Поиск

Семеро по лавкам

07.10.2008
ИЛЬИЧЕВА Анастасия
686

«...Две Маринки на перинке кувыркаются,
Две Ульки в люльке качаются,
Две Наташки у кашки питаются,
Два Петра у ведра все плескаются,
У стола стоит сметана,
У сметаны два Степана Объедаются...»

Это вовсе не сказка и не выдумка какого-нибудь деревенского болтуна-балакиря, а детская народная песенка, на полном серьезе отражающая уклад, бытовавший в русских семьях еще в начале ХХ века и уходящий корнями в туманную глубь веков

Дитя - это чудо, непостижимый божий дар, «ангельска душка», святая и безгрешная. Недаром приговаривали в старину: «с дитями водиться, что Богу молиться». Рождение ребенка на Руси - дело непостижимое, святое, целиком и полностью находящееся в ведении Божьего Промысла. Именно Господь свивал нити человеческих судеб, отмеряя каждому свой век, и никому в голову не приходило этому перечить. Потому и не считал никто жизнь свою бессмысленной, когда ребенок вдруг умирал... Не приведи, Господь, конечно, но что делать? Бог дал, Бог взял...

Были ли русские семьи многочадными? Нет, что вы! Какая глупость! Детей в доме было ни много, ни мало, а ровно столько, сколько посылал Господь. Это современные семьи, в которых рождается третий ребенок, уже называют многодетными, а в деревне в старое время это было только самое начало. А как же? «Одного для царя, одного для Бога, и для хозяйства - дом домить, скота водить». Это значит, что одного дитя в солдаты заберут, другой, возможно, почувствует призвание к духовной жизни, станет монахом и будет за весь свой род Бога молить, кому-то бобылем (неженатым, а значит, бездетным) суждено прожить, а кому-то в чужую семью идти (замуж, например). А чтобы хозяйство вести, нужны помощники - кому-то с малыми сидеть, кому-то в поле радеть, ведь сколько человек трудится, как к хозяйству и земле относится, так его семья и живет - богато или бедно, скорбно или весело. Милует Господь «целую рощу» детей - есть в таком доме кому хлеб есть, кому ткать-прясть, а кому и сказки сказывать! «Дал Бог душку, даст и хлеба краюшку!»

К чадородию стремились и старые и молодые. На свадьбе жениху и невесте нетривиально намекали на то, чего от них в ближайшее время ожидают родные: «с первой ночки сынка да дочку», «лечь вам вдвоем, а встать втроем». Или еще лучше: «Сколько в лесу пеньков, столько вам сынков! А сколько на болоте кочек, столько вам дочек!» И никаких, заметим: «Зачем вам дети? Надо же сначала и для себя пожить...» Даже старик со старушкой в русских сказках, не прижив собственных детей, не выдерживают одиночества и зовут себе в сыновья журавля или лепят из подручных средств Снегурочку, глиняного парня или, на худой конец, Колобка... Принять на воспитание сиротку - по всей Руси считалось богоугодным делом, а вот женщина, убившая чадо во чреве, отлучалась от причастия на семнадцать лет и потом всю жизнь отмаливала этот грех. Помните, как называли русичи свою землю-кормилицу? Правильно - Мать Сыра Земля, другими словами женщина, готовая принять семя и родить урожай. Плодоносная сила жены и земли была в представлении русского крестьянина единой силой. Но ничего не вырастает без солнечного света и небесной дождевой влаги. Так что в процессе зарождения жизни участвуют и светила небесные, и стихии природные. Именно поэтому на Рождество колядовщики, как правило дети, напевали хозяевам:

...Мы искали Коляду у Ивана на дворе!
А Иванов двор середи Москвы, ворота красны,
Как хозяин в терему - ясно Солнышко,
А хозяйка в дому - светел Месюшко,
Ваши детки в терему - часты звездочки!...

Симпатичная метафора! Родители здесь сравниваются с Солнцем и Месяцем, а дети, в свою очередь, были такими же ясными и многочисленными, как звезды на ночном небе.
В пользу почитания в народе чадородия говорит и национальный женский русский костюм - причем любой географической области. Облик деревенской замужней красотки, как правило, напоминал своими очертаниями яйцо - символ зарождения жизни - или колокол. Современные ученые определили, что именно такая форма одежды предполагала... ее постоянную беременность. Вместе с тем, обилие яркой красной вышивки, оберегов, бисерных и золотых украшений говорило о том, что чадородный возраст являлся самым расцветом русской женщины, ее истинной красоты и силы.
Меня до сих пор искренне восхищает, что деревенские семьи оставались многодетными, несмотря на все природные катаклизмы, голод, разруху и даже войну. Почти все поколение наших прабабушек (если жили в деревне) имело в семьях порядка 5-8 детей, и никто не жаловался, что им плохо и тяжело. А вы только представьте, что первую нормальную одежду - штаны или сарафан (или юбку-паневу) - деревенские мальчики и девочки получали только к сознательному подростковому возрасту. (До этого дети щеголяли одинаково - в одних долгих рубашечках с опояской). Наоборот, улыбающиеся девяностолетние бабушки до сих пор шутят: «Жили хоть и нужно (от «нужда», т. е. трудно), да весело и дружно». В чем же секрет?

Секрет в простоте и труде. Мальчик к 12-ти годам умел выполнять по дому всю мужскую работу, а девочек уже с четырех лет учили прясть, потом ткать, пестовать младших братьев и сестер, помогать матери по хозяйству. Именно поэтому, если отец уходил на войну, жизнь в семействе практически не изменялась - старший сын мог и дров наколоть, и огород вспахать. В большой семье у каждого ребенка обязательно были свои обязанности. Детские руки правили повозкой с сеном, плели пояски, собирали ягоды и грибы. Отсутствие таких современных атрибутов воспитания детей, как слюнявчики, кремы, присыпки, стульчики для кормления, ходунки и, разумеется, одноразовые подгузники, делали жизнь деревенских родителей максимально упрощенной, но, может быть, от этого и предельно интересной для ребенка? Вместо пластмассового прорезывателя - гуща из щей, вместо плюшевых птичек, котиков и хрюшек - настоящие, пищащие и мяукающие, вместо телевизора и радио - песни и сказки. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Но результат очевиден: на пороге демографической катастрофы оказались люди именно сегодняшнего дня.

Из тех времен дошла до нас одна детская песенка. Попробуйте научить ей вашего малыша, песенку можно напевать и во время кормления, и на сон, или когда считаете пальчики на руке своего крохи: «Как да за рекою избушка стоит, в той избушке старушка живет, и было у нее семь дочерей: и Марья, и Дарья, Арина, Марина, Степанида, Солмонида, а седьмая Катерина. Как пошла эта старушка себе зятьев добывать и сыскала Ивана, Романа, Андрея, Бодрея, Евстигнея, Евстифея, а седьмого Алексея. Родилось у той старушечки двенадцать внучат: два Гришульки в люльке качаются, две Аленки в пеленки свиваются, два Степана со сметаной управляются, две Варюшки у краюшка подвигаются, два Коли да две Оли у окошечка сидят, да на улицу глядят».

Может быть, запомнив с детства эту нехитрую историю, ваш ребенок пронесет во взрослую жизнь доброе отношение к многочадию. И пусть в вашей семье детей будет столько, сколько велит вам ваше сердце и душа.

Коллекция Filigran от Röndell - филигранное исполнение любимых блюдЧитать статью
Паровая станция Читать статью
Масштабный форум «КРЕПКАЯ СЕМЬЯ – ВСЁ БЕРЕМЕННЫМ!», посвященный материнству и рождаемости, пройдет 4-5 апреля в МосквеЧитать статью
Банановое предназначениеЧитать статью
Олимпиада для школьников 2–6-х классовЧитать статью
Термопот VITEKЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.