Поиск

В погремушкином царстве, в пирамидкином государстве...

16/12/2015
АРИНИНА Ирина
894
Комната завалена игрушками. Казалось бы, что же ему не хватает, этому неугомонному крохе...Возможно, все имеющиеся игрушки ему просто не подходят, и родителям пора серьезно заняться созданием полноценной домашней игротеки.

игрушки для младенца

Специалисты по развитию дошкольников советуют подходить к выбору игрушек особенно тщательно, ориентируясь отнюдь не на предпочтения или детские воспоминания родителей. Игрушка должна быть не только внешне привлекательной, но и внутренне безопасной, а также приносить педагогическую пользу. – Только так можно создать грамотную игротеку. Основным помощником в процессе подбора станет возраст ребенка, причем с точностью до месяца.

С рождениядо трех месяцев

В возрасте до 3 месяцев, пока малыш еще толком не научился переворачиваться с боку на бок и его положение статично, он рассматривает то, что попадает в поле зрения. Чем ярче и затейливей окажется предмет, тем более длительное внимание уделит ему кроха. Идеальным развлечением для грудничка в этот период оказываются «мобили» – их вещают сантиметрах в 30–40 над кроваткой.

В какой-то момент, примерно в 2–2,5 месяца, кроха начинает тянуть ручки к игрушке – обычное созерцание кажется ему не столь интересным, хочется дотронуться до предмета, пощупать его и даже попробовать. Теперь ребенок – не просто наблюдатель: чадо жаждет деятельности. Значит, пришло время первой погремушки. Однако недостаточно просто вложить ее в пухлую ручонку карапуза – его нужно научить обращаться с игрушкой.

Для начала малышу следует показать погремушку и начать медленно водить ею из стороны в сторону, чтобы кроха успевал сфокусировать взгляд.

Убедились, что он привык – попробуйте дать подержать, учтя, что погремушка для самых маленьких должна быть практически невесомой, с удобной ручкой и, естественно, без углов. Если погремушка пластмассовая, согрейте ее своим теплом – холодная игрушка пугает малыша. Необходимо также убедиться в ее ударостойкости, иначе при расколе создающие шум мелкие шарики могут попасть в рот или нос крохе.

Ванька-встанька или неваляшка – идеальный друг для карапуза, которому уже комфортно лежать на животе. Игрушка раскачивается от малейшего прикосновения, мелодично позвякивает – красота. Удобнее всего «валять» небольшого «Ваньку», огромная неваляшка, раскачавшись, может больно ударить малыша.

Во времена моего детства этим нехитрым набором и ограничивались. Однако теперь, когда доказана необходимость развития ребенка с младенчества, в этом направлении работает целая индустрия. Заметив, что ребенок может подолгу рассматривать висящее на кроватке полотенце или мамин цветастый халат, специалисты придумали развивающий чудо-коврик с креплениями: к нему подвешены небольшие игрушки, маленькие небьющиеся зеркала, веревочки и ленточки, игрушки-пищалки. Съемные составляющие такого коврика могут варьироваться родителями в зависимости от возраста и предпочтений карапуза.

ГОСТы и СанПины

Эти загадочные аббревиатуры держат в страхе производителей и продавцов игрушек, не позволяя использовать некачественные и даже вредные для здоровья материалы при производстве детских изделий. (Для желающих быть подкованными во всех отношениях, сообщим, что необходимый ГОСТ имеет номер Р51556-99 и называется «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний», а соответствующий СанПин за номером 2.4.7.007-93 – «Производство и реализация игр и игрушек».)

Все игрушки обязательно маркируются, то есть указывается наименование изделия, товарный знак, название фабрики-производителя, импортера, страны-производителя, а также артикул, номер ГОСТа, дата изготовления, отметка ОТК.

Если быть кратким, можно сказать, что игрушки желательно покупать в специализированных магазинах, а не на рынке и не с рук. При этом родители вправе попросить для ознакомления сертификат качества изделия.

Насторожить должны:

  • неприятный или просто сильный запах;
  • режущая глаз расцветка;
  • пронзительный или пугающий звук, издаваемый игрушкой;
  • тяжесть;
  • неудобные для малыша габариты (в идеале размеры игрушки должны быть в
  • пределах от 10 до 40 см);
  • невозможность стирки.

3–6 месяцев
Тактильные ощущения и мелкая моторика важны для грудничка не меньше, чем для «ходунка». Для дальнейшего развития мамы-рукодельницы могут сами смастерить игрушки из различных на ощупь тканей, набив их мелкими речными камушками, песком, крупой, сухой травой – малыш получит массу не только тактильных, но и слуховых ощущений. Развивающие пособия должны быть небольшого размера и удобной для хватания формы, из плотной (двойной) ткани с надежными швами. Ведь кроха наверняка захочет и распробовать новую игрушку.

Придумав и смастерив очередной шедевр, не останавливайтесь – малыш растет не по дням, а по часам, и ему требуются все новые познавательные развивалки. Поюще-говорящие плюшевые игрушки, а также резиновые пищалки весьма востребованы в этот период жизни ребенка. Правда, многие малыши вздрагивают при резких звуках (например, различных имитаций сирены), хотя и спетая незнакомым голосом песенка может довести особо трепетных до слез. Поэтому лучше начать издалека, включив игрушку, скажем, на кухне, пусть малыш привыкнет к посторонним звукам, заинтересуется ими.

6–9 месяцев
Он уже умеет стоять на четвереньках, пытается сесть и активно учится ползать, ему до всего есть дело. Чем же его занять? В этом возрасте ребенок интересуется расположением предметов в пространстве. Поэтому ему подойдут яркие игрушки несложной геометрической формы. На первом месте окажутся вкладывающиеся друг в дружку по принципу матрешки формочки «мал-мала-меньше» (саму матрешку пока отбраковываем как покрытую невкусным лаком) и пирамидки.

В пирамидку (из-за опасности наткнуться на ее стержень) желательно играть с присмотром. При покупке лучше предпочесть пирамидки с тремя-четырьмя колесиками и верхушкой в форме петушка или другой забавной зверюшки. Возможно, карапуз не сразу сориентируется и научится нанизывать колечки в нужном порядке, зато их можно погрызть между делом, ведь зубы продолжают активно резаться.

9 месяцев –1,5 года

В этом возрасте хит сезона – кубики – тряпочные или пластмассовые, но обязательно с закругленными углами.

В то же время ребенок начинает понимать, что такое кошечка, собачка, птичка и лошадка – пытается отыскать их в ряду других игрушек. Если домашние при этом говорят, кто из зверушек как разговаривает («Му-у», «Мяу») – игра получится не только познавательной, но и страшно веселой.

Да и мячи никто не отменял. Главное, чтобы диаметр игрушки позволял обхватить ее крохотными ручонками. Мячик можно катать, сидя напротив мамы и широко раздвинув ноги-ворота; можно бросать, радостно сшибая с полок бабушкины любимые вазочки, а потом ползти через всю комнату, чтобы догнать его, развивая день ото дня всё большую скорость. Еще на мячик можно лечь, пузом вниз, и вдоволь накачаться с маминой помощью.

От полутора и старше

Когда крохе стукнуло год или полтора, это вовсе не значит, что он перестал быть младенцем и больше не нуждается в старых пищалках и шуршалках. Отнюдь, он может продолжать играть во многие из своих грудничковых игрушек, закрепляя тактильные ощущения первых месяцев жизни. Общение со старым другом придает уверенности детям, которые, между нами говоря, не особо любят перемены.
Но и дополнить игротеку так, чтобы малыш не законсервировался в определенном игровом возрасте, безусловно, необходимо. Например, полуторагодовалому детенышу можно купить в качестве развивающего пособия книжку с изображением животных, игрушек, предметов одежды. Издание должно быть с толстыми картонными страницами, чтобы легко переворачивать, с закругленными углами, чтобы не пораниться, и глянцевыми картинками, которые не боятся слюней и хотя бы минимальной дезинфекции. «Чтение» книжки дополнится упражнениями на развитие моторики, а также координации, если книжка окажется еще и игрушкой с вкладышами.

Еще в игровом арсенале обязательно должны появиться цветные кубы (или ведерки, или машинки) с прорезями для различных геометрических фигур: если малыш правильно определил фигуру, которой соответствует «дырочка», кружочек или квадрат легко провалится вовнутрь. Поначалу, конечно, ребенку требуется помощь взрослых, зато потом он сам с удовольствием играет, поражая гостей и выкартавливая такие взрослые слова, как «трапеция».

Ближе к двум годам к игрушкам добавляются бумага, пальчиковые краски, толстые неоткусываемые восковые мелки, хорошо отстирываемые фломастеры и мягкий пластилин – в общем, подручный материал для приведения скучных обоев и однотонной диванной обивки в парадный вид. Причем пока все это – именно игрушки, поэтому не ждите от карапуза кропотливого создания шедевров за письменным столом.

Непростые кубики

Некоторые родители хотели бы превратить красочные издания в глазах малыша из игрушки непосредственно в книжку. Для этого они стараются обучить 3-годовалого кроху чтению. Помогают в этом чудо-кубики Зайцева. 52 кубика поделены на 12 групп и различаются по весу и размеру, а также по цвету и – самое главное – наполнению. На сторонах кубиков – буквы и слоги.

2–4 года

Для малышей этого возраста специалисты по играм предлагают широкий набор вспомогалок-развивалок. Прежде всего, домашний кукольный театр – перчаточные куколки, с помощью которых несложно разыграть «Курочку-рябу» или «Теремок». Как вариант: бабушка показывает представление, а малыш его озвучивает, тренируя речь.

В то же время заменить перчаточных кукол в театральной постановке смогут, за неимением, и резиновые игрушечные звери, и даже мягкие плюшевые друзья.

Не менее полезными остаются пирамидки – теперь уже с большим количеством колец – малыш вполне осилит подбор деталей нужного диаметра. Усложненные вкладыши также займут достойное место в домашней игротеке.

Ребенку наверняка понравятся мягкие коврики-пазлы, которые нужно не только соединять между собой, но и правильно заполнять серединку – отдельную картинку-пазл. Обычные настольные мягкие пазлы, состоящие не более чем из 4–6 крупных кусочков, тоже придутся по душе.

В этот период кубики превращаются из строительного материала в части единой картинки: из четырех составляющих ребенок пробует сложить изображение колобка, котенка Гава и других забавных мультперсонажей и сказочных героев. А замки строить лучше из конструктора, похожего на гигантские «кирпичики» лего – попадание детальки одного «кирпичика» в паз другого – настоящее достижение.
Ваш ребенок уже достаточно взрослый, чтобы не тянуть в рот все без разбора? – Славно. Тогда можно вернуться к разговору о матрешках, более 200 лет радующих российских малышей.

С двух до четырех карапуза следует познакомить с играми-шнуровками. В магазинах можно купить как мягкую шнуровку из полимера (и пришнуровать яблоки и грибы к собравшему их ёжику), так и деревянную – большие пуговицы, ботинки, кусочки сыра с дырками.
Ближе к четырем он вполне поймет правила игры в детское лото: не сложно приложить белый цветочек к белому цветочку, а красную ягодку – к красной ягодке. Так и папу недолго обыграть! А в честь победы подудеть в деревянную свистульку, постучать пищащим молоточком, а потом взять в руки бубен, чтобы о победе узнали все соседи.

В статьях о детских игрушках все чаще встречается непривычное слово «абаки», которые необходимы для полноценного развития малыша. Но далеко не все знают, о чем идет речь. В архитектуре, например, абакой называется «плита, составляющая верхнюю часть капители колонны». В игровой науке эту абаку в буквальном смысле перевернули с ног на голову. Получилась «плита», из которой эти «колонны» вертикально торчат: вся эта конструкция работает как несколько пирамидок на единой основе – на один стержень нанизываются разноцветные шарики, на другой – традиционные колечки, на третий – кубики.

О выборе профессии в 4 года говорить, наверно, рановато. Однако маленький мальчик наверняка заинтересуется резиновыми молотками и отвертками и будет чинить всё подряд, подражая папе; а мамина помощница обрадуется игрушечной посуде и пластмассовому утюгу.

Игрушки бывают:
-резиновыми – самый безопасный (при соблюдении производителем всех норм и правил) вид игрушек для малыша: легкая по весу, нетравмоопасна, выдерживает частую мойку;
-пластмассовыми – такие игрушки, по статистике, составляют большую часть от всех продаваемых; минус: пластмассовые игрушки часто ломаются, поэтому дошкольникам предпочтительнее покупать крупные полые игрушки из пластмассы, не содержащие мелких деталей;
-«меховыми» и тряпочными – мягкими: такие игрушки становятся другом, любимой «обнимашкой» и обожаемы как девочками, так и мальчиками; они создают атмосферу уюта в домашнем детском уголке;
-металлическими – менее популярны, но более прочны, однако и более травмоопасны;
-керамическими – скорее, предмет интерьера, чем игрушка: крайне хрупкие и потому представляющие опасность;
-соломенными – как и керамические, скорее, предмет интерьера, чем полноценная игрушка;
-деревянными – этот вид игрушек, в силу своей экологичности, становится всё более популярным с каждым годом; кроме того, деревяшки приятно «стружкою пахнут и свежей доской».

Песочные «прибамбасы»

Многие дети в этом возрасте – настоящие градостроители: с помощью ведра и лопатки они пытаются возвести замок из песка. Есть малыши, готовые проторчать в наполненной песком деревянной «рамочке» целый день. Оно и понятно: игра в песочнице – важная составляющая развития малыша, его социализации, приобретения навыков общения со сверстниками. Здесь развиваются и тактильные ощущения – песок, оказывается, бывает холодным, мокрым, теплым и сухим. Воображение крохи также активно работает: бессмысленно, как нам кажется, пересыпая песочек из одной кучки в другую, он, на самом деле, создает шедевр песочного искусства. Кроме того, он оттачивает свою координацию, точность движений, старается не просыпать мимо формочки. Поэтому специальными игрушками для игры в песок его просто необходимо обеспечить.

Погрузившись в тему песочницы, родители выясняют, что стандартным набором – ведро, совок и пара формочек – обойтись не удастся. В арсенале должны присутствовать: большая лопата для накладывания песка в грузовик, маленькая лопатка для копания ямок и небольшой, закругленный «трубочкой», совочек для наполнения формочек. Самих же формочек много не бывает! Во-первых, кроха не один в песочнице, а чужие формочки куда как привлекательней. И если малыш не прочь поделиться, он за пару минут останется без «копалок». Поэтому опытные бабушки выходят на прогулку с большим пакетом всяких песочных «прибамбасов» – чтобы на всех хватило и своему осталось. При этом вычурность в формочках не приветствуется – зауженные фрагменты обычно не получаются, что расстраивает малышей, а вот яркость – наоборот. На случай сухой погоды (и, соответственно, сухого песка) требуется ведро с хорошим ситом.

Во что играют дошколята?
Угодить малышу 4–7 лет получится, лишь внимательно прислушавшись к его «хотелкам». В этом возрасте ребятня уже сопровождает вас в магазин не просто тихонько висящим в слинге пухлячком, а в качестве потенциального покупателя, просящего все подряд.

И все же – не все. Так, мальчишечка, за редким исключением, не станет канючить, увидев красивую куклу и коляску, а девочка не заинтересуется роботами и человеком-пауком. И. если вы считаете, что какая-то из представленных на полках развивалок необходима вашему чаду, ненавязчиво покажите ему ее. Вам кажется, что эта игрушка – супер-интересная, а ребенок оставил ее без внимания? – значит, он предпочитает что-то другое.

Но не отчаивайтесь. Детей нужно учить играть. Возможно, глядя на невзрачный конструктор, малыш просто не представляет, какие интересные штуки из него можно сделать. Не сдавшиеся родители, способные увлечь кроху, приложив определенные усилия, добьются его заинтересованности.

Специалисты советуют в возрасте от 4 до 7 лет постараться заинтересовать ребенка различными мозаиками, собиранием пазлов, а также настольными играми (детское домино, шашки, а также все, что связано с игровым полем – фишками и кубиками) – они, кроме прочего, знакомят малыша со счетом. Наборы для сюжетных игр (ферма с фигурками животных, магазин с кассой и набором
«продуктов», чемоданчик врача и т.п.), которые также необходимы в этом возрасте, потребуют обязательного участия родителей, хотя бы поначалу. На примере такой игры несложно объяснить ребенку, что такое «понарошку».

Вы не допускаете и мысли о покупке модного ширпотреба? Тогда подумайте о том, что садовский малыш может оказаться не у дел со своими традиционными машинкой и саблей, если вся мужская половина группы «болеет» роботами-трансформерами. В некоторых случаях лучше наступить на горло собственным принципам, чем выставить кроху белой вороной.

Игрушки для дошкольников можно условно поделить на:

  • игрушки для развития мелкой моторики и, как следствие, интеллекта и речи малыша (тряпочные мешочки, наполненные сыпучими элементами, шнуровки, мозаики);
  • сюжетно-образные, позволяющие малышу проигрывать жизненные ситуации, знакомиться с окружающим миром (куклы, звериные фермы, куклы-перчатки, машинки, наборы типа «Юный доктор»);
  • строительные (кубики, конструкторы);
  • спортивные (мячи, кегли, велосипеды и самокаты, а также любой примитивный, рассчитанный на детский возраст «спортинвентарь»);
  • музыкальные (дудочки, свистульки, бубны, ксилофоны);
  • технические, радиоуправляемые (машинки, железная дорога), требующие постоянного контроля и помощи взрослых).

Кукла – классическая игрушка для девочки. Изначально предполагалось, что кукла – это маленькая копия самой девочки, с помощью которой она реализует свое желание накормить и убаюкать.

Выбирая куклу для дошкольницы, предпочтите именно пупса, а не девушку с бюстом а-ля Барби или с ассиметричной фигурой Братс: пользуйтесь случаем, ведь пройдет буквально пара-тройка лет, девочка пойдет в школу, попадет под влияние подруг, и вам уже не удастся отвертеться от покупки этих «барышень». Золотое игрушечное правило: чем меньше «наворотов», тем проще ребенку применить собственную фантазию в ходе игры.

Учтите, что малыши имеют обыкновение перенимать мимику, в том числе и игрушек, поэтому пупса с плаксивым выражением лица лучше оставить в магазине.

Начало формы
И напоследок, если позволите, еще один совет. Когда любимый плюшевый медведь полиняет и сваляется, потеряет лапу или окончательно порвется, постарайтесь сделать его уход из жизни малыша как можно более незаметным и безболезненным. Например, спрячьте Топтыгина на время в шкаф. Если кроха вспомнит о нем – достаньте, как ни в чем не бывало, если нет – подождите еще пару-тройку месяцев и смело несите на помойку (но только темной-темной ночью, чтобы вас не застукали с поличным).
Ни в коем случае нельзя заставлять малыша выбрасывать пришедшие в негодность игрушки своими руками, считают психологи. Кажущаяся вам ненужной груда непарных кубиков или старая безглазая кукла, как ни крути, – его друзья, возможно, самые любимые.

Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.