Поиск

Сколько кружков нужно ребенку для развития?

12/02/2020
Смоляр Стефания
1477

Оказывается, что не так и много, как ни парадоксально это звучит. Современные мамы, отличающиеся повышенной «заботливостью», или точнее сказать озабоченностью тем, чтобы ее ребенок получил максимум развития, стараются записать кроху на всевозможные доступные кружки. Как результат – постоянно уставший малыш, и падающая с ног мама. Статья посвящена тому, как организовать для своего ребенка мягкую развивающую атмосферу, но без фанатизма, тревожности и сомнений со стороны родителей.


Кружки для малышей

Всего двадцать лет назад в почете были совершенно иные принципы развития детей, нежели сегодня. Если раньше первоклассники переступали порог школы для того, чтобы только познакомиться с цифрами и буквами, то современные дети, придя в первый класс, уже должны не изучать, а закреплять то, что успели выучить дома и в детском саду.

Требования современного общества таковы, что шести-семи летнему ребенку «по возрасту» уж стыдно не уметь читать, а также достаточно хорошо считать в пределах сотни. Во втором классе (а у некоторых и в первом) добавляется иностранный язык, и еще один иностранный – уже в пятом… В результате, для того, чтобы успешно пройти «отбор» в первый класс многих деток родители вынуждены еще в совсем юном возрасте отправлять в такие модные сегодня школы раннего развития, прямо с пеленок обеспечивать им насыщенную, полную осмысленных занятий жизнь. И судя по динамике, подобные педагогические стандарты еще не предел, дальше будет еще сложнее (возможно, азы компьютерной грамотности для грудничков?). Хотя и сегодня можно встретить малышей, которые параллельно занимаются шахматами, китайским, плаванием и высшей математикой, а ведь еще пару десятилетий назад их сверстники самозабвенно складывали пирамидки и радовались возможности развалить песочный куличик.


А может, стоит притормозить и отдохнуть?

Если собрать воедино все особенности современной, волнующейся за «гармоничное» развитие своего ненаглядного ребенка мамы, то получим полуробота-получеловека, который давно забыл, что такое свобода и простые жизненные радости – будь то неспешная прогулка по парку или чтение книги под теплым пледом в дождливую погоду. Ее зеркало и дверцы холодильника увешаны напоминалками, расписанием занятий, рекламными проспектами на образовательную тематику. Перед сном у нее один и тот же ритуал: проштудировать свой ежедневник, исписанный сверху донизу мелким шрифтом, чтобы не забыть ничего важного на день грядущий, составить оптимальный маршрут передвижения между детскими кружками. Ни о каком чтении расслабляющей литературы или масках на ночь не может быть и речи, ведь столько дел впереди. А если вдруг неожиданно появляется «окно» - свободная минутка, то это время необходимо потратить на мониторинг новинок в сфере образовательных услуг для детей через интернет, а также провести «соцопрос» среди еще более продвинутых в этом вопросе мамочек.

Такая мама никогда не опаздывает, никогда не ошибается и, конечно, никогда не устает. Ее ежедневная жизнь – это сражение за право называться современной, быть «в тренде», стать эталоном в вопросах взращивания гениев. И не дай Бог, быть «хуже, чем все», «не сделать так, как нужно» - это тот страх, который гонит ее дальше по замкнутому кругу и не позволяет вспоминать об усталости. Одновременно СМИ, навязчивая реклама, поведение окружающих людей только подстегивают это состояние вечного цейтнота: детьми нужно заниматься; чтобы вырастить успешного, финансово независимого человека из обычного ребенка, его нужно загружать, загружать и еще раз загружать, и тому подобная пропаганда сегодня везде. Но усталость, имеющая свойство накапливаться, подождет ровно до тех пор, пока изможденное лицо, украшенное синяками от недосыпания и тревожных снов «про опоздание», не вызовет неприятных вопросов знакомых и на кону не станет здоровье.


Раннее развитие – а нужно ли оно ребенку?

Положение и состояние мам обсудили, а что же дети? Спорить никто не станет, что малыши, чьи мамы отличаются активностью, имеют гораздо больше шансов усвоить много интересного и полезного в раннем возрасте. Их день расписан поминутно, утром ранний подъем и дела-дела-дела до самого вечера – скучать совершенно некогда. Но, как ни странно, в наш век больших возможностей, к профессиональным психологам на прием все чаще записывают деток с расстройствами сна, отсутствием аппетита, частыми перепадами настроения, ничем необъяснимой агрессией, и полным отсутствием понимания того, чем можно занять себя самостоятельно в свободное время…

Родители думают: что это? Проявление дурного характера? Очередной «переходный» возраст? Неужели весь в деда пошел? Для тревожной мамы любой из подобных домыслов может стать оправданием и пояснением неадекватного поведения ребенка. Любой, но не очевидный: ребенок просто устал от обилия информации, напряженного графика, череды событий, сменяющихся слишком быстро. Уставшего ребенка можно узнать и еще по одному «симптому» - он не может найти себе занятия, оставаясь в одиночестве. Когда исчезают воспитатели, тренера, преподаватели и наставники, вместе с их развивающими уроками, мастер-классами, ребенок остается как бы в полной изоляции, в вакууме. Вокруг него исчезает все – придуманные другими краски, звуки, объекты, исчезает и привычный «вау-эффект».

На смену им приходит обычная повседневность, будни и однообразие. Есть, конечно, и карандаши, чтобы порисовать, и бумага для творчества, есть и пирамидки и пластилин, но они почему-то сами по себе не выстраиваются в башенки, не рисуют картинки, не скатываются в колобочков. Все это нужно придумать и сделать САМОМУ, а если ребенок привык, что его все время направляют, развлекают, показывают, то ему очень и очень сложно. Как расслабиться и отдаться творчеству, если привык всю жизнь двигаться на «сверхскоростях», подпитываться сверхэмоциями аниматоров? Важный момент: именно от неумения занять себя такие детки крайне быстро «подсаживаются» на гаджеты, а как только это происходит вся польза занятий по раннему развитию полностью сводится на нет. Нервная система крохи и так уже переутомлена, а попадая под влияние виртуального мира, просто переходит в «аварийный» режим. Отсюда плаксивость, агрессия, утрата интереса к окружающему миру и тому подобные неприятности.

Глупо бояться того, что ребенок останется в стороне от экспресса под названием «Успех», так как разрекламированная польза от развивающих занятий – это не больше и не меньше, чем маркетинговая технология. Для любого ребенка куда важнее иметь веселое, беззаботное детство и спокойную, радостную маму.


Занятия только в радость

Итак, случилось неизбежное, и после приема у психолога мамочка, стремящаяся покорить вместе со своим крохой вершины всех развивающих программ, оказывается на руках с примерно такой рекомендацией: «минимизировать учебные нагрузки». Что делать? Как же ей разрешить дилемму и организовать устраивающую всех атмосферу вокруг своего вундеркинда? Первое, что она должна сделать – это попытаться понять, что обилие кружков – это не эквивалент материнской любви! Ведь не секрет, что многие родители, которые отдают трехлетнего малыша на вокал, в математический кружок, на рисование, на танцы и на иностранный язык, считают, что таким образом демонстрируют ребенку и окружающим силу своей любви. Но, уважаемые, вы, что забыли, что между тревогами, желанием все успеть, все постичь, и настоящей чистой родительской любовью нет ничего общего? Материнская любовь – это умение подарить малышне умиротворенность, уют, спокойствие, свободу и пространство, на котором будут спокойно уживаться самые разные потребности и эмоции вашего сына или дочери.

Подобная атмосфера располагает к мыслительным процессам, кроха может дольше и продуктивнее пребывать наедине со своими мыслями, догадками, может придумывать себе игры и развлечения, находить неожиданное применение окружающим предметам, собирать и пропускать через себя разную информацию – наблюдать, повторять, анализировать, делать умозаключения – одним словом РАЗВИВАТЬСЯ, причем вполне гармонично. Ум ребенка, подрастающего в благоприятной, дружеской и спокойной обстановке становится гибким и независимым.


А как же мама?

Да, действительно, а что же делать привыкшей к постоянной гонке мамочке? Возможно теперь, тревожная и чересчур «зомбированная» стремлением вырастить гения женщина станет просто мамой? Позволит и себе немного расслабиться, улыбнуться, подумать на досуге о приятном, полистать хорошую книгу или глянцевый журнал? Найдет время вместе с малышом поиграть в пылящиеся на шкафу настольные игры, понаблюдает каким смышленым и опытным становится ее ненаглядный кроха, вместе с ним сходит на веселый мультик в кинотеатр или вернется к давно оставленному в прошлом любимому хобби.

Первый утренник малышаЧитать статью
Секреты красоты во время беременности: что разрешено, а что запрещено?Читать статью
Сказкотерапия ― особенности психологического подходаЧитать статью
КурникиЧитать статью
Зарядка с гимнастической палкойЧитать статью
Кто такой психолог и как им статьЧитать статью

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.