приспособить эту пробку к различным банкам и бутылкам, запихнуть в
коробку и вынуть оттуда, засунуть в нее более мелкие предметы: бусинки, фишки,
спички, если они есть под рукой, постарается насадить пробку на карандаш,
палочку или ручку, бросить ее в воду и посмотреть, что с ней произойдет. Не исключено,
что в конце он попытается пристроить ее в мусорное ведро, по ходу вытащив
оттуда что-нибудь стоящее. И все начнется сначала…
Как же обезопасить себя от высыпанного
помойного ведра, от растерзанных шкафов и комодов, от отыскивания на улице грязных
банок и бутылок? Скорее всего, этого не избежать, но можно предложить малышу
совместную с нами, взрослыми, игру — манипуляцию. И тогда увлеченный новой
затеей ребенок не станет изучать содержимое кухонных полок, а с радостью
поможет маме справиться с неизвестным для него делом. Так, без запретов и
ограничений мы не отобьем у него охоты манипулировать с предметами и обеспечим
возможность развиваться и совершенствоваться, обходя опасность стороной.
Мы предлагаем вам несколько простых игр,
которые помогут вашему ребенку освоить интересный и многообразный мир
предметов.
«Входит и выходит, замечательно выходит»
Конечно, дома найдутся мелкие предметы:
пуговицы, игрушки, катушки, значки. Можно воспользоваться и фишками от мозаики,
игрушками из «киндера».
Предложите малышу вкладывать их в
пластиковую бутылку с узким горлышком. Пусть он проверит сам, влезут ли мелкие
предметы в сосуд или нет. Если ему захочется закрыть пробку и погреметь
содержимым — прекрасно, ведь это так увлекательно, да еще и громко.
Подобную игру можно провести с рамками
Монтессори, которых так много в продаже. Годовалым малышам еще трудно положить
изображения точно в предусмотренные для этого места, поэтому, занимаясь с ними,
можно предложить малышу только вынимать предметы, а потом складывать их в
коробку или банку с широким горлом. Ребенку будет интересно проверить, какие
изображения поместятся в емкость, а какие нет. Взрослый может подытожить
старания малыша:
— Смотри, у слоника длинный хобот, он не
помещается в коробку, а вот обезьянка и газель влезли. Их двое — один, два.
Закрывай коробочку, интересно, захлопнется ли крышка?
Не трудно заметить, что в процессе
подобных занятий с ребенком может быть освоен и словарный запас, и счет,
постигнуты многие важные понятия: длинный — короткий, толстый — тонкий, широкий
— узкий и т. д.
Красный, желтый, голубой…
Еще одна игра — изучение цвета предметов.
Перед малышом раскрывается заветная коробка с пуговицами разных цветов и
расставляются стаканчики разнообразной окраски. Наборы пластмассовых стаканчиков
разных размеров и цветов продаются как
развивающие игры, если таких сосудов дома нет, можно использовать цветные
пластиковые стаканы. Ребенка просят разложить пуговицы в стаканчики так, чтобы
их окраска совпадала. На наш взрослый взгляд эта игра очень проста, но на самом
деле у малышей она вызывает невероятные сложности. Если ваш игрок упорно
отказывается следовать правилам, не настаивайте — дайте возможность просто
положить пуговицы в те сосуды, которые ему нравятся. Научившись различать основные
цвета, ребенок с удовольствием вернется к этой игре, но уже по правилам.
Вариант этой же игры, но посложнее —
распределение по размерам. Как вы уже догадались, для нее тоже понадобятся
мелкие предметы разных размеров и емкости, отличающиеся по объему. Начинать
следует с двух размеров — очень маленького и очень большого, чтобы малыш мог с
легкостью различить их. Взрослый должен показать малышу, как и что надо делать.
Постепенно кроха начинает принимать в игре все большее участие.
«Пересыпь, но не рассыпь»
А что если после того, как ребенок положил
мелкие детали в бутылку, попросить его пересыпать содержимое в другой сосуд?
Ребенок с легкостью с этим справляется? Отлично! Тогда можно подобрать емкость
с более узким горлышком. Это действие не только тренирует руку, но и учит
соизмерять мышечное усилие и глазомер, тренирует точность движений.
Малыш расстроен из-за того, что многое
рассыпается? Успокойте его, покажите на своем примере, что вам это тоже дается
не так легко, помогите ему собрать рассыпавшиеся детали — это тоже чудесное
упражнение для тренировки рук, к тому же приучает к аккуратности.
«Лей, не жалей»
Если ребенок с удовольствием пересыпает
мелкие предметы, то ему будет интересно заняться переливанием из одного сосуда
в другой. Опять же стоит начинать с сосудов с большим горлышком. Емкость, из
которой льют, должна иметь маленькое горлышко, а та, в которую наливают, —
большое, со временем отверстия изменяются в сторону увеличения для первого
сосуда, так как из широкого горла трудно вылить, и в сторону уменьшения для
второго — в узкое отверстие трудно влить. В том случае, если вы совершенно
справедливо опасаетесь за то, что весь пол в детской и кухне будет залит
жидкостью, начните играть в ванной комнате и лишь потом, когда малыш приобретет
точность движений, переходите на кухню, в комнату.
А что если окрасить переливаемую воду? Это
даст возможность повторять названия цветов, следить за чудесными изменениями
при смешивании жидкости.
Если вам самим по каким-то причинам не
нравится игра, выберите другую, ведь от того, как настроена мама, зависит успех
ребенка.
Иногда малыш никак не хочет принимать
участие в занятии, попробуйте изменить или облегчить игру. Пусть он просто
кладет предметы в сосуды, или складывает емкости одну в другую, или делает из
них пирамидку. Быть может, вашей дочери будет интересно разложить пуговицы от
маленькой к большой и предложить на ужин Мишке, ведь игрушечные медвежата так
любят есть разноцветные котлеты — пуговицы? Самый простой и мудрый метод —
предложить ребенку самому придумать игру с данными предметами. Вы будете
удивлены, насколько изобретательнее нас с вами окажется малыш.
Оксана ЛОКТЕВА, преподаватель, кандидат
педагогических наук
Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап
Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.