Поиск

Общий гороскоп на неделю ()

22/04/2021

Важное место в речевом развитии малышей принадлежит беседе по картинке – предметной, сюжетной, знакомой или малознакомой. Диалог по картинке (картине) способствует: развитию памяти и внимания, пополнению, уточнению и активизации словарного запаса, формированию объяснительной и доказательной речи, закреплению умения ориентироваться в пространстве и навыков ведения индивидуальной и групповой беседы и т.д. В беседе по знакомой картинке со своим малышом вы разовьёте не только его речь, но и поможете в социально-эмоциональном развитии, становлении его мотивационной сферы. Беседы дают возможность крохе реализовать свои знания и представления об окружающем путем высказывания своего мнения.

Беседуем с ребенком по картинке

При первом знакомстве с картинкой, обратите внимание ребенка на определение главных предметов, их признаков, свойств, на установление связей между изображенными предметами. И только потом, при повторном использовании картинки, проведите развивающую беседу (это вопросно - ответная система разговора, в результате которой у крохи формируются умения: слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию). Она поможет расширить возможности речевого общения между Вами (взрослым) и ребенком. Запомните, что доминирующей целью при проведении развивающей беседы будет – развитие диалогической речи своего малыша!
В ходе беседы намеренно допускайте ошибки в своих высказываниях об изображенном; сравнивайте предметы, изображенные на картинке; направляйте ребенка на доказательный ответ; включайте в речь разные формы одного и того же слова.
В зависимости от возраста детей, различается и характер вопросов, направленных на умение делать логические выводы, на выделение главных и второстепенных признаков предмета, на его описание.
Чем чаще Вы задаете вопросы: «А как ты думаешь?», « А ты так считаешь?», «Ты меня хочешь о чем-то спросить? Спрашивай», «Что ты думаешь про это?», - тем быстрее и активнее ребенок вступит с Вами в контакт. Помогайте своим маленьким гениям в затруднительных случаях вопросами-подсказками, не расстраивайтесь, если сразу ничего не получилось. Некоторым малышам нужно дать время, чтобы они смогли понять, что от них требуется.
Удивительно, что путь крохи к знакомству с книгой лежит именно через восприятие плоскостного изображения на картинке!
Начинайте знакомить 7 – 8 месячного малыша с картинкой при соотнесении объемной игрушки и ее изображения. В этом возрасте крохи уже способны выделять и по Вашим просьбам находить и показывать не только объёмные фигуры игрушек, но и их плоскостное изображение.
В самом начале покажите ребенку настенную картинку с изображением одной игрушки. Повесьте картинку так, чтобы, малыш, бодрствуя в манеже или на полу, мог хорошо её видеть. Главный момент – картина должна всегда находиться на одном и том же месте!
Подносите к ней кроху, рассказывайте, «кто» или «что» на ней нарисовано, водите пальчиком ребенка по изображению. Комментируйте все действия ребенка: «Это мишка - Миша! Позовём его: «Ми – ша!» Спросите малыша: «Где мишка на картинке?», - и в ответ протяните его ручку  по направлению к изображению.  «У мишки есть глазки. Покажи мишкины глазки. Молодец, Сашенька показал Мишины глазки! У мишки есть ротик. Покажи маме Мишкин ротик. Мишка умеет петь песенки: р – р – р – р! Как Миша поёт? Умница!» Обязательно похвалите малыша, если он правильно отреагировал на Вашу просьбу!
На следующем этапе сажайте (кладите) малыша на пол или в манеж и уже с более  дальнего расстояния показывайте ему настенную картинку. Потом на противоположной стене повесьте другую картинку и рассматривайте знакомое и незнакомое изображение по очереди. Эти занятия учат ребенка находить плоскостное изображение игрушки, всегда висящее на постоянном месте, и развивают его пассивный словарь.


Разговор с ребенком по картинке

Знакомить с изображением игрушек можно и сидя за столом. Покажите малышу зайчика, куколку, рыбку или курочку.. Сделайте ею несколько характерных движений («курочка клюет зернышки», «зайчик прыгает» и т.п.). Затем спрячьте игрушку и достаньте (заранее приготовленную) картинку. Вместе рассмотрите игрушку на картинке, укажите где, например, у зайчика бантик, у рыбки хвостик и т.д. Обязательно при рассматривании игрушки и картинки всегда называйте их вначале полным словом и только потом – облегченным! Например: «Это зайчик – Зая. Зайчика зовут Зая. Зая сидит. Зайчик прыгает – прыг, прыг». Попросите малыша показать на картинке ротик (носик, глазки) зайчика.
В  следующий раз покажите крохе только одну картинку. Рассмотрите на ней изображение игрушки. Попросите показать, где зайка, где  глазки зайчика, носик и т.д. Переверните картинку, сказав: «Зайка спрятался». Научите своего малыша переворачивать одностороннюю картинку, пряча ее персонажа, и находить изображение по Вашей просьбе.
После того, как с предыдущими заданиями ребенок начнет легко справляться, научите его находить изображение знакомой игрушки среди двух картинок – знакомой и малознакомой. Благодаря этому в 12 месяцев Ваш малыш приучится рассматривать две и три картинки.
Кроха более сосредоточенно рассматривает картинки, когда взрослые читают детские стихи про изображенных на ней персонажей!
Когда и с этими заданиями малыш  будет легко справляться, начинайте обучать восприятию простых действий, изображенных на картинке. Чтобы облегчить этот процесс, соотносите действие, выполняемое игрушкой и персонажем картины (ребенку 11 – 14 месяцев трудно воспринимать сложные картинки с двумя – тремя персонажами, действия которых различны).
Знакомство с картиной, изображающей действия одного персонажа, начните через игру с настоящей игрушкой. В ванной, например, покажите во время купания крохе уточку, пустите игрушку поплавать. Потом скажите, что уточка хочет понырять. Покажите, как она это сделает, а потом предложите, также как Вы, поиграть с ней, ребенку.
Затем спрячьте игрушку и достаньте картинку (книжек для игры в воде в магазине сейчас продается очень много).. Покажите картинку. Рассмотрите уточку на картинке (при рассматривании персонажа и его действия также всегда называйте их полным словом, и только потом – облегчённым): «Это уточка Утя. Уточку зовут Утя. Уточка  поёт песенку: «Кря - кря – кря. Утя умеет плавать»..
В следующий раз покажите малышу только картинку. Попросите показать, где уточка. Спросите: «Как  зовут уточку?»,  «Что она делает?», «Кто плавает?». А потом научите ребенка находить изображение плавающей уточки среди  картинок с изображением других действий этого персонажа.
В 1 год и 6 месяцев пора знакомить кроху с сюжетными картинками, где 2-3 персонажа и их действия различны.
Положите перед ребенком картинку. Познакомьте с персонажами. Например: «Жили – были девочка Оля и мальчик Коля. Это девочка Оля. А это мальчик Коля. Оля поливает цветы. Коля  тоже поливает цветы. У Оли красивая жёлтая лейка. У Коли лейка зелёная. Ребятам нравится поливать цветы».
После своего короткого рассказа обязательно уточните, понял ли Ваш ребенок, как зовут девочку и мальчика. Спросите: «Что делает Оля?», «Что делает Коля?» Научите малыша по Вашим просьбам находить и показывать персонажей картинки. Задавая уточняющие вопросы, помните, что они помогают подготовить Вашего ребенка к самостоятельному рассказыванию в дальнейшем! К 2 годам он сможет, к примеру, составить рассказ из 2-4 простых предложений: «Это Оля. Оля поливает цветы. Это Коля. Коля поливает цветы». Хотя, сначала он и будет отвечать на все Ваши вопросы одним словом (в 1г 7 мес. – простой фразой).
С  детьми уже, к примеру, 4 - 7 лет, беседа будет намного сложнее. Для анализа содержания картинки  вопросы задаются  так: «Где происходит действие картины? В какое время года? Как об этом можно догадаться? Где находится девочка? Что она делает? Какие цветы поливает девочка? Придумай разговор между мальчиком и девочкой».
Во время ответов следите за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений. При необходимости исправляйте неточности его высказываний, выражая свое несогласие («А, может быть, так лучше?»).
Для активизации психических процессов, необходимых для творческого рассказывания попросите ребенка назвать несколько названий садовых и полевых цветов (5-6). Спросите: «Зачем люди сажают цветы? Чем живые цветы отличаются от искусственных? Какие цветы тебе нравятся больше? Почему? Сравни их».
Во время беседы проявляйте активность, собранность, заинтересованность и эмоциональность. Помните, что во время таких совместных занятий, ребенок, целиком ориентирован на Вас (взрослого) и невольно копирует Ваш психологический настрой!
Если малыш устал, и интерес к беседе угасает, прекращайте диалог. Ободрите его и скажите, что в следующий раз ещё вместе поиграете.
Главное помнить при беседах по картинам о недостаточности знаний своего ребенка. Трудности в обучении были, есть и будут у всех, даже самых гениальных детей. Постарайтесь обойтись без поучительства, учите детей иметь свои мнения и бесстрашно их высказывать. Учите фантазировать, а исправляйте только при нелепом, пустом фантазировании. Поощряйте за любые, даже самые маленькие, незначительные (на Ваш взрослый взгляд) победы!

Вам также будет интересно
Источник роста – цинкЧитать статью
Совместный сон, польза и вредЧитать статью
Как проходит процедура ЭКО в клинике Plan BЧитать статью
Христос Воскресе!Читать статью
Топ-5 мест, куда можно сходить с ребенкомЧитать статью
Танцы на воде и эффективное похудениеЧитать статью

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.