Дети-эгоисты
Как
ни крути, но у единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти
эгоистом, его "исключительность" в семье сильно сказывается на его развитии. А такие люди, как известно, повышенно ревнивы, им хочется, чтобы весь
мир вращался только вокруг них. А поскольку объективно повода для ревности у
детей нет, то они его специально ищут и находят.
Типичный пример: шестилетний Игорь дома вел себя
прекрасно. Но когда с работы приходил папа, мальчик резко менялся. Нет, не то
чтобы он проявлял недовольство... Наоборот, Игорь вроде бы радовался отцу, но
эта радость выражалась как-то чересчур бурно, и всплеск положительных эмоций
быстро переходил в отрицательные. Игорь становился обидчивым, раздражительным.
Он не давал родителям спокойно поговорить, требовал, чтобы с ним поиграли, и
совершенно не желал понимать, что папа устал и ему хочется отдохнуть. Когда же
наступало время сна, ревность проявлялась еще более откровенно: мальчик наотрез
отказывался засыпать в своей кровати и с детской непосредственностью пытался
спровадить туда отца.
– Ты ложись в мою кроватку, я тебе уже постелил,
– умильно уговаривал он папашу, который, как вы понимаете, был отнюдь не в
восторге от подобной «ссылки».
Другие «единоличники» ревнуют мать к работе или
к подругам. Некоторые женщины жалуются, что они даже по телефону спокойно
поговорить не могут: сын или дочь тут же начинают плохо себя вести,
демонстративно мешают общаться. Есть и такие, которые просто требуют, чтобы
мать положила трубку. Так что положение «единственного и неповторимого» вовсе
не является охранной грамотой против детской ревности. Просто ее направление
будет несколько иным.
Модели воспитания
По мнению психологов, личная жизнь «единственных
наследников» обычно является «калькой» с родительского брака. Как показывает
опыт, ко времени рождения своих детей они вдруг обретают прагматичное
здравомыслие, полностью «прощают» своих родителей за отсутствие братьев и
сестер и... заводят одного-единственного «наследника». Почему? Скорее всего,
сказывается привычка. Модели воспитания и поведения в семье, где растет
несколько детей, у них нет.
С точки зрения психоанализа
Фрейд был первым из психиатров, заметивших, что
«позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его
последующей жизни». Так, например, известно, что старшие в семье дети обладают
некоторыми общими характеристиками: ориентация на достижение, качества лидера.
Кроме того, старший ребенок сперва воспитывается как единственный. Затем, когда
для него стала уже привычной его привилегированная позиция, его «место» в душе
родителей занимает новорожденный. Когда «захват» происходит до пяти лет, это
становится крайне шокирующим переживанием для ребенка. После пяти лет старший
уже имеет место вне семьи, в социуме и поэтому психологически меньше ущемляется
пришельцем.
У семи нянек...
Единственный ребенок обычно бывает окружен
усиленным вниманием взрослых. Особенно трепетно – в силу возраста – относится к
малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единственном
внуке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается
тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми. Те,
кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте
бывают не способны на смелые, решительные поступки.
Ребенку вообще вредно чувствовать себя центром
Вселенной, вокруг которого вращаются планеты-спутники — его семья.
А в однодетных семьях это, увы, почти неизбежно.
Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети
начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы
удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в
подростковом возрасте.
Хотя, если разобраться, «единственный и
неповторимый» ведет себя вполне логично: взрослые воспитывали маленького принца
– и вот принц вырос. С какой стати он должен служить кому-то?
Психологи и педагоги всего мира озабочены
инфантильностью современных подростков и молодежи. Это, конечно, отдельная и
очень обширная тема разговора. Скажу только, что далеко не последняя причина
подростковой инфантильности, воспитание детей в одно-двудетных семьях,
когда гиперопека взрослых не дает чаду нормально повзрослеть. И оно, будучи
эгоистом, уверено, что быть взрослым значит иметь массу прав и почти никаких
обязанностей.
Представьте, каково придется взрослому
«маленькому принцу», когда его родители состарятся! Ведь на единственных
детей падает огромная нагрузка по опеке пожилых членов семьи. Часто бывает, что
у тридцатилетнего мужчины еще живы престарелые бабушка с дедом, которым нужно
то кран на кухне починить, то огород на дачном участке вскопать. А тут еще и
мать, живущая отдельно, попадает в больницу, ее тоже навещать приходится. Да и
своя семья заботы требует. А если еще и у жены нет братьев и сестер, то
нагрузка на «принца» удваивается.
Конечно, воспитанный эгоистом, такой сын может
сказать родным:
– Это ваши проблемы. Устраивайтесь, как
можете.
Но вряд ли вы захотите такого утешения в
старости. Да и человеку, который так говорит, придется несладко. Сколько бы он
себя ни уверял в своей правоте, ему не заглушить до конца голос совести. А это
порождает внутренние конфликты, ведет к душевному надлому.
Борьба со стереотипами
Стереотипное представление о психологических
проблемах единственного ребенка в семье сегодня не находит подтверждения. Как
показали исследования детских и подростковых психиатров из г. Мангейма
(Германия), единственные дети в семье не отличаются по доле отклонений в
поведении, страхам, школьной неуспеваемости от своих сверстников, имеющих брата
или сестру. Не выявлено также каких бы то ни было значимых различий между
мальчиками и девочками. В то же время, как показали специалисты Мангеймского
центрального института психического здоровья, решающее значение имеют
сплоченность семьи, стиль общения в семье, а также социальная среда, где растет
ребенок. Единственное, что явно отличает единственного ребенка в семье, — это
более высокий (на 4 пункта) уровень развития интеллекта.
Важность подражания и социальный опыт
Считается, что у единственного ребенка больше
возможностей для интеллектуального развития, но это еще одно распространенное
заблуждение.
Единственные дети мало играют или совсем не
играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть. А пробел в
таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе
интеллектуальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человечку объемное
представление о мире.
У детей из таких семей совсем другой
социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома такой ребенок
часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый
класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого
не происходит, невротизируется. У него может пропасть интерес к учебе,
возникает страх неуспешности, а это опять-таки не способствует
интеллектуальному развитию.
Первый ребенок
Первый ребенок многим похож на единственного.
Мир взрослых оказывает на него огромное влияние, и им начинает двигать желание
посоревноваться со старшими. Первый ребенок обычно консервативен, поскольку
привык защищать свое положение. Он очень ответственен и физическим столкновениям
предпочитает словесные. В нем обостренно развито чувство долга, а его цельная и
целеустремленная натура достойна доверия.
Появление брата/сестры неожиданно лишает его
власти, отбрасывает обратно в мир детей. И вот тогда начинается борьба за
возвращение утраченного первого места в сердцах родителей. Привычка
использовать свою власть в отношении братьев и сестер позднее проявляется в
стремлении доминировать над другими и всегда держать ситуацию под контролем.
У него сильный характер, а давление со стороны родителей
заставляет его с максимальной требовательностью относиться к себе. Он всегда
ставит планку очень высоко, и потом никогда не ощущает, что достиг достаточно.
То, что он является первым и старшим, на всю жизнь дает ему ощущение
собственной исключительности, делает спокойным и уверенным в себе.
Твой порядковый номер и карьера
Исследователи выяснили, что единственные дети в
семье и, в некоторой степени, первые дети чаще предпочитают интеллектуальную и
исследовательскую деятельность. Рожденные не первыми дети более тяготеют к
карьере, связанной с искусством и работой вне офиса.
«Эти результаты согласуются с теорией, по
которой порядковый номер рождения влияет на личность ребенка», — говорит
Фредерик Т. Л. Леонг (Frederick T. L. Leong), соавтор исследования и профессор
психологии в Государственном университете Огайо.
«Как правило, родители имеют различные ожидания
и предпочтения в отношении ребенка в зависимости от его порядкового номера
рождения, — продолжает Леонг. — Например, родители могут проявлять повышенную
заботу о единственном ребенке и беспокоиться о его физической безопасности.
Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к
интеллектуальному труду, чем к физической активности. К тому же единственный
ребенок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья
и сестры».
Кроме того, родители могут обращать внимание
единственного или первого ребенка в семье на области, где возможна престижная
карьера, например медицина или юриспруденция. Возможно, поэтому дети, рожденные
позже, скорее проявят интерес к профессиям в области искусства.
Все под Богом ходим...
Родители, предпочитающие ограничиться одним
ребенком, не задумываются и о других, немаловажных последствиях своего решения.
Вот что пишет крупный российский демограф профессор Синельников: «Родителям
единственного ребенка, конечно, жить легче, но они не знают, как много у них
шансов стать бездетными в старости. По нашим расчетам, основанным на данных
Госкомстата за 1995 год , вероятность того, что мать переживет сына, равна 32%! Только родители двух-трех и более детей имеют
достаточно надежную гарантию от потери их всех».
Причем теряют ребенка сейчас, как правило, не в
младенческом возрасте – младенческая смертность за последнее время, слава богу,
выросла незначительно. Теряют, увы, в подростково-молодежном, когда родителям
уже поздно думать еще об одном малыше. Но поскольку такое «может произойти с
кем угодно, но не с нами», люди живут в мире иллюзий. Без оглядки на
статистику.
Если ребенок в семье один
Если же по каким-то причинам, причем весьма
серьезным, ребенок так и останется у вас единственным, постарайтесь смягчить
негативные последствия воспитания одного чада в семье и перевести их в позитив.
Как? Во-первых, везде и всегда развивайте и поощряйте альтруизм. Пусть ребенок
сызмальства приучается помогать окружающим, делать что-то для других: для
бабушки, дедушки, крестного...
Хорошая палочка-выручалочка в данном случае...
дачный участок. Работы в саду и огороде обычно хоть отбавляй, а деятельность
как раз направлена на благо всей семьи.
В семье, где растет один малыш, очень важно
поддерживать связи с родственниками. Единственному ребенку необходима большая
«родня». Тогда он практически не будет страдать от одиночества.
Конечно, можно пытаться восполнить нехватку
братьев или сестер друзьями, но родственные связи – это что-то особенное. Это
гораздо глубже, чем просто общность вкусов и интересов. Пусть у ребенка нет
родных братьев или сестер, но будут двоюродные, троюродные, четвероюродные...
да хотя бы седьмая вода на киселе! Тут особенно значима вторая часть слова –
«родные».
Есть и еще одна возможность «подарить» ребенку
брата с сестричкой: станьте для кого-нибудь крестной матерью. Это замечательно,
когда крестный брат или сестра воспринимаются ребенком как близкие
родственники. Но для этого, конечно, нужно, чтобы и вы считали крестника членом
своей семьи.