Предлагаем вашему вниманию новые развивающие игры.
К полутора годам у ребенка совершенствуются двигательные навыки: координация движений рук и ног становится более четкой, появляется быстрота реакции, способность перебираться через препятствия (бревно), проползать в отверстие (обруч). У детей хорошо развиваются действия пальцев рук. Они могут целенаправленно собирать пирамиду из 3–5 колец, 2-местную матрешку; начинают самостоятельно пользоваться ложкой.
Помимо совершенствования основных движений, у детей к 1,5 годам появляются и развиваются подражательные действия, которым их обучает взрослый – «как ходит мишка», «как прыгает зайчик» и т. д. Ребенок все активнее и правильнее повторяет слова, произнесенные взрослыми. Он старается подражать речи взрослых – произносит облегченные слова, ударные слоги, при этом у него очень выразительны мимика и жесты. Ребенок сердится, когда взрослый не понимает его или повторяет его «детские» слова, копируя произношение. У малыша повышен интерес ко всему, осо-бенно яркому, движущемуся, звучащему, но внимание его еще неустойчиво, он легко отвлекается и находится во власти зрительного восприятия: увидел мяч – играет с ним, заметил куклу – оставляет мяч и берет ее.
В связи со всеми этими особенностями мы постарались подобрать интересные игры, чтобы ваша кроха развивалась и росла вам и окружающим на радость.
Тема: «Вместе с мамой»
Игра «Кто нас крепко любит»
Что развиваем: подражание движениям, действиям, словам; активный словарь.
Как играть: посадите малыша к себе на колени и спойте ему выразительно, неторопливо песню, побуждая ребенка повторить за вами слово «мама». Каждое действие песни старайтесь продемонстрировать ребенку (как обнимаете, читаете и т.д.):
Кто нас крепко любит?
Мама, мама.
Кто нас утром будит?
Мама, мама.
Книжки нам читает?
Мама, мама.
Песни напевает?
Мама, мама.
Кто нас обнимает?
Мама, мама.
Хвалит и ласкает?
Мама, мама!
(Слова И. Арсеева)
«Идем к маме»
Что развиваем: умение преодолевать полосу препятствий, пролезать под воротца; выполнять действия в соответствии с текстом рифмовки; двигательный опыт.
Необходимо: поясные ремни, бельевой тазик, стул.
Как играть: постройте полосу препятствий (дорожкой на этот раз может служить поверхность, ограниченная поясными ремнями, мостиком будет бельевой тазик, воротцами –ножки стула). Взрослые встают в разных концах «дорожки». Один из взрослых читает стихи:
Чтобы к мамочке прийти,
долго надо нам идти.
По дорожке мы пойдем,
через мостик перейдем.
Проползем мы под забором и
зайдем в широкий двор...
Там и мамочку найдем.
При выполнении движений постарайтесь читать так, чтобы выделенные слова совпадали с действиями, которые они обозначают. В конце «дорожки» малыш может поцеловать маму, обнять ее.
При проведении игры в первый раз помогите ребенку преодолеть полосу препятствий, проведя его по ней за руку.
«Одуванчик»
Что развиваем: мелкую моторику рук, творческие способности, пассивный словарь.
Необходимо: салфетка (белая или желтая), трафарет одуванчика (кружок и палочка), клей-карандаш.
Как играть: дайте ребенку салфетку в руки. Предложите ее скомкать. Теперь вместе с ребенком намажьте кружок трафарета клеем, потом приклейте скомканную салфетку. Что получилось? Одуванчик!
Уронило солнце
Лучик золотой,
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца
Маленький портрет.
(слова О. Высотской)
Игра-танец «Карусель»
Что развиваем: речь, музыкальный слух.
Необходимо: веселая музыка.
Как играть: мама поет слова песенки, стимулирует повторение движений у ребенка. Игру можно проводить на улице на качелях.
Тихо-тихо, еле-еле (мама и ребенок берутся за руки) Завертелись карусели (медленно идут по кругу).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом (постепенно темп ходьбы ускоряем до бега).
Тише-тише, не спешите, (бег постепенно снова переходит в ходьбу) Карусель остановите.
Раз-два, раз-два, (ходьба на месте).
Вот и кончилась игра.
Игра «Надувайся, пузырь!»
Что развиваем: правильный вдох-выдох, умение действовать по инструкции.
Как играть: ребенка просят сделать вдох и выдох носом.
Надувайся, пузырь! (Встать в круг, взяться за руки) Надувайся, большой! (Двигаться маленькими шагами) Оставайся, пузырь, (расширяем круг) Вот такой, вот такой!
И не лопайся! (Поднимаем сцепленные руки вверх)
Танец с флажками
Что развиваем: умение подражать движениям взрослых, выполнять инструкции в соответствии с текстом; активный словарь.
Необходимо: флажки.
Как играть: ребенок вместе с мамой ходит по комнате и держит в руках флажки.
Пытаемся выполнять с ребенком все действия, которые описаны в стихе.
Мы по комнате гуляли
И флажки в руках держали.
Топ-топ! Еще раз!
Флаги яркие у нас.
Мы флажки за спинку спрячем
И, как зайчики, поскачем.
Прыг-скок! Еще раз!
Больше флагов нет у нас.
На флажки мы посмотрели,
Закружиться захотели.
Вот-вот, еще раз!
Флаги яркие у нас.
Мы тихонечко присели,
Застучали еле-еле.
Тук-тук, еще раз!
Флаги яркие у нас.
(слова А. Ануфриевой)
Игра «Фигуры из следов»
Что развиваем: двигательную активность ребенка, общую моторику, координацию движений.
Как играть: эту игру очень хорошо проводить летом в песочнице. Попросите ребенка нарисовать на песке следами цепочку, восьмерку, квадрат, круг (можно руками или босыми ногами).
Примечание. Для того чтобы разнообразить игру, можно надеть туфельки на руки и сделать необычные следы руками. А для того, чтобы ребенку было еще интереснее играть, можно делать следы по очереди.
Игра «Мамочка хорошая»
Что развиваем: мелкую моторику рук, умение выполнять движения вместе с текстом.
Как играть: посадите ребенка к себе на колени и покажите, как нужно делать воздушные поцелуи. Попробуйте сделать их вместе с текстом.
Мамочка хорошая, (воздушный поцелуй)
Мамочка любимая! (поцелуй над другой ладонью) Очень я её люблю, (сдуваем с ладони поцелуй) Поцелуи ей дарю! (сдуваем поцелуй с другой ладони).
Игра «Тихие и громкие звоночки»
Что развиваем: умение определять и воспроизводить силу звука по инструкции с помощью колокольчиков или погремушек.
Необходимо: колокольчики или погремушки.
Как играть: мама и ребенок берут в руки колокольчики и начинают звенеть.
Показываем ребенку, как звенит звоночек — тише, громче.
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит.
Ты звени, звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог.
Тема: «Домашние животные»
Игра «Кто это?»
Что развиваем: подражание, мелкую моторику рук. Увеличиваем пассивный запас слов.
Необходимо: мягкая игрушка-кошка либо ее изображение на картинке.
Как играть: взрослый сидит напротив ребенка, показывает движения руками, проговаривая стишок.
Кто мурлычет под рукой?
Носик розоый такой.
У кого это усы
Удивительной красы?
Пьет из блюдца молоко,
Лапкой умывается,
Как он называется?
Игра «Жучка в будке»
Что развиваем: ориентирование в пространстве, выполнение движений по слову взрослого, умение перелезать через препятствие (валик, диванная подушка).
Необходимо: бельевая веревка, лежащая на полу («дорожка»); подушка или диванный валик («бревно»); накрытый платком табурет («собачья будка»); вырезанная из картона косточка.
Как играть: сделайте полосу препятствий. Покажите ребенку игрушечную собаку Жучку. Отнесите Жучку в «будку» и предложите малышу принести ее. Чтобы добраться до «будки», надо проползти по «дорожке» и перелезть через «бревно». Прочтите рифмовку:
Жучка в будке сидела,
На луну она глядела.
То ли выла, то ли пела:
«У да У, У да У»,
Что-то хочет, не пойму!
Когда ребенок возьмет собачку, предложите ее покормить. Дайте ей «погрызть» косточку, вырезанную из картона. При этом приговаривайте: «Грызи, Жучка, косточку».
Игра «Поросята»
Что развиваем: подражание движениям взрослого в ритм стиха, понимание речи, пассивный словарь.
Необходимо: ритмичная веселая музыка.
Как играть: взрослый показывает ребенку движения под музыку и интонированно проговаривает стихотворение, стимулируя малыша к подражанию действиям.
Мама-свинка волновалась:
– Хрю-хрю-хрю! (дети кивают головой)
Хрю-хрю-хрю!
Где же
детки-поросята?
Ну-ка в луже
посмотрю.
Вдруг услышала детишек:
– И-и-и, и-и-и.
К маме детки прибежали – (ритмично похлопывают по ногам) Вместе в лужу все ныряли. (ритмично шагают на месте)
Игра «Как вкусно»
Что развиваем: мышцы языка, умение выполнять простые инструкции.
Необходимо: маленькое блюдечко, мягкая игрушка-собачка.
Как играть: взрослый, показывая ребенку собаку, приглашает поиграть с ней.
Проговорив стихотворение, показывает малышу необходимые движения: высунув «широкий» язык изо рта, совершает им движения снизу вверх по блюдцу и привлекает ребенка к повторению. Чтобы вызвать больший интерес к игре, можно налить на блюдце мед, сироп шиповника, сгущенное молоко и устроить соревнование «У кого блюдце чище».
Бобик с мясом съел картошку,
Вылизал большую плошку.
Игра «Корова и теленок»
Что развиваем: звукоподражание, умение говорить громко и тихо, понимание речи, пассивный словарь.
Необходимо: игрушечная корова с теленком, картинки с их изображением, «чудесный мешочек».
Как играть: покажите ребенку игрушки. Произнесите, как корова и теленок разговаривают на своем языке – мычат. Теленок маленький, он мычит тоненьким голоском, а мама-корова – большая, она мычит грубым голосом. Прочтите рифмовку:
Вот коровка: «МУ-У, МУ-У-У!»
Вторит ей теленок,
Маленький ребенок: «Му-у-у!»
Спрячьте игрушки на глазах у ребенка в «чудесный мешочек». Попросите опустить руку в мешочек и, нащупав игрушку, достать ее. Стимулируйте произнесение ребенком звукоподражания, протягивая звук «м» высоким и низким голосом. Так же можно играть, заменяя игрушки другими.
Игра «Ловим киску».
Что развиваем: ловкость, умение подпрыгивать на определенную высоту, понимание речи, пассивный словарь.
Необходимо: игрушка-кошка с привязанной веревочкой.
Как играть: веревочку с игрушкой водим над головой ребенка, изображая прыжки кошки с одного препятствия на другое. Ребенок должен подпрыгивать, стараясь дотянуться до кошки и поймать ее.
Поднимать кошку нужно не очень высоко, чтобы ребенок без особых усилий мог допрыгнуть до нее.