Система
питерского педагога Н.А.Зайцева отвергает множество распространенных легенд,
связанных с обучением чтению.
Легенда №
1. Чтобы научиться читать, надо знать названия букв.
Незыблемый, казалось
бы, столп. Но вот распространенное явление: ребенок буквы знает, читать не
может. Мой старший сын (3 года 10 мес.), к двум годам легко и быстро
освоивший буквы по настенной азбуке с картинками, почему-то читать не спешит.
Слова у него не клеятся.
«Такого
рода азбуки очень вредны, — уверяет Николай Александрович, — потому что
оттягивают момент вхождения в чтение. Ребенку непонятно, почему зебра — аист —
ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц.».
Легенда №
2. Мы читаем по слогам.
Но нет в
русском языке ясных принципов слогоделения, в составе слога — от 1 до 10
букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт илт Мкртчян, — не сразу
прочтешь, а ведь слог-то один.
Легенда №
3. Человек сначала учится читать, потом писать.
На самом
деле все наоборот: ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому
при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы
понимаем не «шкрябанье ручкой в тетради», а (прошу читать помедленней) любое
превращение ЗВУКОВ в ЗНАКИ, а под чтением соответственно превращение ЗНАКОВ в
ЗВУКИ. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать
самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», «папа», «бабушка»,
«дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где бабушка?
А где твое имя?», то — сейчас вы удивитесь — ребенок ваш дорогой не читал, а
именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.
Вы можете
проделывать все то же самое на кубиках Н.А.Зайцева.
Ярче и
лучше
Все
элементы письменной речи — СКЛАДЫ (а склад, по определению Зайцева, — это
осознанное мускульное усилие речевого аппарата) — предоставляются в распоряжение
ребенку сразу и навсегда. А точная систематизация позволяет быстро
уловить закономерности языка, не засоряя голову ребенка всякого рода «научностью».
Идея Зайцева проста: что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать
(лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет
изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение.
Так
соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное
к абстрактно-логическому. Кубики
Зайцева делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые,
деревянно-золотые и один белый кубик со знаками препинания.
Золотые —
это, конечно, кубики с гласными. Голос у них необыкновенный — как золотой
звоночек. Большой золотой А-О-У-Ы-Э и маленький золотой Я-Ё-Ю-И-Е. Наполните
их монетками, жестью от консервных банок или даже маленькими колокольчиками
— еще как зазвенят!
И все
остальные большие кубики — это кубики с твердыми складами: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ,
В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ и т.д., а маленькие соответственно
со складами мягкими: БЬ-БЯ-БЕ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЕ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ.
Железные
— это кубики со звонкими складами. К примеру: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ.
На них согласный холодным серо-голубым, совсем «железным» цветом
выделен, и наполняются они пресловутыми крышечками от пивных бутылок.
Деревянные
кубики К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ и прочие из того же семейства
— теплого коричнево-оранжевого цвета, и звуки издают приглушенные,
потому
что в них стучат деревяшки.
Ну а
двойные — это кубики с теми согласными, которые не со всеми гласными сочетаются.
Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЁ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ, Ш(ШЬ)-ША-ШО(ШЁ)-ШУ-ШИ-ШЕ, Ч(ЧЬ)-ЧА-ЧЕ(ЧО)-ЧУ-ЧИ-ЧЕ,
Щ(ЩЬ)-ЩА-ЩЁ(ЩО)-ЩУ-ЩИ-ЩЕ — такие варианты, как «жы»,
«шы», «чя», «щя», просто исключены.
Но
воистину — что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать.
Перечитала
я собственные длинные разъяснения, смотрю на кубики — и мне смешно.
На бумаге — так длинно и сложно, а на кубиках — так просто и
понятно.
В наборе
«Кубиков Зайцева» 52 картонные развертки, которые легко превращаются
в кубики. Неплохо было бы, конечно, получить все это готовеньким,
но вот что любопытно: мои сыновья Аркадий и Борис (1 год 10 мес.),
товарищи весьма дотошные, собирали кубики вместе со мной. И ни разу не
пытались их разорвать. Они же знают, что внутри — чего зря лазить.
Очень
важно вдохнуть в кубики жизнь. Вот большой кубик-папа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ,
а вот его кубик-детка БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ. Двойные кубики — это
бабушки и дедушки. У каждого кубика — своя песенка.
Система
Зайцева очень музыкальная, особенно настенные таблицы, не менее важные,
чем кубики. В них склады расположены так, что легко пропеваются. Встанешь
у таблицы (а повесить ее нужно на уровне своего роста, чтобы не взрослый
гнулся, а ребенок тянулся), указочка в одной руке, ребенок — в другой, и
начинаешь распевать: БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (челюсть опущена, язык назад и вниз,
щеки раздуваешь: объем резонатора большой, поэтому и кубики с твердыми складами
большие), а потом: БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ (челюсти почти сомкнуты, между языком и
небом лишь узенькая полосочка свободного пространства, щёки поджаты:
объем резонатора маленький, поэтому и кубики с соответствующими складами
маленькие), для наглядности еще то на цыпочки поднимаешься, то приседаешь,
а Бориска смеется и кричит «еще! еще!» — тут-то и чувствуешь, что не
только он становится умнее и умнее, но и ты стройнее и стройнее. Очень
полезное для мамы упражнение. Зайцев же очень гордится тем, что при работе по
таблицам зрение не портится, но иногда даже улучшается, ведь глазное
яблоко все время в движении.
Мы
играем. Сначала, конечно, складываем имена и фамилию. И вдруг — вот ужас! — злая
волшебница заколдовала Аркашу в «ШУКУРА», Боря превратился в «РЮБУ», а папа и
мама стали злыми «ПЫПЫ» и»МЫМЫ». На самом деле просто я перевернула и
переставила кубики, но расколдоваться все равно очень хочется. Скорей, скорей,
расколдовываемся!
Еще игра
— «Живое слово». Все кубики лежат на маленьком столике.
— КО, иди
сюда!
— Ш, иди
сюда!
— КА, иди
сюда!
В
результате беготни получилась «кошка». Игра имеет большой успех — какой же ребенок
откажется побегать?!
Дети,
которые в 2,5—3 года начали заниматься по методике Н.А.Зайцева, в 4 года уже
не понимают, как можно не читать. У них сформирована логика. И при этом они
не портят ни зрение, ни осанку. Далее возникают проблемы другого порядка —
хороших книг и нормального шрифта. «У моей дочери отношение к кубикам
как к прекрасной игрушке, которую она готова порекомендовать всем своим
друзьям», — сказала мне одна из мам. Девочке этой сейчас шесть лет. Между
прочим, читает Жуковского.
Однако
кубики и таблицы — это далеко не все. Есть в семье «Методика Зайцева» и
«Стосчет», позволяющий легко освоиться в мире двузначных чисел, есть пособие
по постановке каллиграфического почерка, методика изучения английского
языка, комплект таблиц по освоению грамотности, складовые карточки
с животными.
Не
забудьте только, что все они останутся лишь дорогостоящей бумагой, если вы не
вдохнете в них душу.