Поиск

28 крышечек от пивных бутылок и обучение чтению

11/09/2010
ГЛУШЕНКОВА Мария
781

Система питерского педагога Н.А.Зайцева отвергает множество распространенных легенд, связанных с обучением чтению.

Легенда № 1. Чтобы научиться читать, надо знать названия букв.

Незыблемый, казалось бы, столп. Но вот распространенное явление: ребенок буквы знает, читать не может. Мой старший сын (3 года 10 мес.), к двум годам легко и быстро освоивший буквы по настенной азбуке с картинками, почему-то читать не спешит. Слова у него не клеятся.

«Такого рода азбуки очень вредны, — уверяет Николай Александрович, — потому что оттягивают момент вхождения в чтение. Ребенку непонятно, почему зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц.».

 

Легенда № 2. Мы читаем по слогам. 

 Но нет в русском языке ясных принципов слогоделения, в составе слога — от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт илт Мкртчян, — не сразу прочтешь, а ведь слог-то один.


Легенда № 3. Человек сначала учится читать, потом писать.

На самом деле все наоборот: ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не «шкрябанье ручкой в тетради», а (прошу читать помедленней) любое превращение ЗВУКОВ в ЗНАКИ, а под чтением соответственно превращение ЗНАКОВ в ЗВУКИ. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где бабушка? А где твое имя?», то — сейчас вы удивитесь — ребенок ваш дорогой не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.
Вы можете проделывать все то же самое на кубиках Н.А.Зайцева.

 

Ярче и лучше
Все элементы письменной речи — СКЛАДЫ (а склад, по определению Зайцева, — это осознанное мускульное усилие речевого аппарата) — предоставляются в распоряжение ребенку сразу и навсегда. А точная систематизация позволяет быстро уловить закономерности языка, не засоряя голову ребенка всякого рода «научностью». Идея Зайцева проста: что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение.
Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к абстрактно-логическому. Кубики Зайцева делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые и один белый кубик со знаками препинания.

Золотые — это, конечно, кубики с гласными. Голос у них необыкновенный — как золотой звоночек. Большой золотой А-О-У-Ы-Э и маленький золотой Я-Ё-Ю-И-Е. Наполните их монетками, жестью от консервных банок или даже маленькими колокольчиками — еще как зазвенят!
И все остальные большие кубики — это кубики с твердыми складами: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ и т.д., а маленькие соответственно со складами мягкими: БЬ-БЯ-БЕ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЕ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ.

Железные — это кубики со звонкими складами. К примеру: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. На них согласный холодным серо-голубым, совсем «железным» цветом выделен, и наполняются они пресловутыми крышечками от пивных бутылок.

 
Деревянные кубики К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ и прочие из того же семейства — теплого коричнево-оранжевого цвета, и звуки издают приглушенные,
потому что в них стучат деревяшки.

Ну а двойные — это кубики с теми согласными, которые не со всеми гласными сочетаются. Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЁ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ, Ш(ШЬ)-ША-ШО(ШЁ)-ШУ-ШИ-ШЕ, Ч(ЧЬ)-ЧА-ЧЕ(ЧО)-ЧУ-ЧИ-ЧЕ, Щ(ЩЬ)-ЩА-ЩЁ(ЩО)-ЩУ-ЩИ-ЩЕ — такие варианты, как «жы», «шы», «чя», «щя», просто исключены.
Но воистину — что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать.
Перечитала я собственные длинные разъяснения, смотрю на кубики — и мне смешно. На бумаге — так длинно и сложно, а на кубиках — так просто и
понятно.
В наборе «Кубиков Зайцева» 52 картонные развертки, которые легко превращаются в кубики. Неплохо было бы, конечно, получить все это готовеньким, но вот что любопытно: мои сыновья Аркадий и Борис (1 год 10 мес.), товарищи весьма дотошные, собирали кубики вместе со мной. И ни разу не пытались их разорвать. Они же знают, что внутри — чего зря лазить.
Очень важно вдохнуть в кубики жизнь. Вот большой кубик-папа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а вот его кубик-детка БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ. Двойные кубики — это бабушки и дедушки. У каждого кубика — своя песенка.
Система Зайцева очень музыкальная, особенно настенные таблицы, не менее важные, чем кубики. В них склады расположены так, что легко пропеваются. Встанешь у таблицы (а повесить ее нужно на уровне своего роста, чтобы не взрослый гнулся, а ребенок тянулся), указочка в одной руке, ребенок — в другой, и начинаешь распевать: БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (челюсть опущена, язык назад и вниз, щеки раздуваешь: объем резонатора большой, поэтому и кубики с твердыми складами большие), а потом: БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ (челюсти почти сомкнуты, между языком и небом лишь узенькая полосочка свободного пространства, щёки поджаты: объем резонатора маленький, поэтому и кубики с соответствующими складами маленькие), для наглядности еще то на цыпочки поднимаешься, то приседаешь, а Бориска смеется и кричит «еще! еще!» — тут-то и чувствуешь, что не только он становится умнее и умнее, но и ты стройнее и стройнее. Очень полезное для мамы упражнение. Зайцев же очень гордится тем, что при работе по таблицам зрение не портится, но иногда даже улучшается, ведь глазное яблоко все время в движении.
Мы играем. Сначала, конечно, складываем имена и фамилию. И вдруг — вот ужас! — злая волшебница заколдовала Аркашу в «ШУКУРА», Боря превратился в «РЮБУ», а папа и мама стали злыми «ПЫПЫ» и»МЫМЫ». На самом деле просто я перевернула и переставила кубики, но расколдоваться все равно очень хочется. Скорей, скорей, расколдовываемся!
Еще игра — «Живое слово». Все кубики лежат на маленьком столике.
— КО, иди сюда!
— Ш, иди сюда!
— КА, иди сюда!
В результате беготни получилась «кошка». Игра имеет большой успех — какой же ребенок откажется побегать?!
Дети, которые в 2,5—3 года начали заниматься по методике Н.А.Зайцева, в 4 года уже не понимают, как можно не читать. У них сформирована логика. И при этом они не портят ни зрение, ни осанку. Далее возникают проблемы другого порядка — хороших книг и нормального шрифта. «У моей дочери отношение к кубикам как к прекрасной игрушке, которую она готова порекомендовать всем своим друзьям», — сказала мне одна из мам. Девочке этой сейчас шесть лет. Между прочим, читает Жуковского.
Однако кубики и таблицы — это далеко не все. Есть в семье «Методика Зайцева» и «Стосчет», позволяющий легко освоиться в мире двузначных чисел, есть пособие по постановке каллиграфического почерка, методика изучения английского языка, комплект таблиц по освоению грамотности, складовые карточки с животными.
Не забудьте только, что все они останутся лишь дорогостоящей бумагой, если вы не вдохнете в них душу.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.