Статистика показывает, что в среднем на одного ребенка приходится 400 наименований игрушек. Если визуально представить этот объем, можно легко ответить на вопрос о том, почему игрушки быстро надоедают, почему ребенок их разбрасывает, почему они не имеют никакой ценности, почему все время хочется новых и новых…
Вообще, нужно понимать, что настоящее здоровое развитие ребенка до 7 лет заключается не в том, чтобы он в три года знал все цифры, а в четыре начал читать. Гармоничное, полноценное развитие ребенка до этого возраста - это игра. Ребенку нужно 5 часов в день для свободной полноценной игры. Если ребенок не играет - это может превратиться проблему. Часто мы гонимся за развитием интеллекта, но забываем о том, что развитие интеллекта базируется на развитие фантазии.
Часто бывает так, что дети не играют сами, не может развить интересный сюжет игры, придумать сценарий, требует маминого внимания. Почему так происходит? Исследования и практика показывают, что для свободной игры детям не нужно много игрушек. На примере своих детей я заметила, что если находятся в ситуации, когда игрушек нет вообще, то разворачиваются дружные, совместные, развернутые, богатые на сюжет игры.
Для игрушек дома есть определенные правила:
-
Их должно быть мало. В идеале в детской комнате должна быть полка, на которую можно поставить все игрушки и где они будут все видны.
-
Игрушки не должны храниться в закрытой большой пластмассовой коробке, где ребенок их не видит. Иначе он будет просто вываливать содержимое в кучу, разбрасывать и убегать.
-
Лишние игрушки могут храниться на антресолях или другом пространстве, и периодически можно менять игрушки на полке, таким образом всегда будет ощущение новизны
.
Если вам знакома ситуация, когда ребенок ноет, требует внимания и не может играть один, то обратите внимание на возможные причины:
-
Не правильно организовано игровое пространство. Игрушки не видны, их слишком много, нет места для игры;
-
Нет “безопасных” отношений с родителями. Ребенок не чувствует спокойной, постоянной любви мамы; нужно помнить о том, что ребенок может развиваться только в состоянии гармонии, покоя, стабильности, когда он только знает, что мама любит просто так и что ее любовь безусловна и никуда не денется;
-
Нет инициативы от взрослого. Т.е. родители считают, что малыш одет, обут и этого достаточно. Они не приглашают его в свою жизнь, являются инициаторами отношений (давай попробуем сделать вместе, давай почитаем, погуляем и проч);
-
Гаджеты и безлимитный доступ к ним. Дело в том, что на игру нужно воображение, нужен ресурс, игра - это своего рода работа для ребенка. Поэтому, если есть выбор между поиграть самостоятельно и мигающим экраном, то ребенок выберет мигающий экран, потому, что это проще и не требует усилий.
Зачем нужна свободная игра?
В результате свободной игры ребенок учиться:
1. Выражать свою индивидуальность, самовыражаться
2. Развивает воображение
3. Проигрывает жизненные ситуации (глубже их понимает)
4. Учится понимать себя и решать проблемы
5. Понимает что такое ответственность
6. Творчески находить решения из разных ситуаций
7. Развивает эмоциональный интеллект.
Часто мы гонимся за развитием интеллекта, но забываем о том, что развитие интеллекта базируется на развитие фантазии. Для принятия любого решения и в детском возрасте, а потом и взрослой жизни нужно представлять себе выходы, воображать решения. Так вот это самое воображение развивается через игру. Т.е. база для хорошего интеллекта, - это игра.
Карина Рихтере, психолог
www.mamazonka.ru