Родителей, которых заперли на карантине с маленькими детьми, спасут не туалетная бумага и гречка, а здоровый сон и идеи, как занять ребенка с пользой. Публикуем порцию ценных рекомендаций, чем заняться на карантине с детьми, от детского психолога Светланы Ройз. И так поговорим о совместных играх.

На одном из курсов по нейробиологии я изучала: «чем больше игровой период у животных, тем более развит их интеллект». Есть секрет — чем больше играют наши человеческие дети, тем более проявленной будет их учебная мотивация в школе.
Игра — это всегда и развитие, и терапия, и адаптация.
Современное поколение детей не получает того количества стимулов в разных каналах восприятия, которое было бы важно. У них перестимулирован визуальный канал, остальные — часто дефицитарны. И разнообразные игры — это сенсорная интеграция (сенсорная депривация — недостаточное стимулирование сенсорных каналов).
Промышленные игры
У нас дома в любимых: много игр от корпорации DJECO, GRANNA, tactic-Alias, разные игры-бродилки с кубиками (игры с кубиками хороши перед сном, это быстрый способ подтянуть или не забыть устный счет).
Промышленные игры
У нас дома в любимых: много игр от корпорации DJECO, GRANNA, tactic-Alias, разные игры-бродилки с кубиками (игры с кубиками хороши перед сном, это быстрый способ подтянуть или не забыть устный счет).
Визуальный канал
-
Раскрашивать раскраски (распечатки и книжки).
-
Рисовать мандалы.
-
Рисовать одновременно на одном листе.
-
Рисовать зубной щеткой.
-
Рисовать ладонями (ставить отпечатки пальцев и дорисовывать детали).
-
Рисовать с закрытыми глазами.
-
Выкладывать рисунки нитками.
-
Делать ангелов из макарон.
-
Делать игрушки из втулок от туалетной бумаги.
-
«Обрывная аппликация» — вначале на мелкие кусочки руками рвется или цветная бумага, или листки из журналов, затем из обрывков делается коллаж.
-
Играть в цвет дня. Каждый день недели назвать «своим цветом», например, понедельник — красный, вторник — оранжевый, среда — желтый и т. д. по цветам радуги. Каждый день надевать одежду или какую-то деталь одежды определенного цвета, попробовать найти продукты такого цвета, или время от времени кричать, например, «красный» — и нужно быстро дотронуться до предмета этого цвета.
Вербальный канал
-
Учить каждый день одно новое слово на иностранном языке. Из этого же слова, написанного много раз, можно сделать рисунок.
-
Из букв одного слова составлять другие слова. Например, из букв слова «трансформатор» можно придумать «торт», «трон», «март», «рот», «форма», «фарт» и прочее.
-
Играть в «Телеграмму». На каждую букву загаданного слова придумать слово, так чтоб получилось предложение. Например, «СЛОН» — суровый лекарь открывает нашатырь.
-
Петь.
-
Говорить скороговорки.
-
Играть в «Угадай предмет» (часть тела, транспорт), задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Тактильный канал
-
Игры с кинетическим песком. У нас есть «Раскопки динозавров» — промышленная игра с формочками. Раньше дочка играла в пасочки, сейчас я прячу в песок «сокровища», дите откапывает.
-
Подносы с крупами, в которых можно писать, рисовать, прятать предметы. Даже детям 8-9 лет это нравится.
-
Игры с водой. Например, запускать кораблики по воде, перемещать их дыханием.
-
Домашние бассейны с шариками.
-
Узнавать предметы на ощупь. Эту игру любят и взрослые дети. Можно предлагать различать продукты на вкус, специи и продукты — по аромату.
Аудиальный канал
-
Слушать тишину.
-
Закрыть глаза и различить как можно больше звуков.
-
Написать букву «р» — в строку от совсем маленькой до огромной. А в другой строке от огромной до маленькой. Просить ребенка, чтоб произносил звук, повышая громкость (чем меньше буква, тем тише голос).
-
С закрытыми глазами угадывать, по какому предмету ударили (ложкой, карандашом).
Пространственное восприятие
Такие игры стимулируют концентрацию и развитие долей мозга, связанных с математическими способностями, критическим мышлением.
-
Змейка. Игра из моего детства дочке нравится, а я нашла в интернете схемы новых фигур.
-
Магнитный конструктор.
-
Мозаики, которые потом можно проглаживать утюгом и получаются подставки под чашки.
-
Оригами.
-
Джанга.
-
Микадо. Можно вместо промышленных «палочек» использовать карандаши, ложки.
-
Шашки, шахматы, домино.
-
Пазлы.
-
Можно учить детей пришивать пуговицы, вышивать, вязать, плести макраме.
-
Запускать волчки, наблюдать за их кружением.
-
Домашний квест, поиски сокровищ.
-
Перемещаться по комнате с закрытыми глазами, ориентируясь только на команды партнера по игре. Можно говорить — «вправо», «влево», «прямо». А можно молча — прикасаясь к правому, левому плечу, спине.
Оральный праксис и игры с дыханием
-
Мыльные пузыри.
-
Аэробол. Дуем на обертки из-под конфет (или передавая друг другу, или, «задувая» голы).
-
Задувать свечи.
-
Стараться поддерживать в воздухе легкий предмет — например, перо.
-
Вместе петь.
-
Через широкие коктейльные трубочки дуть на шарик из бумаги — попадать им в «цель».
Социальные игры
-
Ролевые игры с куклами и игрушками, домашний театр.
-
Теневой театр.
-
Можно вместе заниматься кулинарией, играть в ресторан. Это здорово помогает, когда нужно быстро приготовить обед. Усадить ребенка за рисованием меню.
-
Варить вместе шоколад.
-
Делать мини-спектакли, записывать их на камеру телефона. Мы по дочкиным сказкам и рисункам иногда делаем фильмы.
-
Делать домик из подушек и пледов — ходить в гости.
-
«Встретить» детей с друзьями — в Zoom, чате «Вайбера» и т. д.
-
Оркестр. Инструменты — все, что издает звук в доме.
Движение
-
Твистер.
-
Пальчиковый твистер.
-
Прыжки на шаре-прыгунке. Вместо батута — прыжки на разрешённой подушке.
-
Прятки.
-
Битва подушками.
-
Битва шариками.
-
Когда мы ограничены в движении, дочка особенно любит настольный (накроватный) футбол.
-
Мы часто с дочкой танцуем «разное настроение». Если совсем мало места, можно ниткой выложить границы «танцпола» и ввести дополнительное правило — за них не выходить.
Важно помнить, что дети до 6 лет стремятся играть в «эгоцентрические» игры — по своим правилам. Но когда мы им предлагаем игру с установленными правилами, это готовит их ко «взрослой жизни» со следованиям определенным нормам. Это профилактика «социальной депривации».