Поиск

Небылицы в лицах

30.11.2009
ИЛЬИЧЕВА Анастасия
7929

Чего только не придумывают юные фантазеры! Дорогие взрослые, не пытайтесь наказывать малышей за то, что кажется вам обманом и ложью. Все совершенно не так! Просто ваш ребенок взрослеет и развивается, начиная понимать, что с помощью художественного слова можно создать свой неповторимый мир сказочных героев, небывалых происшествий и волшебных зверей.

Наследие скоморохов
На Руси веками существовала негласная школа устного поэтического творчества для малышей приблизительно от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с невероятной охотой и увлечением, и называлась она – небылицы.
Патриархами этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и весям, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».
Вот бы сейчас совершить путешествие во времени, только чтобы услышать их звонкие голоса! Узнать из их звучных песен, как «сер медведь по небу летит, ушками да лапками помахивает, как и черным хвостом да принаправливает»! А еще про щуку из Белого озера на сто пудов или про то, как чашка с ложкой по синю морю плавали! Не было конца и края фантазии русского сказителя. Всякое дело обращал он в песню, что угодно мог он просмеять и прославить. Со временем жанр небылиц перешел в удел малых ребят и дошел до нас в виде веселых прибауток:
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»


Красота! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди ребячьей игры, награждался от других слушателей лестной похвалой: «Нескладушки-неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с избами, бабами, колодцами, кошками, курами и собачками вдруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель», на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:


Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!


Во многих небылицах используется прием «перевертывания» обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный же прием народной сатиры широко используется в сказках-небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах…
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом...

Не только в ребячьей среде, но и на молодежном праздничном гулянье то тут, то там вспыхивало народное веселье, и неслась на всю улицу широкая кадриль:

Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное,
Чтобы курочка
бычка родила,
Поросеночек яичко снес.
На высокую
поличку взнес,
А безрукий клеть
обокрал,
Голопузому за пазуху
поклал,
А безногий вперед
побежал,
Безголосый караул
закричал,
Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное?


Прощайте, колыбельные!
Художественный мир русских небылиц особый, фантастический, в нем случается то, что иногда маленькой хозяюшке так хочется претворить в реальность: «Наша-то хозяюшка сметлива была. Всем в избе работушку к праздничку дала. Чашечку собачка моет язычком, мышка собирает крошки под окном, по столу котище лапою скребет, половичку курочка веничком метет».
Няньками в патриархальных семьях часто были девочки 6–7 лет. Каждая прибаутка, спетая у колыбели младенца, в полной мере развлекала и саму исполнительницу. Эти прибаутки состоят из коротеньких ритмичных фраз, которые могут до бесконечности нанизываться одна на другую и создавать чудесные конфигурации образов и смыслов, подобно тому, как в калейдоскопе из цветных стеклышек создаются чарующие, вечно новые картины, которые никогда не надоедают.


Уж ты, бабушка Еленка,
Ты такая рукоделенка,
Топором сено кашивала,
Решетом воду нашивала,
Уж такая была
вежливая,
На свинье к обедне
езживала,
Подъезжала к золотым воротам.
Увидала мужиков
с бородам…
У ворот, у ворот веселится народ,
Мухи музыку играют,
А коровы припевают,
Утки – в дудки,
Сверчки – в толчки,
Комары в топоры
Тараканы в барабаны...

Не только с образами и формами кудесили народные мастера, но и с простым словом. Очень веселили ребят такие безделушки: «Сейчас как режиком заножу – будешь дрыгами ногать!», «У меня чеса заголовалась и заплетык языкается».

Вспомним Пушкина
Пародирование известных всем текстов тоже было широко известно творцам веселых небылиц.
Да мы и сами это прекрасно знаем! Не помните? С каким удовольствием мы пересказывали друг другу на переменах между школьными уроками текст-перевертыш пушкинского Лукоморья?
У Лукоморья дуб срубили,
Кота на мясо зарубили,
Русалку в бочку
засмолили и
написали: «Огурец».
Там на неведомых
дорожках
Скелеты прыгают
на ножках,
А тридцать
три богатыря
В помойке ищут
три рубля.
А с ними дядька Черномор
У короля полтинник спер.
Там царь Кощей
по рынку ходит,
И спекуляцию наводит.
Там ступа с бабою Ягой
Идет-бредет
с одной ногой…

Вспомнили? У кого из нас не приплывает теплая волна на сердце, когда он слышит: «Люблю грозу в начале мая, как треснет гром, и нет сарая...», «В лесу родилась елочка, а кто ее родил?» или «это было в воскресенье 25-го числа, немцы прыгали с балкона, со второго этажа…»
Такие нескладушки только на первый взгляд кажутся простым развлечением, а на деле являются народной школой художественно-эстетического воспитания. Ребенок, слушая и рассказывая небылицу, активно включается в процесс осмысления текста и расставляет в нем нужные акценты, приходя при этом к пониманию условности поэтического образа как такового, развивает в себе чувство комического (то есть чувство здорового юмора) и, конечно, свою творческую фантазию.
Детский фольклор и сегодня активно развивается, так что мы смело можем назвать себя и наших детей наследниками скоморошьей традиции и апологетами русского устного народного творчества.

Коллекция Filigran от Röndell - филигранное исполнение любимых блюдЧитать статью
Паровая станция Читать статью
Масштабный форум «КРЕПКАЯ СЕМЬЯ – ВСЁ БЕРЕМЕННЫМ!», посвященный материнству и рождаемости, пройдет 4-5 апреля в МосквеЧитать статью
Банановое предназначениеЧитать статью
Олимпиада для школьников 2–6-х классовЧитать статью
Термопот VITEKЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.