Если
вы припомните свои детские работы, работы своих друзей, детей, пожелания
воспитателей в саду и рассуждения совершенно посторонних людей на тему детского
рисунка или, скажем, пластилиновой фигурки, то вы обнаружите любопытную
закономерность. Какую? Большинство работ каждого отдельно взятого ребенка
(нынешнего и тридцатилетней давности) будут удивительно похожи между собой.
Этакие вариации на тему «Как я провел лето» или «Кем я хочу стать»… Одним
словом, каждый уважающий себя ребенок непременно рисовал, рисует и, очевидно
будет рисовать:
А) портрет мамы
Б) семью на фоне домика и дерева
В) домик с деревом, облаками, солнцем и
травой
Г) солдата к 23 Февраля
Д) принцессу
Е) открытку на Новый Год и 8 Марта
Ж) цветы в вазе
З) дерево с раскидистой кроной и,
возможно, яблоками
Список
можно продолжать, а можно поразмыслить вот над чем. А не кажется ли вам,
дорогие родители, что как-то это все смахивает на муляж. Подлог истинных эмоций
и впечатлений. Естественно, и портрет мамы, и принцессы, и открытки — все это
очень приятные и полезные аспекты детского творчества, и всему этому непременно
должно быть место в альбомах и на стене. Но! Часто ли мы встречаем что-то еще?
Интересные сюжеты, не похожие на другие? Неожиданные цветовые решения в
стандартных предметах?
В
том и дело, порой, мы, сами того не ведая, предлагаем малышам шаблон вместо
полета воображения и умудряемся называть получившееся творчеством. И по этой
причине частенько можно услышать вопросы типа: «Ну, разве трава бывает такой?
Она ведь зеленая!» или «А почему у тебя домик такой странный? Бабы Яги что ли?»
Настоящее
Творчество начинается там, где заканчиваются шаблоны, и появляется смелость
воображения. И такое Творчество идеально для развития мышления, речи и
гармоничного склада всей формирующейся личности. Любой другой творческий
процесс — есть также весьма полезное дело, упражняющее малыша в мелкой
моторике, внимании и контроле. Но, зачем добавлять границы там, где и без них
можно обойтись?
В мастерской юного
гения
Итак,
нам предстоит мастер-класс по спонтанному творчеству. Оно, как уже говорилось,
обладает большим развивающим потенциалом и является более близким природе
детской психики. В общем, девиз такой: Дайте возможность малышу раскрыться, и
вы увидите в нем еще более интересную и зрелую личность. А так и до
гармонизации детско- родительских отношений рукой подать. Ведь многие до тех
пор трудные вопросы решатся сами собой или вообще потеряют всякий смысл.
Прежде
всего, если вам хочется запустить творческие процессы у малыша, оборудуйте для
него мастерскую. Пусть в комнате найдется уголок с мольбертом, столиком,
набором красок и карандашей. Подарите карапузу альбомы и листовую бумагу разной
текстуры и цветов. И, самое главное, пусть все это богатство будет в доступе, а
не за семью печатями, дожидаясь маминого подходящего настроения.
Когда
все готово, следующий шаг может оказаться не простым. И заключается он в борьбе
с собственными привычками раздавать шаблоны. И вы знаете, что трава зеленая, и
малыш, уверяем вас, видит ее точно такой. Но белый лист бумаги имеет право
пробудить юного гения к полету фантазии и к экспериментам. Радуйтесь, если это
произойдет — у вашего малыша большое будущее! Потому, все собственные
представления о цветах и формах, наклонах и линиях — вообще о похожести —
оставьте, как собственную данность. У малыша должна родиться своя.
Ну,
если и это вам удается, примите наши сердечные поздравления! Время переходить к
мастер-классам.
Рисовать, значит жить!
Самая
первая техника — ее естественным образом осваивают самые юные художники — «Каляка-маляка». Может быть, вы
замечали, что даже относительно взрослый ребенок иногда любит почиркать
карандашами. Кто-то помудрее считает это штриховкой, остальные торопятся
пристыдить, мол, такой большой, а на ерунду потратил время. А вот и не на
ерунду. Через хаотичную «штриховку» и круговую «малевку» нередко выходит
бессознательное напряжение, и реализуются запертые эмоции. К тому же, эти линии
требуют совершенно особенной работы кисти руки, а значит, и мозга. Таким
образом, если вы будете время от времени предлагать малышу «побаловаться» и
«почиркать» на бумаге, вы держите на прицеле сразу несколько зайцев. Особенно
эта техника работает, если вы видите, что кроха чем-то расстроен. Попробуйте,
вам и самим понравится!
Еще
один вид спонтанного рисования — это создание «мандалы» (ударение на первый слог). В переводе этот термин
означает «круг», а если наделить его смыслом, то круг становится не простым, а несущим
отпечаток физиологического и психологического состояния на момент рисования.
Ну, как при моментальной фотографии. Есть целые традиции создания мандал, но с
нашим вариантом они имеют не много общего.
Сегодня никаких традиций, сегодня перед нами с малышом только бумага,
краски и настроение. Ребенку, начиная с трех лет, будет понятна инструкция:
«Нарисуй свое настроение» или «Как ты себя чувствуешь? — нарисуй это!». Перед
вами расцветут кружочки, пятна, полоски, кляксы, а может быть целая картина (в
более старшем возрасте). Вы увидите, каким станет настроение у малыша в конце
работы. Он будет спокойным и радостным, чуть сосредоточенным и очень
покладистым. А все потому, что вы подарили ему встречу с самим собой. Кстати, и
вам ни кто не запрещает присоединиться! Удивительно, но эти «моментальные»
картинки сохраняют смысл и эмоции. Потому, если «мандала» позитивна и кроха
рисовал ее в хорошем расположении духа — просто пометьте маленькой стрелочкой
верх и низ и уберите в папку. Потом, достаточно будет просто посмотреть на
картинку, и настроение юного гения сразу подтянется.
Правополушарное
рисование
Неужели
не слышали о нем? О, проще и сложнее быть не может. Точнее, проще — для детей,
а сложнее — для взрослых с ведущей правой рукой. Чтобы нервная система малыша
развивалась гармонично, нужно давать «выговориться» разным частям головного
мозга. Но обычно мы делаем акцент на ведущей руке и забываем о второй стороне.
И напрасно, ведь она дарит нам творческий заряд в решении повседневных
вопросов, помогает находить нестандартные решение и, значит, быть всегда на шаг
впереди за счет эффективности.
Ну,
говорить можно долго, а лучше раскрыть перед карапузом краски и предложить
кисть не в ведущую руку (для правшей — в левую, для левшей — в правую). А
дальше — свободное задание. Хоть домик, хоть солнышко…
Пробуйте,
экспериментируйте, создавайте домашние выставки и хвалите, хвалите своих
ненаглядных ребят. В каждом из них живет гений, не помешайте ему проявиться!
Предлагает воспользоваться услугами нашего партнера - мастерская багета и портретов в Москве http://Real-Master.ru. Реал Мастер это оформление в багетные рамы картин, зеркал,
вышивок, постеров, акварелей. Большой выбор
деревянного, пластикового и алюминиевого багета. Более 3000 образцов
рам, более 200 видов паспарту.
Комплексное
оформление интерьера с выездом багетного дизайнера. Есть каталог
постеров под печать на заказ, различные типы подрамника, галерейная
натяжка холста.