Поиск

Общий гороскоп на неделю ()

21/09/2021

Привыкаем к школе

schoolboy-934702_1920.jpg

Если ваш ребенок в этом году пошел в первый класс или планирует в следующем году приступить к обучению, вам понадобятся несколько советов по адаптации и подготовке малыша. 

С началом нового этапа , уже такого взрослого, многое в жизни детей и родителей теперь станет несколько иначе, чем было раньше. Куда-то подевались игрушки и дневной сон, нельзя побегать и попрыгать когда захочется. Как помочь первоклашке понять, что теперь так будет ближайшие десять лет? На эти и другие вопросы сегодня нам ответит практический подростковый психолог - Нана Гусейнова. 


-Итак, нужно ли как-то заранее готовить ребенка к школе психологически? 


-Психологическая готовность представляет собой сочетание интеллектуального и личностного развития ребенка. Многие родители считают, что для успешности ребенка в школе достаточно организовать только интеллектуальную готовность — научить ребенка читать, считать и решать, и это обеспечит его полную подготовку к школе, но очень важным аспектом в подготовке является внутренняя личностная готовность: его уровень приспособления к новым условиям, уровень самостоятельности и самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил. В 6-7 лет меняется весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». Существует такое понятие, как частичная готовность к школе, когда ребенок не способен быстро усваивать новые знания, ему требуется дополнительное время, поэтому учебные программы всегда рассчитаны на детей со средним уровнем подготовленности.  Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события. К тому же, программа, рассчитанная для среднего учащегося, им кажется неинтересной, уже изведанной. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. 

Совет родителям: ваше серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. 

Сама подготовка ребёнка в первый класс должна быть лёгкой, весёлой и ненавязчивой. Не нужно погружать ребёнка в усиленные занятия, когда школа ещё не началась. Познание окружающего мира происходит естественным путём — общение, фильмы и мультфильмы, книжки, поездки. Не ругайте ребёнка за ошибки, уберите спешку, подавайте пример и будьте рядом — и вы увидите, что подготовить ребёнка к начальной школе не так и сложно. 

-За какое время до начала школы нужно начинать говорить с ним об этом? 

Я бы за две недели стала перестраивать режим дня – раньше ложится и раньше вставать. Если вы начинаете это делать заранее, то можно сдвигать время отхода ко сну и подъема постепенно, на 20-30 минут.
Причем родителям, если вы обычно не встаете рано, а ложитесь поздно, также нужно менять свой режим, чтобы с утра, когда вы поднимаете ребенка и собираете его в школу, вы были отдохнувшие и в хорошем настроении. Хорошее утро - это залог хорошего дня. 

Чтобы снизить страх и тревожность малыша перед новым местом, желательно заранее прийти в школу, походить по ней, посмотреть, где туалеты. Если возможно, познакомиться с классным руководителем. Здорово, если в школе организуют день открытых дверей – обязательно сходите на него с малышом! Погуляйте по дороге от дома до школы и обратно несколько раз, пусть она станет для него привычной. Придумайте с ним вместе какой-нибудь секретик, вещичку, о которой будете знать только вы, например, браслетик или камешек, в который вы нашепчете ласковые слова любви.

Устройте праздник. Но здесь нужно учитывать один момент. У вашего ребенка могут быть стресс, страхи, тревога – не нужно обесценивать его чувства. Обязательно поговорите с ним об этом, скажите, что вы понимаете его, что правда сложно резко перестроиться на учебный процесс или привыкнуть к новому месту. И только после этого вы предлагаете как-то отметить этот переход из лета в осень, в новый учебный год, к новым свершениям и впечатлениям – ведь он стал такой взрослый!

-Нужен ли подготовительный класс, чтобы ребенок привык к новой обстановке? 

Отвечу коротко. Я бы не стала отдавать в подготовительный класс. Ведь ребенок ходил в детский садик- он уже социально привык ко всему, а в первом классе еще будут обучать и дальше.

-Как рассказать ему, что нужно будет сидеть на одном месте 40 минут молча, при этом еще и выполнять задания?

Честно, прямо и можно даже с приятными воспоминаниями о своем опыте. Родители всегда говорят со своими детьми о том, что они скоро станут школьниками. Только не стоит их пугать. Если ребенок гиперактивен, что ему поможет усидеть? 

-Нужно ли помогать ему делать домашнее задание, если его задают или стоит доверить это ему самому?

Лучшая помощь в подготовке к урокам – это обучить ребенка самостоятельно их делать. Важно выработать четкость и привычку, а также правильно замотивировать его к самостоятельности в этом вопросе.

Работу в данном направлении стоит начинать с первого класса, ведь именно тогда закладывается отношение к учебе. Стоит показать, как правильно организовывать пространство, какую последовательность лучше соблюдать при выполнении уроков (начинать лучше с письменных предметов, пока есть силы и сосредоточенность).

Важны перерывы на отдых: по приходу домой ребенку нужно немного передохнуть; между уроками также стоит выделять время для расслабления, иначе от перегруженности мозговая деятельность не будет достаточно функционировать.

Крайне важно в обучении не подгонять своего ребенка под стандарты. Каждый ребенок обладает рядом особенностей характера, темперамента и воспитания. Поэтому нужен индивидуальный подход. Например, есть детки, которые задания выполняют медленно и старательно, выводя каждую букву, однако родителям и учителям не нравится темп выполнения. Такую особенность сложно побороть, ведь это темперамент дает о себе знать. Поэтому важно принять это в ребенке и не давить на него.

Не стойте над ребенком, во время выполнения уроков, лучше если он будет чувствовать себя, расслаблено, а не ощущать волнение и давление с вашей стороны.

Если ребенок не знает ответ на вопрос или не понимает, как верно решить задачу, не нужно говорить правильный ответ, лучше позадавать наводящие вопросы, которые помогут ему сосредоточиться и найти выход самому. Если у него не получается найти ответ, не нужно расстраиваться и уж тем более кричать. Нужно спокойно и доходчиво объяснить, воспользуйтесь графическими изображениями, дети проще понимают материал, если он нарисован в виде картинки.

Давайте возможность ребенку ошибаться. Объясните, что люди все совершают ошибки и это не страшно, но мы должны предпринимать старания, чтобы их совершать как можно меньше.

Хвалите за каждое небольшое достижение. Это невероятно мотивирует и поднимает самооценку. Необходимы также беседы о важности успехов в учебе. Только не нужно устраивать частые и монотонные скучные нотации, скорее нужно говорить о положительных моментах, которые ждут ребенка, если он будет достигать успехов.

Важно стать опорой для своего сына или дочери, чтобы они в любой момент могли обратиться к вам за помощью. Нельзя допустить того, что в погоне за хорошими отметками будет утрачена эмоциональная теплая связь между вами. Ведь хоть учеба и важна в современной жизни, но совершенно не является ключевой и главенствующей

-Нужно ли помогать собрать рюкзак? 

Чтобы избежать проблем, многие родители берут подготовку рюкзака к учебному дню на себя, а ребенок тем временем расслабляется и лишается шанса сделать еще один важный шаг к взрослению. Другие родители бросают ребенка сразу в бой и с первых дней поручают ему собирать портфель самостоятельно, а если он не справляется, открыто высказывают неодобрение, из-за чего ребенок может совсем потерять желание это делать. И та, и другая крайности вносят в жизнь семьи постоянный дискомфорт. И той, и другой крайности вполне можно избежать.

Конечно, чем быстрее первоклассник возьмет ответственность за свой портфель на себя, тем лучше и для него, и для родителей. Но не надо забывать, что портфель современного школьника похож на сложный органайзер, в нем очень много разных принадлежностей, и собрать его — не простая задача для первоклашки. Поэтому страх родителей, что ребенок что-то забудет, вполне обоснован. А если на уроке у него не будет всех необходимых вещей, он не сможет выполнять задания в одном темпе с классом. Как следствие — стресс, ощущение не успешности, и пока ещё не стойкое отношение к школе окрасится в серые тона.

Простое правило поможет избежать проблем: прежде чем поручить ребенку почетную обязанность собирать рюкзак, надо убедиться, что он умеет это делать.

А если у него ещё не получается справляться с этим самостоятельно, то надо сначала научить его, а уже потом передавать ответственность. Алгоритм в несколько шагов поможет родителям пройти путь от «портфельной» зависимости к свободе:

Шаг 1. Демонстрация

Собираем рюкзак сами, ребёнок смотрит. Объясняем, что и как мы делаем, почему именно в такой последовательности, что нужно не забыть, где взять вещи, которые мы кладём в портфель, и так далее. При этом настраиваем ребёнка на то, что мы просто временно ему помогаем, а потом он научится все делать сам, потому что он уже школьник.

Шаг 2. Совместная сборка

Собираем рюкзак вместе с ребенком. Ребенок что-то подаёт, мы кладем, или наоборот.

Шаг 3. Разделение труда

«Я соберу всё для математики, а ты соберёшь всё для рисования. Пока я собираю пенал, ты собери всё для чтения». И вместе всё это складываем в рюкзак.

Шаг 4. Наблюдение

Ребёнок собирает портфель сам, в нашем присутствии. Если мы убеждаемся, что он справляется, то можем с лёгкой душой переходить к последнему пункту.

Шаг 5. Передача ответственности

Ребёнок собирает рюкзак сам, без нашего присутствия.

-Как научить его помнить, что завтра новое расписание, и что он должен за этим следить, что должен собрать все необходимое? Или просто делать это вместе? И как долго помогать ему в этом? 

По мне это делается так же, как и с портфелем. А есть дети, которые очень ответственные сами по себе- и им ничего не нужно напоминать, они сами еще будут проверять за Вами. Все очень индивидуально. Но я бы первые недели напоминала, говорила (не навязчиво). Но и давала бы понять, что я не буду вечно напоминать- т.е. начинала бы и передавать ответственность очень аккуратно. Не стоит форсировать события. 

-Что лучше: домашнее обучение или же все-таки социум в школе? 

Я за социум. Мы живем в то время, когда нельзя замыкаться и сидеть дома. Ведь кроме школы-есть и дальнейшая жизнь. Но тут каждый родитель или врачи (если есть особенности) должен сам определить. Нельзя говорить, что нужно только одно или другое. Все дети разные. 

-Нужно ли каждый день спрашивать, как у него дела в школе или ждать, пока сам расскажет? 

Отвечу вопросом. А вам будет приятно, если дорогие Вам люди, будут интересоваться вашим днем, успехам или услышать, что что-то расстроило? Спрашивать нужно, не как прокурор на допросе, а давать понять, что ты рядом и готов выслушать своего ребенка. Он должен понимать, что может говорить о своих чувствах. И таким образом- ему легче будет адаптироваться к школе. Да и для будущего хороший задел.

-Испытывает ли ребенок стресс от начала новой жизни, даже если по нему и не скажешь?

Мы привыкли считать, что стресс вызывают только неприятные события. На самом деле стресс — это реакция организма на любые изменения в жизни, какими бы эмоциями они ни сопровождались. Торжественные и радостные моменты также могут вызвать стресс.

Ребенок может не жаловаться и не говорить, что ему плохо, страшно, неуютно. Но вы должны сами понять, что с ним что-то не то. Стресс проявляется по-разному:

  • ребенок не хочет или боится идти в школу, придумывает себе болезнь;
  • выглядит замкнутым, отказывается от привычного общения с родителями и друзьями;
  • возвращается ночное недержание мочи, которое, казалось бы, малыш уже перерос;
  • возникает необоснованная агрессия по отношению к окружающим;
  • наблюдается нежелание делиться новостями о школе и уроках (ведь вы каждый день спрашиваете у него, как прошел новый день, верно?).

Любой из перечисленных симптомов требует незамедлительной реакции и действий. Если не сможете преодолеть этот временной этап сами, обязательно обратитесь к школьному психологу, это нормальная практика.

Какой универсальный совет можно дать родителям первоклашек?

Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.

  • Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.
  • Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.

Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.

  • Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.

Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. 

Обычно дети сами проговаривают страхи, сомнения, интерес. Ваша задача — услышать ребёнка и начать об этом говорить.

 

Вам также будет интересно
Отдых в детском лагере на каникулахЧитать статью
Что за птица?Читать статью
Свободные руки, или как выбрать слинг для малышаЧитать статью
13 полезных свойств хурмыЧитать статью
Можно ли красить волосы во время беременности? Читать статью
Платье с запахомЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.